Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СПОРИВНЫХ ТРАВМ





ЛЕКЦИЯ 2

ОЦЕНКА И ОБСЛЕДОВАНИЕ СКЕЛЕТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.

Травма, несчастный случай на спортивном соревновании, уроке физ­культуры, тренировке, в туристском походе. Случайность ли это? Что лежит в его основе, что стало его первопричиной, кто конк­ретно несет за это ответственность? Вопросы эти крайне важны и для теории и для практики физической культуры и спорта. Хотя, по данным Центрального института травмато­логии и ортопедии (ЦИТО), спортивные травмы составляют все­го 2,3% от их общего количества, никакая статистика не может утешить мать, потерявшую сына, детей, оставшихся сиротами, оправдать увечье и инвалидность здорового, цветущего, работо­способного человека. Физические упражнения, спорт, турист­ские походы, альпинистские восхождения должны приносить че­ловеку здоровье, счастье, долголетие, а не разрыв связок, переломы костей, сердечно-сосудистые и другие заболевания, тем более гибель. Можно уверенно сказать, что главная задача каж­дого спортивного сбора, соревнования, туристского похода, аль­пинистского восхождения - чтобы участники вернулись живыми и здоровыми.

КЛАССИФИКАЦИИ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ТРАВМ.

Доктор медицинских наук, профессор С.Н. Попов различает внешние и внутренние фак­торы спортивного травматизма. К внешнимфакторам относятся:

1. Недочеты и ошибки в методике проведения занятий, кото­рые являются причиной от 30% до 60% травм в различных видах спорта. Эти травмы связаны с нарушением преподавателем, тре­нером основных дидактических принципов обучения, регуляр­ности занятий, постепенности увеличения нагрузок, последова­тельности в овладении двигательными навыками и индивидуа­лизации учебно-тренировочного процесса, форсированной подготовкой, систематическим применением в тренировках боль­ших объемов нагрузки значительной или предельной мощности, отсутствием должной страховки, недостаточной разминкой.

2. Недостатки в организации занятий и соревнований явля­ются причиной травм в 8^% случаев. Это результат нарушений инструкции и правил безопасности, неверно составленных про­грамм соревнований, неправильное размещение занимающихся, одновременное проведение занятий по разным видам спорта в одном месте (метание диска и игра в футбол, плавание и прыж­ки в воду, волейбол и спортивная гимнастика). Ошибочное комп­лектование групп по полу, возрасту, весу, подготовленности. Про­ведение занятий без присутствия тренера, большое число занимающихся у одного преподавателя.

3. Неполноценное материально-техническое обеспечение за­нятий и соревнований приводит к травмам в 25% случаев. Низ­кое качество оборудования, инвентаря, снаряжения, одежды, обу­ви, защитных приспособлений, площадок, залов, стадионов и т.п. Причиной травм может являться неровная поверхность футболь­ного поля, площадки, беговой дорожки, скользкий пол в зале, низкое качество матов. Плохое крепление снарядов, скрытые де­фекты спортивного инвентаря, размеры и вес которого не соответствуют требованиям данного вида спорта (игра в волейбол футбольным мячом, игра в футбол набивным мячом и т.п.). Не­соответствие одежды требованию данного вида спорта.



4. Неблагоприятные гигиенические и метеорологические ус­ловия являются причиной 2-6% случаев: неудовлетворительное санитарное состояние спортивных сооружений, гигиенических норм освещения, вентиляции, температуры воздуха или воды, повышенная влажность воздуха, туман, оттепель, сильный ветер, ослепляющие лучи солнца и т.п.

5. Неправильное поведение спортсменов служит причиной травм в 5-15% случаев. Это поспешность, недостаточная внима­тельность и недисциплинированность. К этой группе причин от­носятся также грубость, применение запрещенных приемов, не­достаточная квалификация и либерализм судей.

6. Нарушение врачебных требований к организации трени­ровочного процесса ведет к 2-10% случаев травматизма. Это допуск к занятиям без врачебного осмотра, невыполнение трене­ром и спортсменом врачебных рекомендаций.

К внутренним факторам, вызывающим травмы или способ­ствующим их возникновению, относятся или врожденные осо­бенности спортсмена, или те изменения в его состоянии, кото­рые возникают в процессе тренировок и соревнований под влиянием неблагоприятных внешних или других факторов.

1. Опасны наступающие при утомлении и переутомлении рас­стройства координации, а также ухудшение защитных реакций и внимания. Причиной разрыва мышц у спортсмена может быть нарушение процесса расслабления. В результате неодинакового изменения хронаксии нерва и мышцы нарушается правильное выполнение движения, что и может вызвать травму.

2. Изменение функционального состояния отдельных систем организма, вызванное перерывом в занятиях в связи с каким-либо заболеванием или другими причинами, могут вести к травмам. Прекращение систематических тренировок на длительный срок приводит к снижению силы мышц, выносливости, быстроты со­кращения и расслабления мышц, что затрудняет выполнение уп­ражнений, требующих значительных усилий и сложно-координа­ционных движений. Перерыв в занятиях ведет к «стиранию» установившегося динамического стереотипа, что также может вызвать травму вследствие нарушения координации движений.

3. Недостаточная физическая подготовленность спортсмена к выполнению напряженных или сложно-координационных уп­ражнений.

4. Наклонность к спазмам мышц и сосудов.

Серьезный анализ причин спортивных травм и заболеваний, вызванных занятиями спортом, дан в книге «Спортивная меди­цина и лечебная физкультура» А.И. Журавлевой и Н.Д. Граевской. Причины возникновения травм разделены на непос­редственные и опосредованные.

К первым, непосредственным, причинам авторы относят:

1. Организационные: уровень теоретической и практической подготовленности тренера-педагога, график соревнований, каче­ство судейства, неудовлетворительное материально-техническое обеспечение, санитарно-гигиенические и метеорологические ус­ловия.

2. Методические: комплектование группы, отсутствие размин­ки, нарушение принципов постепенности и индивидуализации нагрузок, недостатки врачебного контроля.

К числу опосредованныхпричин авторы относят индивиду­альные особенности спортсменов:

1. Несоответствие технико-тактического уровня.

2. Низкий уровень физической подготовленности.

3. Недостаточная морально-волевая подготовленность и пси­хоЭоциональная неустойчивость.

4. Отклонения в состоянии здоровья, скрытая и явная пато­логия опорно-двигательного аппарата.

5. Недостаточная дисциплина.

6. Другие причины.

Профессор А.Г. Дембо причины внезапных смертей в спорте условно делит на три группы.

К первой группе он относит нераспознанные и недооценен­ные врачом заболевания спортсменов, интенсивные большие на­грузки, выполняемые спортсменом в болезненном состоянии (грипп, ангина и др.), участие в соревновании вопреки запрету врача.

Ко второй группе отнесены нагрузки: нерациональные, чрез­мерные, превышающие возможности адаптации к ним (у конк­ретного человека). В одних случаях вначале возникает заболева­ние, а затем, во время одного из пиков нагрузки, нередко в сочетании с другими неблагоприятными факторами (эмоциональ­ное перевозбуждение, высокая температура окружающей среды и др.), наступает смертельный исход.

Третья группа причин смерти спортсменов - это травмы. Осо­бенно опасны травмы головы, сердца, живота, переломы позво­ночника. При травмах головы и сердца смерть чаще возникает из-за кровоизлияния без видимых наружных повреждений. При травме живота вследствие разрыва и повреждения внутренних органов спортсмен может погибнуть от шока или внутреннего кровоизлияния. Возможны проникающие повреждения сердца и легких при фехтовании и стрельбе.

Профессор Димитр Шойлов (Болгария), в течение ряда лет изучавший проблему травм и несчастных случаев в спорте, в числе причин методического порядка называет:

1. Неравномерность тренировочного процесса.

2. Быстрое увеличение тренировочных нагрузок, особенно у подростков.

3. Преждевременное включение в тренировочный процесс спортсменов реконвалесцентов после травм, хирургических вме­шательств и после заболеваний.

4. Отсутствие должной связи между тренерами и врачами.

5. Недостаточная компетентность тренеров в вопросах физи­ологических особенностей контингента и физиологических сдви­гов каждого спортсмена.

6. Недостаточная компетентность тренеров при использова­нии дополнительных видов спорта для формирования физичес­ких качеств (футбол, поднятие тяжестей, лыжный спорт и др.).

7. Недостаточная общая теоретическая подготовка тренерс­кого состава.

Д. Шойлов пишет: «...адаптация нервной, сердечно-сосудис­той систем, опорно-двигательного аппарата при физических на­грузках зависит не только от конституционных особенностей спортсмена, но и от теоретической и практической подготовки тренерско-преподавательского состава и спортивных врачей. Неоправданное форсирование тренировочного процесса приво­дит к перенапряжению всех систем организма, срывам, травмам и гибели».

Доктор педагогических наук, профессор Л.П. Матвеев пишет: «На урочные формы занятий, как ни странно, по статис­тическим данным, падает большой процент травм из общего числа случаев травматизма при занятиях физическими упраж­нениями - до 50%, а в занятиях с мастерами спорта - до 80% (В.К. Добровольский, Л.П. Филиппов). Это объясняется тем, что именно в урочных формах занятий осваиваются новые сложные виды двигательных действий

Высокая сознательность и активность учащихся, система­тичность занятий, доступность учебного материала и проч­ность овладения им - решающие условия предупреждения травм. Профилактика травматизма достигается также тщатель­ной дозировкой физических нагрузок, хорошей дисциплиной занимающихся, обеспечением необходимых внешних условий занятий.

При выполнении многих упражнений возникает необходи­мость в страховке, понимаемой как меры по непосредственному предупреждению срывов, падений, сильных ударов, болевых ощущений и т.п. Эти меры включают специальные действия пре­подавателя (приемы поддержки, удержания, разведения занима­ющихся, например боксеров), обеспечение занимающихся защит­ными средствами (лонжи, пояса, маски, утолщенная одежда и т.п.), обучение приемам самостраховки. К мерам страховки так­же относится предварительная проверка условий занятий и сна­рядов, безопасное размещение занимающихся при выполнении упражнений (например, при метаниях). Злоупотребление стра­ховкой-помощью делает ее привычной для занимающихся и мо­жет затормозить воспитание смелости, выдержки, самооблада­ния и других качеств, необходимых для самостоятельного выполнения упражнений. Поэтому методически оправданы только такие приемы страховки, которые, с одной стороны, ис­ключают возможность получения травмы, с другой - предус­матривают наличие некоторого риска опасности. При доста­точно серьезном внимании преподавателя к профилактике травматизма на уроках физической культуры он практически исключается».





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. I. ПОНЯТИЕ О КОНЪЮНКТИВИТАХ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.
  2. Абсентеизм (причины и способы преодоления).
  3. Адгезивный средний отит. Причины, клинические формы, лечение.
  4. Билет 20. Принцип причинности. Диалектика причины и следствия. Проблема причинности в медицине.
  5. Биологические предпосылки и социальные факторы возникновения сознания.
  6. Биологические причины формирования зависимости
  7. Большевистская стратегия: причины победы
  8. В современной теории государства и права инцестная теория используется для объяснения одной из важных предпосылок возникновения государство, но на большую роль не претендует.
  9. В. Основные причины этической регламентации профессионального поведения СР.
  10. Великая Отечественная война 1941 – 1945гг. Причины неудач. Перевод экономики. Сопротивление в тылу
  11. Власть и общество накануне перестройки. Причины экономического кризиса
  12. Внешние причины (факторы), способствующие внедрению ИС

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.