КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Власть и народ в России XVII века.
Особенности сословно-представительной монархии в России. Процесс оформления сословий в России отличался европейских западных государств. Во многом это было связано с иной ролью городов. Города на Руси формировались как политико-административные центры определенных территорий. В Северо-Восточной Руси городское население сильно зависело от князя. Колонизация края носила княжеский характер. Вечевые порядки были слабыми. Бороться за «хартию вольностей» было некому. Русский город XVI в. – это придаток феодальной системы. Медленно, решениями сверху оформлялись первое (дворянство) и второе (духовенство) сословия. Земское представительное собрание не носило постоянного характера, не имело четко обозначенных функциональных обязанностей, не обеспечивало прав и интересов отдельных социальных групп. Оно выросло из потребностей реформирования, а не в результате длительной борьбы сословий за свои права и привилегии, как это было на Западе. Земские соборы сыграли большую роль в начале правления Михаила Романова, но затем Романовы от них избавились. Самодержавие в Московском государстве. В годы Смуты и в правление первого Романова появился шанс прервать традицию самодержавного характера царской власти и увеличить роль коллективных начал в жизни общества. Однако эта историческая возможность не была использована. Причины крылись в особенностях социального строя России, где процесс формирования сословных групп был далек от завершения. Сознание российского человека не предполагало существование личности вообще: государь «волен» в каждом. Люди как бы являлись царской собственностью. Все вокруг принадлежало царю целиком и полностью. Просвещенность и грамотность населения были чрезвычайно редким явлением. Присутствие в народных представлениях идеи о прямой принадлежности и зависимости от государственной, царской власти способствовало укреплению самодержавных начал. Уложение 1649 г. впервые определило статус власти царя как верховного главы государства. Власть и личность царя отождествлялись с государством. Уложение устанавливало смертную казнь за посягательство на жизнь и здоровье государя, причем понятие государственной измены трактовалось очень широко. За преступления против царя, его семьи, против государства предусматривались наказания от битья кнутом и заключения в тюрьму вплоть до пыток и смертной казни. Смута поколебала народные представления о власти, но разрушить их не смогла. Бог и царь остались в прежней системе ценностей, которая способствовала укреплению византийской традиции в русском сознании. Ведущее значение в государственном управлении сохранила приказная система управления. Новый статус получили приказные люди, составившие высший служилый слой – государственную бюрократию. Ее численность постоянно увеличивалась. Бюрократия вновь учрежденного Тайного приказа (1654) стала орудием, при помощи которого государь сосредоточил в своих руках полный контроль над деятельностью госаппарата снизу доверху. Алексей Михайлович (1645-1676) продвигал государство по пути к абсолютной монархии, при этом тщательно оберегая самодержавную традицию власти. Народные движения - Соляной (1648), Чумной (1654 г.), Медный (1662 г.), восстание под руководством Степана Разина (1667-1671) – пытались сохранить за народом право влиять на ситуацию в стране. И были жестоко подавлены. Церковь и государство. Религиозная регламентация всех сфер жизни общества и мощные экономические позиции церкви вызывали разногласия между церковной и светской властью. Церковный собор 1654 г. уполномочил патриарха Никона проводить «исправления» по древним славянским и греческим спискам. В Европе произошла Реформация, дробление католической церкви. В Московском царстве произошёл раскол. Основы православия оставались неприкосновенными. Новизна заключалась в ещё большем подчинении религиозной жизни государству. Поэтому сторонники старины яростно боролись против любых нововведений. Церковный собор 1666-1667 гг. проклял всех противников реформы. Наиболее активные раскольники во главе с протопопом Аввакумом были сожжены. Народный протест принял разные формы (восстания, сожжения в скитах, уклонение от повинностей), вовлек представителей от всех слоев населения, показав глубину общественного противостояния светским и церковным властям, государству.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |