Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Информация и высокие технологии как факторы производства




Как мы уже знаем, тенденции развития рынка практически никогда нельзя предвидеть абсолютно точно. Поэтому в процессе развития рыночной экономики всегда присутствует значительная степень неопределенности. Предприниматель стремится предугадать, какая перспективная ниша откроется в ближайшем будущем, чтобы в нее вложить свои средства. Если его расчет оказался верным, и ему несколько повезло, - он выйдет победителем. Если нет, - может понести серьезные убытки. Именно неопределенность делает важным фактором производства в современной экономике информацию. Знать – значит быть готовым к определенному ходу событий и своевременно адекватно на эти события отреагировать. Именно стремление к владению информацией заставляет предпринимателей тратить весьма значительные средства и силы на проведение исследований, в том числе - фундаментальных.

Под новой рыночной нишей понимается платежеспособная потребность, уже осознанная людьми, но еще не получившая удовлетворения, или удовлетворенная лишь частично, не в полном объеме или на не достаточно высоком уровне качества. Открытие новой ниши почти всегда связано с появлением новой потребности, то есть нужды в чем-то, чего пока нет, и в целях удовлетворения этой новой потребности еще предстоит создать, разработать, произвести и продать новый товар.

Созданием, разработкой и продвижением на рынок новых товаров занимаются предприниматели, функционирующие в сфере инновационного предпринимательства. Как самостоятельный вид деятельности, оно появилось в результате эволюции конкуренции, когда предприниматели оказались вынужденными искать новые конкурентные преимущества не в традиционных сферах: цене и качестве, а в новых – удовлетворении новых потребностей на основе создания, разработки, производства и реализации новых товаров. Такой вид конкуренции получил название конкуренции новых товаров.

Создание, разработка, производство, внедрение, распространение, совершенствование нового товара и изъятие его из оборота после выработки потенциала принято называть инновацией, а новый товар есть результат определенной инновации. Для изготовления нового товара обычно требуется новая технология производства, поэтому чаще под новой технологией понимают и новый товар как таковой, и систему технологических приемов его производства.

В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в которую внедряется новинка, принято выделять три вида инноваций: технологические, организационно - управленческие, социальные. Продукт первых – непосредственно новые технологии, то есть новые товары и технологические процессы, обеспечивающие их эффективное производство, вторых - новые технологии управления, как производством, так и организацией в целом, которые призваны создать благоприятные условия для осуществления технологических инноваций и поэтому являются служебными, третьих – нововведения в социальной сфере, повышающие уровень и качество жизни малообеспеченных граждан, такие нововведения нуждаются во внешнем финансировании, они являются производными, поскольку средства для их проведения необходимо заработать в процессе осуществления технологических и организационно-управленческих инноваций.

По уровню радикальности выделяют инновации революционные и эволюционные. Первые предполагают появление принципиально новых технологий, направленных на удовлетворение принципиально новых потребностей за счет новых товаров и технологических процессов. Вторые – на совершенствование уже созданных технологий, это совершенствование осуществляется непрерывно, хотя перемены могут быть не очень существенными.

Отличительной чертой нового товара является не только удовлетворение новых потребностей, но еще и то, что он обладает более высоким, чем остальные товары, технологическим уровнем. Технологический уровень – сложное понятие, отражающее широкий спектр свойств товара, характеризующих его способность на определенном уровне удовлетворять конкретные потребности людей. Его можно определить как функцию от сочетанного влияния на людей уровня производительности труда, обеспечиваемого предлагаемой технологией, качества, надежности, экологичности, безопасности этой технологии и ее продукта и т.п. Разные факторы на конечный результат влияют в разной степени. Степень этого влияния для каждого отдельного фактора может быть оценена специальным степенным коэффициентом, показывающим его долю влияния на результат в совокупном влиянии всех факторов. В разные временные промежутки степень влияния отдельных факторов может быть различной, поэтому степенные коэффициенты могут изменяться. Кроме того, в зависимости от специфики конкретной ситуации, может меняться даже и сам набор факторов, определяющих технологический уровень. В общем, с определенным уровнем абстракции, сущность технологического уровня можно передать следующей формулой:

 

ТУ = f (ПТ х Кач. х надежн. х эколог-ть х безопасн-ть х социальн. эффект и т.п.).

 

Обычные товары и связанные с ними технологии имеют обычный средний технологический уровень. Устаревшие товары и технологии их производства имеют низкий технологический уровень, поэтому они не способны удовлетворять потребности на приемлемом уровне, следовательно, теряют потребителя и постепенно их производство сворачивается. Новые же технологии и товары, в частности, обладают высоким технологическим уровнем, поскольку они за счет своих новых свойств удовлетворяют потребности людей на самом высоком уровне, пока недоступном аналогам, если эти аналоги вообще существуют.

Роль высокотехнологичных отраслей и новых товаров в экономической системе очень важна. Они выступают технологическим лидером, вынуждают другие товары и прочие элементы среды тянуться за собой, развиваться и повышать свой технологический уровень. Обычно технологический лидер предопределяет тенденции развития базовых для его отрасли технологий. Поэтому быть технологическим лидером не только почетно, но еще и выгодно. Чтобы стать технологическим лидером, надо осуществить прорывную технологическую инновацию, предложить рынку некий новый продукт, обладающий новыми характеристиками и, следовательно, высоким технологическим уровнем. Чтобы сохранить технологическое лидерство, эту технологию надо развивать, совершенствуя продукт и технологию его производства. Совершенствование продукта дает повышение его надежности, улучшает эксплуатационные характеристики и дизайн. Совершенствование технологии производства повышает качество изделия и позволяет за счет снижения издержек снижать цены, увеличивая объем продаж. В целом совершенствование способствует увеличению емкости рынка данного товара, позволяя увеличить получаемую от него массу прибыли.

Возможности совершенствования технологий имеют предел, то есть тот технологический уровень, выше которого по объективным причинам данная технология подняться не может. Этот уровень принято называть технологическим пределом данной технологии. Наличие технологического предела порождает проблему: обладатель технологического лидерства может его потерять, если своевременно не начнет разрабатывать новую альтернативную технологию, потенциально обладающую более высоким технологическим уровнем, чем используемая в данное время в качестве базовой. В этом случае более перспективную технологию рынку может предложить конкурент, забрав себе значительную часть покупателей, поскольку его товар будет иметь более высокий технологический уровень и, следовательно, удовлетворять потребности на более высоком уровне. Восстановление технологического лидерства – процесс сложный, связанный с большими издержками, но вполне возможный.

Разница в технологических пределах разных технологий составляет технологический разрыв. Сущность технологического развития заключается в том, что инноватор предлагает новую прорывную технологию, оттягивая на себя жаждущих нового товара покупателей, и всем остальным субъектам данного целевого рынка остается либо быстро преодолеть предложенный технологический разрыв, освоив данную технологию, либо предложить свою, имеющую соответствующий технологический уровень, либо уйти.

Хорошей иллюстрацией процесса технологического развития является технологическая кривая, которая есть набор точек, показывающих определенное сочетание достигаемого технологией в данный момент времени технологического уровня и имеющих место затрат, обеспечивающих достижение такого технологического уровня. Если по вертикальной оси отложить технологический уровень, а по горизонтальной – соотношение затраты/время (500 долларов в неделю, 600 долларов в неделю и т.п.), то технологическая кривая будет иметь S-образную форму. Такой характер технологической кривой обусловлен следующим моментом: на начальных этапах развития некой технологии прирост вложений в нее дает незначительный прирост ТУ, поскольку необходимая критическая масса информации о технологии еще не накоплена. Следовательно, кривая поднимается вверх медленно, она полога. По мере накопления знаний относительно небольшой прирост затрат начинает давать существенный прирост ТУ и, следовательно, кривая начинает подниматься вверх достаточно резко. По мере приближения к технологическому пределу все более значительный прирост затрат дает все меньший прирост ТУ и кривая получает второй перегиб, поскольку теперь она опять полога, она демонстрирует замедление прироста ТУ, а затем и исчезновение такого прироста.

Важно: при появлении тенденции ко второму перегибу необходимо уже иметь несколько вариантов альтернативных технологий, дальнейшая разработка которых должна обеспечить своевременное появление новой базовой технологии, имеющей более высокий технологический предел и, следовательно, обеспечивающей непрерывный рост технологического уровня данного инноватора. Эта новая технология также однажды приблизится к своему технологическому пределу и потребует замены. В динамике мы получим цепочку технологических кривых, последовательно сменяющих одна другую и повышающих технологический уровень в соответствии со своими возможностями. Переход от одной технологической кривой к другой означает проведение революционной инновации, подъем по одной технологической кривой от ее начала к концу – последовательное осуществление нескольких эволюционных инноваций.

Инициирование и преодоление технологического разрыва – весьма непростое дело. Чтобы это было возможным, субъект высокотехологичной отрасли экономики должен обладать исследовательской базой, широким штатом квалифицированных исследователей и разработчиков продуктов, достаточными финансовыми средствами. Иногда, как на корпоративном, так и на национальном уровне, складывается так называемый порядковый технологический разрыв. Он имеет место, когда один субъект экономической системы находится на одной технологической кривой, а другой – лидер – ушел далеко вперед, пройдя следующую кривую, и выйдя на третью. То есть, порядковый разрыв имеет место, когда технологические позиции конкурентов таковы, что между технологическими кривыми, на которых они в данный момент находятся, имеется промежуточная кривая, уже пройденная лидером, но пока не доступная отстающему. Преодоление такого технологического разрыва крайне затруднительно, и пока история знает лишь один яркий случай такого преодоления: японское экономическое чудо.

Прорывные характеристики новшества, обеспечивающие ему высокий технологический уровень, достигаются в результате проведения глубоких, часто – широкомасштабных научных исследований. Причем, в современных условиях, фирмы и корпорации часто, в целях достижения желаемого результата, проводят весь комплекс исследований, включая фундаментальные и прикладные, а также – опытно-конструкторские разработки. Фундаментальные исследования дают информацию о возможных направлениях технологического развития, о возможностях, которые каждое из направлений открывает перед инноватором и высокотехнологичными отраслями в целом. Прикладные исследования дают информацию о том, какие продукты, какие потребности и на каком уровне удовлетворяющие, могут быть разработаны и произведены в соответствии с этими возможностями. То есть, на этапе прикладных исследований новый товар создается на уровне концепции. Разработки нацелены на получение не просто информации, а конкретного результата, подлежащего коммерциализации: конструкции желаемого товара, во всех деталях и подробностях, и технологического процесса его производства. Естественно, эти исследования недешево стоят, поскольку надо содержать значительный штат высококвалифицированных исследователей, исследовательские центры, институты и опытные заводы, с большим количеством уникального оборудования.

Технологические исследования необходимо дополнить исследованием системы управления и маркетинговыми исследованиями, что позволит расширить рыночный потенциал новинки и создать оптимальную систему управления ее коммерциализацией, позволяя увеличить массу прибыли.

Как мы уже сказали, прорывное новшество создается на основе результатов фундаментальных исследований. Эти результаты представляют собой информацию об открывающихся возможностях, которая всегда носит вероятностный характер и обладает значительным уровнем неопределенности. Такая неопределенность делает исследования, как фундаментальные, так и прикладные, весьма рискованными. Риск возникает потому, что предприниматель вкладывает средства в финансирование исследований, которые желаемый результат может быть дадут, а может быть и нет. Но средства потрачены, и их, при отсутствии требуемого результата, не вернешь, поскольку коммерциализировать нечего. Кроме того, результат может быть получен слишком поздно, когда рынок уже захвачен конкурентами, или слишком рано, когда потребитель еще не готов за дорогой новый товар платить требуемую цену, или вообще может быть получен совсем не тот результат, который сейчас востребован рынком. И это в дополнение ко всем тем рискам, с которыми сталкиваются предприниматели в других секторах рынка.

Таким образом, исследования и основанное на их результатах функционирование в сфере инновационного бизнеса всегда связаны с риском и значительными дополнительными затратами. Дополнительная же прибыль, существенно превышающая среднюю, появляется только тогда, когда исследования дали прорывный результат и его удалось быстро и грамотно коммерциализировать. Несмотря на повышенный риск и затраты, предприниматели стремятся функционировать в высокотехнологичных отраслях экономики, поскольку это позволяет получать технологическое лидерство, определять тенденции развития технологий, а в случае неудачи продавать неудачные новинки по ценам обычных товаров, сокращая убытки.

Кроме того, высокотехнологичные фирмы имеют возможность корректировать риски за счет избрания оптимальнойинновационной стратегии, распределения или рассредоточения риска. Инновационная стратегия – долгосрочная, перспективная цель и общие средства функционирования фирмы в высокотехнологичной сфере экономики. В общем, можно выделить три основных вида такой стратегии: наступательная, защитная, имитационная. Наступательная стратегия имеет место, когда целью является получение технологического лидерства, а средством – выход на рынок с прорывными новшествами раньше всех возможных конкурентов. Реализация такой стратегии связана с глубокими, широкомасштабными исследованиями, а следовательно, - с резко повышающимся риском и затратами. Фирмы идут на это, поскольку, в случае удачи, получат монопольно высокую прибыль, с лихвой окупив все затраты и по тем проектам, которые желаемого результата не дали. Если основной целью является не получение технологического лидерства, а долгосрочная максимизация прибыли от инновационной деятельности, средства используются другие: фирма самостоятельно создает и разрабатывает новшество, но на рынок его выносит и даже финансирует организацию массового производства только после того, как кто-то из конкурентов проверит реакцию рынка на аналогичный продукт. Такая стратегия называется защитной. Она не дает значительных преимуществ по затратам и, следовательно, ценам, но позволяет существенно снижать риск, поскольку осуществление и финансирование наиболее затратных этапов инновационного цикла начинается только после того, как фактор риска практически снимается. Максимизация прибыли здесь достигается за счет быстрого совершенствования нового товара. Защищающийся субъект может учесть первую реакцию рынка на новшество и доработать свой продукт, привлекая в течение периода распространения дополнительных клиентов, расширяя емкость рынка своего товара, делая его нишу более долгосрочной. Об имитационной стратегии говорят, когда цель заключается в краткосрочном получении высокой нормы прибыли, а средство – в копировании чужих достижений, в упрощении технологий и товаров за счет замены дорогостоящих деталей дешевыми, а сложных трудоемких операций – простыми. Имитация, естественно, снижает технологические и эксплуатационные характеристики новшества, но имитатор этого не декларирует, а, при резко сниженных затратах, продает свое изделие по общепринятым ценам. В условиях ажиотажного спроса периода распространения факт подделки будет раскрыт далеко не сразу, а имитатор тем временем получит неплохой доход, практически ничем не рискуя. Для имитатора главное – своевременно уйти с рынка, а также – своевременно начать переход к более высоким видам инновационной стратегии. Последнее очень важно, поскольку и наступающие, и защищающиеся фирмы осуществляют исследования и, следовательно, непрерывно повышают свой технологический уровень, а имитатор этого не делает, что, при долгосрочном злоупотреблении, грозит ему непреодолимым технологическим разрывом.

Распределение риска имеет место тогда, когда финансирование инновационного проекта уже на ранних его стадиях осуществляется не только самим инноватором, но и потенциальным пользователем результата, или другим субъектом. Например, при осуществлении сложных проектов, связанных с военными НИОКР, доля государства в их финансировании в США достаточно велика.

Рассредоточение риска – внутреннее дело высокотехнологичной фирмы. Она может рассредоточить риск между несколькими проектами, формируя портфель инновационных проектов так, чтобы один высокорискованный проект дополнялся несколькими, связанными с низким риском. Таким образом, затраты будут компенсироваться, а средний риск снижаться.

Таким образом, в современной экономике, в условиях конкуренции новых товаров, информация и полученные на основе исследований новые высокие технологии являются важнейшими факторами производства. Их использование позволяет создавать, разрабатывать, производить и реализовывать новые товары, обладающие высоким технологическим уровнем и удовлетворяющие новые потребности. С одной стороны, использование информации и высоких технологий как важных факторов производства повышает риск и затраты, но с другой – дает механизмы снижения этого риска, вполне реальные возможности получения высокой нормы прибыли и возможности значительного повышения уровня и качества жизни людей. Высокой ценностью обладает информация всех видов: рыночная, технологическая, управленческая, социальная, поскольку новая технология, включая сам товар и техпроцесс, основывается на технологической информации, и должна обладать достаточным рыночным потенциалом и положительным социальным эффектом, а успешная коммерциализация новшества возможна только при использовании адекватной системы управления.

 

Раздел 3. Макроэкономика. ЛК – 24 часа, ПЗ- 6 часов, СРС - 10 часов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.