Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины возникновения споривных травм




ЛЕКЦИЯ 2

ОЦЕНКА И ОБСЛЕДОВАНИЕ СКЕЛЕТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.

Травма, несчастный случай на спортивном соревновании, уроке физ­культуры, тренировке, в туристском походе. Случайность ли это? Что лежит в его основе, что стало его первопричиной, кто конк­ретно несет за это ответственность? Вопросы эти крайне важны и для теории и для практики физической культуры и спорта. Хотя, по данным Центрального института травмато­логии и ортопедии (ЦИТО), спортивные травмы составляют все­го 2,3% от их общего количества, никакая статистика не может утешить мать, потерявшую сына, детей, оставшихся сиротами, оправдать увечье и инвалидность здорового, цветущего, работо­способного человека. Физические упражнения, спорт, турист­ские походы, альпинистские восхождения должны приносить че­ловеку здоровье, счастье, долголетие, а не разрыв связок, переломы костей, сердечно-сосудистые и другие заболевания, тем более гибель. Можно уверенно сказать, что главная задача каж­дого спортивного сбора, соревнования, туристского похода, аль­пинистского восхождения - чтобы участники вернулись живыми и здоровыми.

КЛАССИФИКАЦИИ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ТРАВМ.

Доктор медицинских наук, профессор С.Н. Попов различает внешние и внутренние фак­торы спортивного травматизма. К внешним факторам относятся:

1. Недочеты и ошибки в методике проведения занятий, кото­рые являются причиной от 30% до 60% травм в различных видах спорта. Эти травмы связаны с нарушением преподавателем, тре­нером основных дидактических принципов обучения, регуляр­ности занятий, постепенности увеличения нагрузок, последова­тельности в овладении двигательными навыками и индивидуа­лизации учебно-тренировочного процесса, форсированной подготовкой, систематическим применением в тренировках боль­ших объемов нагрузки значительной или предельной мощности, отсутствием должной страховки, недостаточной разминкой.

2. Недостатки в организации занятий и соревнований явля­ются причиной травм в 8^% случаев. Это результат нарушений инструкции и правил безопасности, неверно составленных про­грамм соревнований, неправильное размещение занимающихся, одновременное проведение занятий по разным видам спорта в одном месте (метание диска и игра в футбол, плавание и прыж­ки в воду, волейбол и спортивная гимнастика). Ошибочное комп­лектование групп по полу, возрасту, весу, подготовленности. Про­ведение занятий без присутствия тренера, большое число занимающихся у одного преподавателя.

3. Неполноценное материально-техническое обеспечение за­нятий и соревнований приводит к травмам в 25% случаев. Низ­кое качество оборудования, инвентаря, снаряжения, одежды, обу­ви, защитных приспособлений, площадок, залов, стадионов и т.п. Причиной травм может являться неровная поверхность футболь­ного поля, площадки, беговой дорожки, скользкий пол в зале, низкое качество матов. Плохое крепление снарядов, скрытые де­фекты спортивного инвентаря, размеры и вес которого не соответствуют требованиям данного вида спорта (игра в волейбол футбольным мячом, игра в футбол набивным мячом и т.п.). Не­соответствие одежды требованию данного вида спорта.

4. Неблагоприятные гигиенические и метеорологические ус­ловия являются причиной 2-6% случаев: неудовлетворительное санитарное состояние спортивных сооружений, гигиенических норм освещения, вентиляции, температуры воздуха или воды, повышенная влажность воздуха, туман, оттепель, сильный ветер, ослепляющие лучи солнца и т.п.

5. Неправильное поведение спортсменов служит причиной травм в 5-15% случаев. Это поспешность, недостаточная внима­тельность и недисциплинированность. К этой группе причин от­носятся также грубость, применение запрещенных приемов, не­достаточная квалификация и либерализм судей.

6. Нарушение врачебных требований к организации трени­ровочного процесса ведет к 2-10% случаев травматизма. Это допуск к занятиям без врачебного осмотра, невыполнение трене­ром и спортсменом врачебных рекомендаций.

К внутренним факторам, вызывающим травмы или способ­ствующим их возникновению, относятся или врожденные осо­бенности спортсмена, или те изменения в его состоянии, кото­рые возникают в процессе тренировок и соревнований под влиянием неблагоприятных внешних или других факторов.

1. Опасны наступающие при утомлении и переутомлении рас­стройства координации, а также ухудшение защитных реакций и внимания. Причиной разрыва мышц у спортсмена может быть нарушение процесса расслабления. В результате неодинакового изменения хронаксии нерва и мышцы нарушается правильное выполнение движения, что и может вызвать травму.

2. Изменение функционального состояния отдельных систем организма, вызванное перерывом в занятиях в связи с каким-либо заболеванием или другими причинами, могут вести к травмам. Прекращение систематических тренировок на длительный срок приводит к снижению силы мышц, выносливости, быстроты со­кращения и расслабления мышц, что затрудняет выполнение уп­ражнений, требующих значительных усилий и сложно-координа­ционных движений. Перерыв в занятиях ведет к «стиранию» установившегося динамического стереотипа, что также может вызвать травму вследствие нарушения координации движений.

3. Недостаточная физическая подготовленность спортсмена к выполнению напряженных или сложно-координационных уп­ражнений.

4. Наклонность к спазмам мышц и сосудов.

Серьезный анализ причин спортивных травм и заболеваний, вызванных занятиями спортом, дан в книге «Спортивная меди­цина и лечебная физкультура» А.И. Журавлевой и Н.Д. Граевской. Причины возникновения травм разделены на непос­редственные и опосредованные.

К первым, непосредственным, причинам авторы относят:

1. Организационные: уровень теоретической и практической подготовленности тренера-педагога, график соревнований, каче­ство судейства, неудовлетворительное материально-техническое обеспечение, санитарно-гигиенические и метеорологические ус­ловия.

2. Методические: комплектование группы, отсутствие размин­ки, нарушение принципов постепенности и индивидуализации нагрузок, недостатки врачебного контроля.

К числу опосредованных причин авторы относят индивиду­альные особенности спортсменов:

1. Несоответствие технико-тактического уровня.

2. Низкий уровень физической подготовленности.

3. Недостаточная морально-волевая подготовленность и пси­хоЭоциональная неустойчивость.

4. Отклонения в состоянии здоровья, скрытая и явная пато­логия опорно-двигательного аппарата.

5. Недостаточная дисциплина.

6. Другие причины.

Профессор А.Г. Дембо причины внезапных смертей в спорте условно делит на три группы.

К первой группе он относит нераспознанные и недооценен­ные врачом заболевания спортсменов, интенсивные большие на­грузки, выполняемые спортсменом в болезненном состоянии (грипп, ангина и др.), участие в соревновании вопреки запрету врача.

Ко второй группе отнесены нагрузки: нерациональные, чрез­мерные, превышающие возможности адаптации к ним (у конк­ретного человека). В одних случаях вначале возникает заболева­ние, а затем, во время одного из пиков нагрузки, нередко в сочетании с другими неблагоприятными факторами (эмоциональ­ное перевозбуждение, высокая температура окружающей среды и др.), наступает смертельный исход.

Третья группа причин смерти спортсменов - это травмы. Осо­бенно опасны травмы головы, сердца, живота, переломы позво­ночника. При травмах головы и сердца смерть чаще возникает из-за кровоизлияния без видимых наружных повреждений. При травме живота вследствие разрыва и повреждения внутренних органов спортсмен может погибнуть от шока или внутреннего кровоизлияния. Возможны проникающие повреждения сердца и легких при фехтовании и стрельбе.

Профессор Димитр Шойлов (Болгария), в течение ряда лет изучавший проблему травм и несчастных случаев в спорте, в числе причин методического порядка называет:

1. Неравномерность тренировочного процесса.

2. Быстрое увеличение тренировочных нагрузок, особенно у подростков.

3. Преждевременное включение в тренировочный процесс спортсменов реконвалесцентов после травм, хирургических вме­шательств и после заболеваний.

4. Отсутствие должной связи между тренерами и врачами.

5. Недостаточная компетентность тренеров в вопросах физи­ологических особенностей контингента и физиологических сдви­гов каждого спортсмена.

6. Недостаточная компетентность тренеров при использова­нии дополнительных видов спорта для формирования физичес­ких качеств (футбол, поднятие тяжестей, лыжный спорт и др.).

7. Недостаточная общая теоретическая подготовка тренерс­кого состава.

Д. Шойлов пишет: «...адаптация нервной, сердечно-сосудис­той систем, опорно-двигательного аппарата при физических на­грузках зависит не только от конституционных особенностей спортсмена, но и от теоретической и практической подготовки тренерско-преподавательского состава и спортивных врачей. Неоправданное форсирование тренировочного процесса приво­дит к перенапряжению всех систем организма, срывам, травмам и гибели».

Доктор педагогических наук, профессор Л.П. Матвеев пишет: «На урочные формы занятий, как ни странно, по статис­тическим данным, падает большой процент травм из общего числа случаев травматизма при занятиях физическими упраж­нениями - до 50%, а в занятиях с мастерами спорта - до 80% (В.К. Добровольский, Л.П. Филиппов). Это объясняется тем, что именно в урочных формах занятий осваиваются новые сложные виды двигательных действий

Высокая сознательность и активность учащихся, система­тичность занятий, доступность учебного материала и проч­ность овладения им - решающие условия предупреждения травм. Профилактика травматизма достигается также тщатель­ной дозировкой физических нагрузок, хорошей дисциплиной занимающихся, обеспечением необходимых внешних условий занятий.

При выполнении многих упражнений возникает необходи­мость в страховке, понимаемой как меры по непосредственному предупреждению срывов, падений, сильных ударов, болевых ощущений и т.п. Эти меры включают специальные действия пре­подавателя (приемы поддержки, удержания, разведения занима­ющихся, например боксеров), обеспечение занимающихся защит­ными средствами (лонжи, пояса, маски, утолщенная одежда и т.п.), обучение приемам самостраховки. К мерам страховки так­же относится предварительная проверка условий занятий и сна­рядов, безопасное размещение занимающихся при выполнении упражнений (например, при метаниях). Злоупотребление стра­ховкой-помощью делает ее привычной для занимающихся и мо­жет затормозить воспитание смелости, выдержки, самооблада­ния и других качеств, необходимых для самостоятельного выполнения упражнений. Поэтому методически оправданы только такие приемы страховки, которые, с одной стороны, ис­ключают возможность получения травмы, с другой - предус­матривают наличие некоторого риска опасности. При доста­точно серьезном внимании преподавателя к профилактике травматизма на уроках физической культуры он практически исключается».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.