Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Просвещенная монархия в России

Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики.

Екатерина II (1762-1796) была немецкой принцессой. В качестве жены на­следника русского престола она хорошо усвоила «правила игры» русской политической элиты. Будучи широко образованной, энер­гичной и умелой правительницей она не решилась на кардиналь­ные реформы. В начале правления она планировала превратить Россию в государство «всеобщего блага» с мудрыми законами, просвещенными гражданами, но абсолютным монархом во главе. Ее время называют просвещенным абсолютизмом.

Для подготовки нового государственного законодательства (Уложения) в 1767 г. было избрано 572 депутата от разных сосло­вий (кроме помещичьих крестьян и духовенства). В Уложен­ной комиссии выявились острые социальные противоречия, столк­новения интересов и под предлогом начавшейся русско-турецкой войны (1768-1774) царица комиссию распустила.

В 1775 г. была проведена обла­стная (губернская) реформа 1775 года. Страна была разделена на 50 губерний по 300-400 тыс. жителей в каждой. Возглавлял губер­нию губернатор. Территорию из нескольких губерний возглавлял генерал-губернатор или наместник. Эти лица назначались импе­ратрицей и обладали огромными полномочиями. Губернии дели­лись на десяток уездов по 20-30 тыс. жителей. Властью в уезде были нижний земский суд с капитаном-исправником во главе. В работе губернских и уездных органов управления, в соответствующих судебных инстанциях участвовали выборные от дворянства. По Жалованной грамоте городам (1785) были созданы городские органы самоуправления. Общероссийское законодательство было распространено на Пра­вобережную Украину и на Дон. Запорожская сечь была ликвиди­рована, казаки переселены на Кубань, их вольности были ограни­чены.

Была проведена секуляризация (переход в руки государства) монастырского (церковного) землевладения. Расходы на содержание церкви были сокращены в 5 раз. Происходило освоение новых территорий. Появились Севастополь, Одесса и другие города. Но на новых землях устанавливались крепостные по­рядки. До 800 тыс. государственных крестьян Екатерина разда­рила своим фаворитам.

Для внутренней политики Екатерины II был характерен своеобразный дуализм (двойственность). Она пыталась создать о себе представление, как о просвещенной монархине. Запретила дворянам обращаться к ней со словами «Я, холоп, твой...». Но в отношении крестьянства, всего простого люда все «гайки» были закручены.

«Просвещенный абсолютизм».

Под просвещенным абсолютизмом понимается политика, которая проводилась во второй половине XVIII в. в ряде монархических стран Европы. Эта политика была направлена на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений. Просвещенные монархи декларировали свое стремление править в интересах общего блага, на разумных основах, не только в соответствии со своими огромными правами, но и помня об обязанностях. Своей первейшей обязанностью просвещенные монархи считали просвещение народа, покровительство искусствам, работники которых в свою очередь прославляли монархов, создавали блестящий фасад абсолютистских режимов.

В России Петр Великий стал первым абсолютным монархом. Он многое сделал в культурной сфере. Его дочь Елизавета Петровна учредила первый профессиональный театр (1754, Ф.Г. Волков), Московский университет (1755, М.В. Ломоносов), Академию художеств (1757)

В правление Екатерины II или «русской Семирамиды» творили выдающиеся архи­текторы. При Екатерине II был открыт Горный институт в Петербурге (1773), Большой театр в Москве, Публичная библиотека в Петербурге. Созданием Смольного института было положено основание женскому образованию в России. Впервые была проведена вакцинация от чумы. Специально созданная Российская академия имела гуманитарную направленность и занималась проблемами русского языка. Во главе обеих российских академий стояла Е.Р. Дашкова.

Екатерина II сама писала не только законы, но и пьесы, мемуары. Но критических замечаний в адрес монархии не терпела, оставаясь, прежде всего, абсолютным монархом.

Новый юридический статус дворянства.

Жалованной грамотой дворянству (1785) Екатерина оформила привилегированный статус этого сословия. Только дворяне могли владеть землями и крестьянами, в отношении ко­торых их власть была безграничной. Дворяне освобождались от любых налогов, постоя солдат, от пыток и телесных наказаний. Они могли беспошлинно вести оптовую, в том числе междуна­родную торговлю, заводить мануфактуры и т. д. Екатерина преду­смотрела, что выборными предводителями дворянских обществ и другими выборными должностными лицами могли быть только мужчины с 25 лет, имевшие определенное число крепостных душ и определенный чин за государственную службу. Это заставляло часть дворян служить или числиться на службе.

В городах в соответствии с Жалованной грамотой городам (1785) каждая из шести категорий горожан имела свой ста­тус. Большинство рядовых горожан несло подушную, рекрутскую и другие повинности, составляло податное сословие.

Крестьянство оставалось полностью бесправным. Помещики могли за любую повинность сослать своих крестьян в Сибирь с зачетом за рекрутов. Барщина доходила до 6 дней в неделю. По­лучила распространение «месячина», при которой крестьяне ли­шались надела и за работу только на помещика получали скудное продовольственное обеспечение. По закону помещики не могли своих крестьян принуждать к вступлению в брак, наказывать кну­том и убивать, так как крепостные были налогоплательщиками. Однако помещики зачастую творили жестокий произвол. Дарья Салтыкова забила до смерти 90 своих крепостных.

Разделы Польши. Присоединение Крыма и ряда других территорий на юге.

Значительных результатов Екатерина добилась во внешнепо­литической сфере. В результате успешных русско-турецких войн (1768-1774, 1787-1791) и блестящих побед русских войск под ко­мандованием П.А. Румянцева, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других военачальников Россия получила огромные территории в Северном Причерномо­рье. К России перешли Крым (1783), Кабарда. Грузия переходила под протекторат России (1783). У России появился Черноморский флот и право выхода в Средиземное море.

На западном направлении Рос­сия вместе с Австрией и Пруссией приняла участие в разделах ослабевшей Речи Посполитой (1772, 1793, 1795). К России ото­шла вся Белоруссия, Правобережная Украина, Волынь, Литва и Курляндия. Россия участвовала в борьбе европейских монархий против Французской революции. Но Соединен­ным Штатам Америки своим «вооруженным нейтра­литетом» помогла добиться независимости от Англии.

При Екатерине II значительно выросла территория империи. Государственные доходы выросли вчетверо. Население увеличи­лось с 19 до 36 млн. человек. Время ее правления называют «зо­лотым веком дворянства», а ее саму – Екатериной Великой.

Россия и Европа в XVIII веке. Изменения в международном положении империи.

На протяжении XVIII в. международное положение России изменилось радикальным образом. Россия утвердилась на Балтийском и Чёрном морях, появилась в Средиземном море. В 80-е годы XVIII в. Екатерина II в рамках «греческого проекта» предлагала австрийскому императору Иосифу II создать буферное государство между Российской, Османской и Габсбургской империями в составе Молдавии, Валахии и Бессарабии под названием Дакии во главе с монархом-христианином. Строились и планы освобождения Греции, Сербии, Болгарии от османов.

Росла экономическая мощь русского государства. Русская армия весь XVIII в. практически не знала поражений. «Без моего решения в Европе не стреляет ни одна пушка», - говорила Екатерина II.

Первыми европейцами, посетившими Аляску 21 августа 1732 г., были члены команды бота «Св. Гавриил» под началом геодезиста М.С. Гвоздева и подштурмана И. Федорова. Это была экспедиция А.Ф. Шестакова и Д.И. Павлуцкого 1729-1735 гг. С 1799 по 1867 г. Аляска находилась под управлением Русско-американской компании. Г.И. Шелихов (1747-1796) организовал коммерческое торговое судоходство между Курильской и Алеутской островной грядой с 1775 г. В 1783—1786 гг. возглавлял экспедицию в Русскую Америку, в ходе которой основал первые русские поселения в Северной Америке.

За внешнеполитическими успехами России, усилением её геополитического положения, за активной колониальной политикой с большим беспокойством наблюдали в Англии, Франции, других европейских странах.

Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения».

В духовно-культурной сфере благодаря широте кругозора и энергии Петра I появилось много нов­шеств.

Ещё в начале XVII в. о создании университета задумывался Борис Годунов, но из первой группы, посланной на обучение за границу, никто не вернулся. В России в 1687 г. открылась Славяно-греко-латинская академия, но зарождение высшего образования принято связывать с именем Петра Великого, который учредил Навигацкую школу в Москве в 1701 г. Навигацкая, Артиллерийская и другие школы готовили специалистов для армии, флота, государственной службы. Началось формирование российской интеллигенции.

Первые университеты в Европе появились в XI веке. Некоторые считают, что это был университет в Константинополе (1045), другие отдают предпочтение Болонскому университету (1051). В 1200 г. появилась знаменитая Сорбонна в Париже, затем Оксфорд, Кембридж и т. д. К концу XV в. в Европе действовало 60 «храмов науки». В 1725 г. в России была основана Академия наук, а при ней университет. При университете имелась академическая гимназия.

Первым русским музеем стала Кунсткамера. Стала выходить газета «Ведомости». Новой столицей страны (с 1712) стал Санкт-Петербург, основанный в 1703 г. В новом городе велось крупномасштабное строительство по единому архитектурному замыслу.

При Екатерине II (1762-1796) впервые возникла стройная система народного образования, в основе которой были начальные училища. Священников стали готовить в духовных семинариях, а светское гражданское образование получали в гимназиях. Образование носило сословный характер.

В области техники русские изобретатели работали в русле общеевропейских, особенно английских усилий. Иван Ползунов изобрел паровую машину. Иван Кулибин придумал массу оригинальных механизмов и конструкций, которые использовались царским двором. Выдающимся изобретателем оригинальных станков, механизмов был А.К. Нартов. После Петра Великого, который сам владел 14 ремеслами, долгое время было некому по достоинству оценить и финансировать русские достижения. Более простым казалось закупить новинки за рубежом.

Во второй половине XVIII в. в поэзии заметный след оставили Г.Р. Державин, М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, в прозе – Д.И. Фонвизин, М.Новиков, А.Н. Радищев.

За XVIII век огромный шаг вперед сделала архитектура. Самого Петра Великого принято считать автором идеи генерального плана Санкт-Петербурга, проектов Петропавловской крепости, Адмиралтейства, типовых проектов застройки Санкт-Петербурга жилыми домами для знатных и для «подлых» людей. Детальная разработка первого плана «северной столицы» осуществлена П.М. Еропкиным. В Петербурге быстро развивалась производственная инфраструктура, связанная с обслуживанием нужд армии, флота, государственных учреждений, двора, строящегося города. Петербург на глазах одного поколения превратился в крупнейший центр российской внешней торговли. Здесь размещались государственные учреждения, например, в монументальном здании Двенадцати коллегий (архитектор Д. Трезини). Петропавловский собор стал усыпальницей русских царей, начиная с Петра Великого.

В 1703-1760-х годах в архитектуре преобладал роскошный, яркий, в чем-то вычурный стиль барокко. В этом стиле крупнейшим мастером Ф.Б. Растрелли были построены Зимний дворец и Смольный монастырь, Екатерининский дворец в Царском селе и Большой дворец в Петергофе.

С 1760-х до 1840-х годов преобладал классицизм. В.И. Баженов построил Пашков дом в Москве (здание Библиотеки им. В.И. Ленина), Инженерный замок в Петербурге, разработал грандиозный план реконструкции Кремля. М.Ф. Казаков в этом стиле выстроил Кремлевский Сенат, старое здание Московского университета и Дворянского собрания с Колонным залом в Москве. В Петербурге классик классицизма Д. Кваренги построил в Петербурге павильон «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском Селе, Ассигнационный банк (ныне Университет экономики и финансов), Эрмитажный театр, Смольный институт.

В живописи наибольшее развитие получил портрет. Галерею прекрасных образов создали художники И. Аргунов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский и др.

В XVIII в. российские правители приобрели коллекцию скульптур для Летнего сада, картины для Эрмитажа, редкости и уникальные вещи для Кунсткамеры, ювелирные изделия для Золотого и Алмазного фондов, Оружейной палаты. В качестве меценатов выступали члены царской семьи, крупные землевладельцы, церковь.

В XVIII в. плодами культуры, поверхностной вестернизации пользовалась меньшая часть общества. Создателями, носителями культуры были по преимуществу дворяне, зачастую иностранцы. Участвуют и другие слои населения, даже выходцы из крепостных.

Петровские реформы означали мощный прорыв в культурной жизни.

Новейшие исследования истории Российского государства в XVII-XVIII вв.

Вопрос о становлении и характере российского самодержавия занимает важное место в отечественной и зарубежной историографии.

В основу концепции «государственного феодализма» (Л.В. Милов и др.) легла оценка природно-климатического фактора. Малая плодородность русских земель приводила к тому, что господствующий класс землевладельцев-феодалов стремился максимально подчинить себе крестьян-земледельцев. Самодержавное государство наилучшим образом выражало интересы помещиков и вотчинников.

Россия шла по тому же пути, что и Западная Европа. И это было движение к правомерному государству, которое в России появилось лишь во второй половине XVIII в. Такова позиция автора фундаментальной монографии Б.Н. Миронова.[7]

Известному востоковеду Л.С. Васильеву российское государство XVII-XVIII вв. напоминает восточную деспотию наподобие султанской Турции. Некоторые авторы применительно к тому же объекту используют термин «политаризм».

Ю.В. Дворниченко считает, что на протяжении XVI-XVII вв. сформировался российский государственно-крепостнический строй (ГКС в сокращении автора). Одной стороной этого строя была сильная монархическая, самодержавная власть, а другой – закрепощение всего населения, стремление прикрепить его к земле, к тяглу или службе. «Народ в поте лица своего добывал средства, а государство их отнимало и делило (так до бесконечности) между «управленцами», не оставляя народу ничего», - отмечается исследователь особенность данной системы[8].

Многие наиболее важным считают влияние внешнеполитического фактора. Слабая государственность Древней Руси была уничтожена монголо-татарами. Московским князьям потребовалось немало усилий, чтобы воссоздать суверенное русское государство. Дворянство, ядро армии служило государству, а крестьяне обеспечивали эту службу. Для простоты управления крестьян намертво прикрепили к земле и землевладельцам. Дворяне от обязательной государственной службы в XVIII в. освободились, а на крестьянах «ездили» до 1861 г.

Переход от сословно-представительной монархии XVI-XVII вв. к абсолютной монархии XVIII - начала XX вв. представлял собой противоречивый, прерывистый процесс. Российские правители от Рюрика до Путина постоянно стремились к максимальному расширению своей власти. «Государство пухнет, народ хиреет», - констатировал в своё время В.О. Ключевский.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Просвещенная монархия в России. Тема 8. Российская модернизация в XVIII веке | Влияние европейской войны на буржуазную эволюцию
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.