Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности международных отношений в межвоенный период (1919-1939 гг.). Тема 14. Развитие мира и международных отношений в 1919-1939 гг

План.

Тема 14. Развитие мира и международных отношений в 1919-1939 гг.

14. 1. Альтернативы развития западной цивилизации в конце 20-х – в 30-е годы.

14. 1. Альтернативы развития западной цивилизации в конце 20-х – в 30-е годы.

США и другие страны после первой мировой войны.

Особое место в послевоенном мире заняли США. Они расплатились с долгами, и сами превратились в крупнейшего кредитора. Национальное богат­ство страны за 1914–1920 годах выросло в 2,5 раза. В 1920 г. доля США в миро­вом производстве автомобилей составила 85%, нефти – 67%, черных металлов – более 60%. Во внутренней политике 20–х годов дела­лось все для содействия ча­стному бизнесу. Были отменены или значительно снижены ставки по­доход­ного налога и налога на сверхприбыль. Государство предоста­вило кредиты для строи­тельных фирм, выгодные контракты на перевозку грузов. Же­лез­ные дороги и торго­вый флот вернулись в руки частных владельцев. 1924–1929 гг. стали периодом американского «просперити» (процветания).

После окончания первой мировой войны большинство государств в 1920–1923 годах прошло через период кризиса и застоя. В ряде стран состоялись круп­ные выступления тру­дящихся. Затем большинство стран вступило в полосу экономического роста, фазу циклического подъема. Прогресс науки и техники, хорошая орга­низация труда (фордизм, тейлоризм и т. д.) обеспечили экономическую стаби­лизацию. К 1929 г. капита­листически мир в целом превзошел уровень про­мышленного развития 1914 года на 47%.

Мировой экономический кризис 1929 года и «великая депрессия».

Осенью 1929 г. разразился самый тяжелый за всю историю капита­лизма ми­ро­вой экономический кризис. Промышленное производство со­кратилось на 38%. До двух третей производственных мощностей простаивало. На треть сократилось сельско­хозяйст­венное производство. Была дезорганизо­вана кредитно-финансовая система. Ва­люта обесце­нилась в 56 странах. Внешнеторговые обороты упали в три раза. Число без­работных вы­росло до 35 млн. человек. Экономическое положение населения ухудши­лось на фоне унич­тожения из­лишков товаров, особенно продовольствия. Капиталисти­че­ские страны за 1929-1933 гг. по­несли ущерб, равный потерям периода первой миро­вой войны. Экономическая стабилизация сменилась поиском путей реор­ганизации, пре­одо­ления сущностных противо­речий капитали­стического строя, западной цивилизации.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. привел к дальнейшему развитию государственно-монополистического капитализма. Экономической основой ГМК в развитых капиталистических странах являлась высококонцентрированная промышленность и высокоцентрализованный капитал. Необходимость создания централизованной военной экономики в условиях первой мировой войны привела к усиленному прямому вмешательству государства в экономическую жизнь воюющих стран. Государство ограничило производство товаров мирного потребления; рыночную систему распределения дефицитных сырья, материалов, оборудования заменило централизованной; стремилось регулировать производство; ввело прямой контроль над внешней торговлей; установило принудительное разрешение трудовых конфликтов в интересах капиталистов.

Альтернативные пути выхода из кризиса. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта.

В капиталистическом мире искали выход из кризиса.

В Дании, Норвегии, Швеции стали налаживать взаимоотношения между различными группами населения на основе социального компромисса. За счет прогрессивного налогообложения государство стало перераспределять ресурсы в интересах социально слабых групп населения. Впоследствии эта модель организации общества получила наименование «шведского (скандинавского) социализма».

В США в 1933 г. президент Ф.Д. Рузвельт стал проводить политику «нового курса». Были закрыты мелкие банки. Оказывалась помощь фермерам. Руководителей корпораций заставили заключить соглашения с профсоюзами. «Кодексы честной конкурен­ции» установ­ление 35–часовой рабочей недели, минимальную заработную плату, нормы по технике безопасности и ох­ране труда. 90% предпринимателей согласились пойти на эти уступки рабочим и взамен по­лучили поддержку от государства. Часть безработных заняли на общественных работах. Стали выплачиваться пособия по безработице. Был отменен «сухой закон», который в 20-е годы порождал многочисленные злоупотребления.

В 1936 г. Джон Мейнард Кейнс обосновал необходимость активного вмешательства государства в макроэкономическое функционирование рыночного хозяйства. Государство, по мнению Кейнса, должно влиять на совокупный спрос населения. Государство может увеличить денежную массу, повысив заработную плату государственным служащим. Государство может снизить ставки процента по получаемым кредитам, чем стимулируется инвестиционная деятельность. Государство может финансировать крупные общественные работы или проекты. «Кейнсианская революция» стала основой для модернизации многих стран Запада, которые использовали пример США. Экономика все больше становилась смешанной. Ф.Д. Рузвельт показал, как надо предотвращать революцию.

Итальянский фашизм и германский национал-социализм.

Италия, считавшая себя обиженной, стала одной из первых стран, где к власти при­шли фашисты. Фашистскими («фашио» – пучок, связка, объ­единение) стали называться боевые союзы, создан­ные для по­давления рабо­чего движения методами мо­рального и физического террора. Одним из ос­нователей италь­янского фа­шизма стал Бенито Муссолини, исключенный в 1914 г. из итальянской со­циа­ли­стической партии. Фашисты объя­вили себя сторонниками силь­ного государства, спасителями от «красной заразы».

В ок­тябре 1922 г. фашисты организовали поход на Рим и захватили власть. Муссолини жестко подавлял своих противников, но провел ряд мер социально-экономического порядка, которые временно улучшили ситуацию в стране. Фашистское государство контролировало основные отрасли промышленности и крупные банки. Были захвачена Эфиопия (1935), Албания (1939). Муссолини вверг Италию во вторую мировую войну.

Экономический кризис в Германии был осо­бенно тя­же­лым. В этих условиях деятели Национал-социалистической рабо­чей партии (НСДАП) без ус­тали обе­щали рабочим «справедливую зарплату» и уничто­жение безработицы, всему населению решение всех проблем. Лидер НСДАП Адольф Гитлер обещал освободить от уни­зитель­ного Версальского договора. НСДАП получила относительное большинство на выборах. Гитлер стал рейхсканцлером, главой германского правительства.

Фашисты расправились со всеми своими противниками – коммунистами, социал-демократами, либералами. Фашисты широко использовали социальную и национальную демагогию. Они под­ку­пали значительные слои рабочих, предоставляя наградные, допол­нительные от­пуска, орга­низуя экскурсии, совместные развлечения и т. д. В стране насаждался дух превос­ход­ства арийцев, «высшей расы», над «низшими расами», откровенный культ на­силия, войны.

Механизм тоталитарного диктатор­ского ре­жима, созданный национал-социализмом, опирался на карательные органы (СА, СС, гестапо и др.). Был взят курс на мили­тариза­цию экономики, игнорировались все ограничения Версальского договора и другие международные со­глашения. Была восстановлена всеоб­щая воинская повинность. Промыш­ленность получила ог­ромные военные за­казы. Развернулось строительство дорог, аэро­дромов, но­вых военных заводов. Во всех отраслях народного хозяйства, жизни страны устанав­ли­вался «новый поря­док».

Фашизм, нацизм, гитлеризм были порождением западного общества, им­периа­лизма. Последний термин был введен в оборот английским ученым Гиб­соном, который под «империализмом» подразумевал активную внешнюю по­литику сильного капитали­стиче­ского государства на высокой ступеньке циви­лизационного развития. Ленин придал этому понятию более широкое значение, считал империализм высшей стадией развития ка­питализма, полной подготовкой общества к введению социализма. Фашизм стал одним из ва­ри­антов выхода из кризиса и получил значительное распространение. К 1936 году только в 20 европейских странах существовало 40 фашистских партий и групп. Полу­фашистскими были режимы в Литве, Латвии и Эстонии.

«Народные фронты» в Европе.

В 30-е годы во многих европейских странах возникла альтернатива: приход к власти местных фашистов или сохранение буржуазно-демократических порядков. Во Франции, Испании и Чили возникли Народные фронты, основу которых составляли коммунисты и социал-демократы. Фашизм стал общим врагом для всех левых сил.

В трёх названных странах на основе Народных фронтов образовались правительства. Во Франции Народный фронт возник в 1935 г. На парламентских выборах в мае 1936 года он победил. Правительство Народного фронта запретило полувоенные организации фашистов. Была повышена заработная плата, введён оплачиваемый отпуск, увеличены пенсии и пособия. Вскоре правительство распалось из-за внутренних противоречий, но фашисты к власти допущены не были.

В Испании после революции 1931 г., ликвидировавшей монархию, шла острая борьба. Левые силы организовали Народный фронт и победили на выборах в кортесы в 1936 г. Правые силы во главе с генералом Франко организовали военный переворот. В стране началась гражданская война. Франко получил помощь от фашистских государств Германии и Италии. СССР помогал республиканскому правительству. Политика невмешательства со стороны США и ряда других стран фактически была на руку генералу Франко, который одержал победу в 1939 г. Авторитарный режим Франко сохранялся до его смерти в 1975 г.

Против угрозы фашизма выступали видные политики, ученые, писатели, широкие круги общественности. Во многих странах произошёл сдвиг влево

Антияпонский национальный фронт в 1936–1937 гг. сложился в Китае. Значи­тельный отпор фашисты получили в Англии, Канаде, США, Австралии, Чили, в скандинав­ских и других странах. Основные надежды на разгром фашизма связывались с СССР.

Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии.

Понятие "тоталитаризм" стало активно применяться в политической науке во второй половине XX в. Но идейные истоки тоталитаризма уходят в глубокую древность. Необходимость полного подчинения части целому, индивида государству и тотальной управляемости обществом обосновывали Платон, Томас Мор, Бабеф, Руссо, Гегель, Маркс, Ницше и другие. В 40-50-х годах XX в. теория тоталитаризма была разработана в трудах Ф. Хайека, Х. Аренд, К. Фридриха, З. Бжезинского, многих других авторов. В России в последние 20 с лишним лет значительная часть историков, политологов, политиков стал использовать концепцию тоталитаризма.

Тоталитарным (от слов "весь, целый, полный"). называется государство, в котором осуществляется полный (всеобщий, тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества, фактическая ликвидация конституционных прав и свобод, осуществляются репрессии в отношении оппозиции и инакомыслящих.

Тоталитарные режимы возникали в переломные моменты в жизни тех или иных государств, как правило, в "ситуации вызова", когда требовалась ускоренная модернизация, форсированное, догоняющее развитие и подчинение этому всех ресурсов конкретной страны. Условия для возникновения тоталитарного общества создавалось также разрушением традиционных структур, привычных форм жизни, возникновением у населения чувства потерянности, сиротства, потребности в вожде.

К числу тоталитарных режимов, систем, государств относят фашистские Германию, Италию, Испанию, Португалию, Румынию, Венгрию, сталинский СССР, КНР времен Мао Цзедуна, Корейскую Народно-Демократическую Республику при Ким Ир Сене и Ким Чен Ире, Кубу с Фиделем Кастро во главе, Ирак при Саддаме Хусейне и т. д.

Для всех тоталитарных режимов характерны общие черты: единственная идеология (национал-социализм, маоизм, сталинизм и др.); культ личности лидера единственной партии; централизованное управление экономикой; сильный репрессивный аппарат. Это диктатура небольшой верхушки в отношении всего остального населения. Тоталитарные режимы агрессивны, но для творческой инициативы, индивидуальной свободы возможности ограничены. Сущность тоталитарного режима четко сформулировал Б. Муссолини: "Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства". Рано или поздно народ устает от таких режимов и таких вождей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Курс на строительство социализма в одной стране | Особенности международных отношений в межвоенный период (1919-1939 гг.).
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.