Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение древнерусской государственности (VIII-X вв.)




Русские земли в XI-XII вв.

Возникновение древнерусской государственности (VIII-X вв.).

План

3.2. Древняя Русь в период расцвета (конец X – первая половина XI вв.).

Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.

Древнерусское государство возникло в период появ­ления на исторической арене других европейских государств: распад им­перии Карла Великого (843) на Западное (будущая Франция), Среднее (позже Италия) и Восточное (Германия) королевства; Моравское государ­ство (830); Венгерское государство (896); Польское государство (960).

Предпосылками образования Древнерусского государства были:

· Развитие производительных сил восточнославян­ских племен.

· Формирование соседской общины, внутриобщин­ного самоуправления, племенных правителей.

· Развитие торговли, в т.ч. международной и межпле­менной.

· Рост социального и имущественного неравенства, выделение племенной знати.

· Существование внешней опасности.

В VIII-IX вв. восточные славяне заселили берега Невы, освоили леса на южном побережье Ладожского озера, вышли к рекам Сясь, Паша, Свирь. Восточные славяне или русские принесли в Приневье высокую материальную культуру – пашенное земледелие, высокоразвитое мастерство. Отношения с местными финно-угорскими племенами – чудь, водь, ижора, весь, карелы – носили мирный характер. Местные племена облагались данью и наравне с русскими находились под руководством князей.

Особенностями складывания древнерусского государства были:

Во-первых, значительное влияние Византии, одного из наи­более развитых государств того времени, наслед­ницы античной цивилизации.

Во-вторых, с момента возникновения государства оно имело полиэтничный характер, но ведущую роль играл древнерусский этнос.

В-третьих, на развитие страны оказывали влияние различ­ные религии, но в качестве государственной после эпохи язычества было выбрано христианство.

Новейшие археологические открытия в Новгороде и их влияние на представления о происхождении Древнерусского государства.

Многие достоверные факты по истории Древней Руси добыты археологами. 26 июля 1951 г. в Новгороде на Неревском раскопе была обнаружена первая берестяная грамота. С тех пор писем на коре березы в 11 городах России найдено уже более тысячи, и 915 из них приходится на новгородские раскопы. Летом 2010 г. в Великом Новгороде и Старой Руссе было найдено более 40 берестяных грамот.

На территории первоначальной крепости Новгорода, по мнению ученых (академики Б. А. Рыбаков, В. Л. Янин и другие) находились языческое капище (место для религиозных отправлений), кладбище и место вечевых собраний. Эта территория была местопребыванием древнего племенного (или межплеменного) центра, обладающего признаками, традиционными как для Восточной, так и для Северной Европы раннего средневековья. В древности кладбище обычно служило и местом вечевых сходок, и местом суда, и местом различных административных отправлений, а также культовых празднеств и игрищ; иными словами, это, как правило, был центр племени. Недаром в русском языке словом "погост" означается и кладбище, и административный центр нескольких деревень. В русских городах жила основная масса землевладельцев-бояр, имевших обширные хозяйства в сельской местности. Они были заинтересованы в сборе и дележе дани, собираемой в прилегающих территориях. Так в городах зарождался государственный аппарат, происходила консолидация верхних слоев общества, укреплялись межтерриториальные связи, то есть развивался процесс становления государства.

Пути возникновения городов в Древней Руси.

Города возникали как административные центры, резиденции князей, посадников. Некоторые города вырастали из укрепленных мест, форпостов в приграничных зонах. Город, как правило, строили на холме, на месте слияния двух рек, что обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом и крепостной стеной, называлась кремлем, кромом или детинцем. Там находились дворцы князей, дворы бояр, церкви, а позднее и монастыри. К кремлю примыкала ремесленная часть города – посад. Отдельные районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности назывались слободами.

В городах рядом с князьями и боярами старались располагаться священники. Города были сосредоточием культуры того времени, центром различных инноваций, которые постепенно проникали на другие территории. Распространителями передового опыта были люди интеллигентных профессий – переписчики книг, архитекторы, художники, врачи. Большинство грамотных людей того времени также находилось в городах. На землях, прилегавших к городам, вводилось трехполье, распространялись новые сельскохозяйственные культуры, породы скота. Стали строиться ветряные и водяные мельницы. В основном в городах велось каменное, особенно храмовое строительство. Известно более 150 памятников архитектуры, дошедших до нашего времени от домонгольского времени. Строительное искусство достигло в Древней Руси достаточно высокого уровня и кадры наиболее квалифицированных строителей располагались также в городах.

Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII-IX вв.

Низшим звеном социальной организации славянского общества также была соседская (территориальная) община – мир, вервь. Название вервь происходило от слова «веревка», которой измеряли землю при её распределении внутри общины. Хозяйства отдельных семей совместно обрабатывали земли, были связаны круговой порукой, взаимной ответственность за уплату долга и т. д. Земледельцы являлись непосредственными производителями хлеба и других продуктов, необходимых для всех жителей.

Система земледелия в восточнославянских землях постепенно усовершенствовалась, районы земледелия расширялись. Постепенное освобождение от тяжелого труда при подсечном земледелии, работа на «старопахотных землях», расчищенных предыдущими поколениями, делала не нужной принудительную коллективность родового строя. Теперь уже отдельная семья могла прокормить себя сама, а это означало отмирание родового строя. На его место пришла соседская община. Хозяйственной ячейкой преимущественно становилась малая семья. Частная собственность не могла возникнуть до тех пор, пока человек не осознал свою отдельность от рода. Впоследствии на развитие самосознания отдельной личности, несомненно, воздействовали материальные результаты раздробления общей родовой собственности.

Сельская община возникла, развивалась и, видоизменяясь, просуществовала тысячу лет, до ХХ века. Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении всей истории феодализма. Количество таких общин постепенно сокращалось. Впоследствии они остались только на крайнем севере страны.

Древнерусское государство в оценках современных историков.

О становлении русской государственности много спорят. «Итак, можно наметить следующие стадии восточнославянского политогенеза. На протяжении VI-VIII вв. у славян существовала военная демократия, во времени развивавшаяся не очень динамично. Затем наблюдаем развитие вождества от более ранней, примитивной формы к более развитой (IX-X вв.)... Консолидированное вождество предшествовало формированию гражданской общины, которое приходится на период XI – первую половину XII в. В дальнейшем идёт интенсивный процесс распада сформировавшихся городов-государств на более мелкие. Процесс этот по-разному протекает в различных землях. Ни одну из этих стадий нет возможности связать с государством», - характеризует происходивший исторический процесс А.Ю. Дворниченко[1].

Согласно норманнской теории (немецкие ученые Г.-Ф. Миллер и Г.-З. Байер, Н.М. Карамзин и др.) древнерусское государство было ос­новано варягами (викингами, норманнами, то есть скандинавами). Их в 862 г. пригласили княжить, управлять собой два славянских (иль­менские словене и кривичи) и два финских племени (чудь и весь).

М.В. Ломоносов. Д. И. Иловайский, С.А. Гедеонов, советский академик Б.А. Рыбаков и другие доказывали, что уже в VI-VIII вв. славяне объединялись в крупные суперсоюзы. В качестве таких протогосударств назывались «Держава волынян», Куяба (вокруг Киева), Славия (вокруг Новгорода), Артания (район Рязани, Чернигова), «Русь». Антинорманнисты, сто­ронники «сла­вянской теории» считали, что славяне-земледельцы стояли на более высокой ступеньке раз­вития, чем разбойные скандинавы, не нуждались в их услугах.

На Украине создателем украинского (не русского) государства счи­тают западного славянина (венеда) Рюрика, а его родовой знак (тотем), изо­бражающий сокола, падающего на добычу, является государственным сим­волом современной Украины (выглядит как трезубец).

Согласно «карельской версии» современного историка В.И. Паранина государство восточных славян базировалось в VI-VIII вв. на территории современного Карельского перешейка. Автор объяснял, что«ка­рельские» русы уже тогда контролиро­вали пути «из варяг в греки» и «из варяг в арабы», то есть к Черному и Кас­пийскому морям. Их вождь (хакан) закрепился в Старой Ладоге, что и по­лучило отражение в летописи. Карельский перешеек в древних источниках оказался «островом», так как территорию проживания русов с востока омывало Ладожское озеро, с юга река Нева, с запада Финский зали­в, а с севера – сплошная в то время водная система реки Вуоксы.

Полулегендарный Рюрик (время правления 862-879 гг.) пришел с дружиной в Старую Ладогу. Затем переместился в Новгород. Он стал первым правителем у ильменских словен, кривичей, веси и чуди; присоединил к своему государству племена весь, мерю, мурому; основал династию Рюриковичей, которая правила в России в 862-1598 гг. Рюрик предположительно похоронен в окрестностях Приозерска, города на берегу Ладожского озера в Ленинградской области. В 1862 г. в Новгороде в правление Александра II был установлен памятник «Тысячелетию России». 862 г. среди большинства российских историков считается исходной точкой российской государственности.

3.2. Древняя Русь в период расцвета (конец X – первая половина XI вв.).

Особенности социально-политического развития Древнерусского государства.

В период расцвета Древнерусского государства в правление Владимира I (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054) Русь располага­лась на территории в несколько миллионов квадратных километров. От Балтийского (Варяж­ского) и Белого морей, Ладожского озера на севере до Черного (Русского) моря на юге, от восточных склонов Карпатских гор на западе до верховьев Волги и Оки на востоке. Численность населения оценивается от 5 до 12 млн. че­ловек.

Верховная власть принадлежала великому князю, старшему среди Рюриковичей. В управлении участвовала Боярская дума, которую перво­начально составляли старшие дружинники. Во всех землях важную роль играло народное вече. Управление осуществ­ляли князья, посадники из бояр, воеводы, выборные тысяцкие в городах и др. Вооруженные силы включали в себя профессио­нальную княжескую дружину и ополчение.

После принятия в 988 г. христианства Русская пра­вославная церковь полностью поддержи­вала государство и зависела от него, так как по Уставу Влади­мира, провозглашенного святым, получала на свое функциониро­вание 10% от всех доходов в государстве. Великие князья факти­чески назначали высшее духовенство, поощряли развитие мона­стырей. Принцип преобладания светской власти над духовной обычно называют цезарепапизмом.

Древнерусская семья составляла двор, «дым», «десяток». Семьи составляли тер­ри­ториально-соседские (уже не кровно-родственные) общины («вервь», «сотня»). Общины тяготели к погостам – торговым и административным центрам, на месте которых вырастали города («полк», «тысяча»). На месте прежних племенных союзов форми­ровались княжества («земли»).

Проблема особенностей социального строя Древней Руси.

В современной отечественной исторической науке преобладает мнение о том, что в Древнерусском государстве абсолютное большинство населения составляли свобод­ные кре­стьянеобщинники. Общину (вервь) называли также «сотней», позже - «губой». Полноправные «люди», «мужи» вели хозяйство, участвовали в общественной жизни. Своеобразную общину составляло и население городов, среди кото­рых наи­боль­ший интерес представляют Новгород с его вечевым строем.

Зависимые категории – рядовичи, закупы, холопы – обычно работали на князей и бояр. Изгоями на Руси называли людей, утративших свой статус по каким-то причинам.

Дискуссия о характере общественно-экономической формации в отечественной науке. Концепции «государственного феодализма» и «общинного строя».

Академик Л.В. Черепнин предложил концепцию государственного феодализма в Киевской Руси. Он исходил из того, что дань собиралась с крестьянского населения как феодальная рента. То, что не было феодальных вотчин, компенсировалось распределением дани среди дружинников, как совокупного господствующего класса.

Концепция общинного строя (И.Я. Фроянов) исходила из того, что в X – начале XI вв. в результате перехода от племенной организации к территориальной произошло складывание городских (городовых) волостей, составленных из главного города с пригородами и сельских округ. Эти городские волости являлись первыми формами государственности Древней Руси. Они представляли собой союз общин во главе с торгово-ремесленной общиной главного города. Таким образом, государство возникло на общинной основе.

Есть все основания считать, что Древняя Русь представляла собой раннефеодальную монархию и в этом походила на другие европейские госу­дарства того периода. В правление Ярослава Мудрого (1019-1054) древнерусская политическая система обладала всеми признаками, которые должны характеризовать государственность: развитый государственный аппарат, писаное право («Русская Правда»), международные договоры, границы, своя монета («златники» Владимира I и «сребреники» Ярослава Мудрого) и т.д.

Степень внутреннего единства, прочности государственного устрой­ства Древней Руси является предметом споров. Немало сторонников имеет позиция современных петербургских исследователей И.Я. Фроянова, А.Ю. Дворниченко, кото­рые рассматривает Древнюю Русь как объединение союзов племен, своеоб­разную конфедерацию городов-государств, сложных гражданских общин. Особое внимание обращается на роль городов, ко­торые контролировали территории «волостей» и пригороды.

Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.

По-разному происходило возникновение и развитие феодального зем­ле­вла­дения и связанное с ним закрепощение крестьянства. Во всех феодальных обществах земля была главной ценностью. Для обработки земли феодалы-землевладельцы применяли различные системы эксплуатации крестьянского труда, без приложения которого земля оставалась мертвой.

Как правило, земля первоначально предоставлялась за военную службу правителю страны, но затем становилась наследственной частной собственностью. Крестьяне не имели земли, работали в хозяйстве землевладельцев (сеньоров), оказывались от них в полной зависимости, становились крепостными, то есть их «привязывали» к земле. Феодальную ренту (плату за пользование землей) составляли продукты, деньги, рабочие руки, которые крестьяне отдавали феодалам. Феодальное землевладение в Англии на­зывали ма­нором, во Франции и мно­гих дру­гих стра­нах – сеньорией, а в России – вотчиной.

В русских землях земли было много, было куда уйти и давление со стороны князя, его администрации имело определенные пределы. Колониза­ция свободных территорий, их хозяйственное освоение происходили почти непре­рывно. От набегов кочевников спасались в ближайшем лесу. Процесс феодализации, ограничения свободы сельских и городских тружеников проходил медленно.

Проблема формирования элиты Древней Руси.

В IХ – Х вв. основной формой зависимости крестьян были государственные подати: поземельная подать – дань (полюдье), судебные подати (виры, продажи) и т. д. Но земледельческие общины постепенно переходили под покровительство князя и его дружины. В Х в. появилось отдельное домениальное землевладение киевских князей.

Каждая вотчина представляла собой нечто вроде маленького независимого государства со своим самостоятельным хозяйством. Феодальная вотчина была устойчива потому, что вела натуральное хозяйство. Феодальные дворы с их запасами продуктов являлись как бы узлами прочности, устойчивости нового общества. В случае необходимости крестьян привлекали на «барщину», т. е. на общие работы в пользу хозяина.

В ХII – первой половине ХIII в. на первое место выходят боярские и княжеские вотчины, а также церковные, феодальные по своей сущности земельные владения. Но большинство непосредственных производителей продолжало оставаться лично свободными людьми. Они зависели только от государственной власти, уплачивая дань и иные государственные подати.

Роль вече.

При объединении восточнославянских родоплеменных союзов (поляне, древляне, словене, кривичи и др.) в древнерусское раннефеодальное государство племенные сходки, собрания всех одноплеменников постепенно превратились в вече – ключевой институт древнерусской демократии.

В IX-XII вв. значительное большинство населения, во всяком случае, свободные, пол­ноправные мужчины, главы семей, “мужи”, активно участвовало в жизни общества. Общепризнанным считается, что вече, народное собрание играло значительную роль не только в Новгороде и во Пскове, но и в других крупных городах. Вечевые сходки определяли отношения с князем, решали вопросы войны и мира, финансовые, судеб­ные и некоторые другие. Известно, что в Новгороде с 1095 по 1305 год князья менялись 58 раз, задерживаясь иногда лишь по несколько месяцев. На великокняжеский киев­ский престол 14 из 50 князей были непосредственно приглашены вечем, а прочие про­сто не вызвали возражений. Дело в том, что, например, крупный военный поход про­водился силами не только княжеской дружины, но и народного ополчения, собрать которое без всеобщего согласия было сложно. Слово «вече» происходит от «вещать, говорить». Слово «парламент» тоже происходит от глагола «говорить».

Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси.

В догосударственный период центры управления племенами именовались «градами». В города и городки постепенно превращались многие замки-крепости. В укрепленных дворцах накапливались запасы железных орудий труда, оружия, посуды, зерна, холста, изделия из драгоценных металлов.

В Древней Руси в городах повсеместно действовало городское самоуправление. Вечевые собрания избирали десятских, сотских, тысяцких. Князья стремились установить над городами жесткий контроль путем назначения своих специальных представителей – посадников, воевод, так называемых «старцев градских».

В городах, большинство из которых имело от нескольких сотен до нескольких ты­сяч жителей, развивалось ремесло (более 60 специальностей), торговля. Русское ремесло того времени по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу Западной Европы. По технике и качеству изготовления эмали и тончайшего литья русские ремесленники опережали западных коллег.

Старейшими городами современной России являются Ста­рая Ладога (753), Великий Новгород (859), Смоленск (862), Рос­тов Великий (862), Рязань (1095). Перед монгольским нашествием в Древней Руси насчитывали до 300 городов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.