Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История религиоведческих концепций




Единой истории изучения религии не существует. Считается, что первые религиоведческие концепции возникли в рамках западной цивилизации потому, что другие культурные традиции использовали понятия, не сопоставимые по своему значению с тем, что подразумевается под понятием «религия» на Западе. Стремление к объяснению религии было вызвано попытками осуществить критику либо апологию конкретных вероучений или же привести их в соответствие с общей системой знания.

«Теогония» греческого поэта Гесиода (VIII – VII вв. до н.э.) стала первой попыткой систематизировать греческую мифологическую традицию и проследить происхождение богов. С развитием философской мысли возник более критический и в целом более рационалистический подход в отношении существования богов. В религиозно-философских системах Фалеса, Гераклита и Анаксимандра признается наличие некой первоматерии, которая первична по отношению к миру, к богам. Поэт Теоген рассматривал богов как олицетворение природных и психологических сил. Расширение контактов древних греков с окружающими народами ведет к появлению сведений о других культах. Многообразие религиозных учений порождает конфликты и споры. Попыткой их примирения явилась теория Геродота (между 490 и 480 – ок. 425 до н.э.), отождествлявшая греческих богов с богами других народов. Еще одним следствием плюрализма культов стало зарождение религиозного скептицизма, воплотившегося в учении софистов, полагавших, что религия является человеческим установлением. Софист Критий считал, что религия была изобретена с целью устрашения человека и утверждения морали и справедливости. В концепциях Платона (428 или 427 – 348 или 347 до н.э.) и Аристотеля (384 – 322 до н.э.) большое место отводится фигуре единственного творца мира; причину веры в существование множества богов Аристотель видел в созерцании человеком космического порядка и красоты. Особое место в более поздних концепциях религии занимает учение Эпикура.

Греческие учения продолжали оказывать влияние на теологию и в римскую эпоху. Ранняя христианская теология создала концепцию происхождения политеизма, связывая его с грехопадением человека и утверждая последующее его преодоление монотеизмом. В целом теории религии в античности отличались натуралистическим и рационалистическим характером.

Распространение христианства, знакомство с новыми культурами и культами обусловили возможность более последовательного изучения феноменов других культур на основе фактического материала. Средневековые теологи по-прежнему видели в политеизме плод грехопадения человека, однако оформились и новые тенденции в истолковании религии. Так, в целях объяснения различия религиозных проявлений самого христианства считалось, что Бог приспосабливает языческие обычаи и ритуалы для искоренения самого язычества.

Эпоха Возрождения была отмечена возвращением к античным концепциям религии. Они получили новое прочтение как в свете Великих географических открытий, утвердивших факт многообразия культур, так и в свете тенденций идеологии Возрождения. Осуществляются попытки более или менее систематизированных компиляций материалов мифологии и других областей религии, подготавливается почва для сравнительного исследования религии.

На рубеже XVII – XVIII вв. предпринимаются первые попытки последовательного описания религии. Итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668 – 1744) разрабатывает схему, согласно которой греческая религия прошла ряд стадий развития: обожествление природы, затем тех явлений, которые были поставлены на службу человеку (огонь), затем гражданских институтов (брак) и в конечном счете очеловечивание богов. Дэвид Юм (1711 – 1776) в «Естественной истории религии» трактует происхождение политеизма как результат наивного антропоморфизма в объяснении причин природных явлений.

В эпоху Просвещения получила распространение концепция «естественной религии», в развитии которой, значительную роль сыграли последователи деизма. В основу «естественной религии» легло почитание верховного существа путем упражнений в добродетели и благочестии.

Концепция религии у немецкого философа Иммануила Канта (1724 – 1804) основывается на идеях этики: бытие Бога признается недоказуемым с помощью теоретического разума, однако необходимым с точки зрения морали и практического разума.

В конце XIX в. в связи с появлением теории биологической эволюции возникают эволюционные концепции религии, на создание которых оказали влияние как история религии, так и антропология. Людвиг Фейербах (1804 – 1872) рассматривал религию как проекцию человеческих заблуждений; данный тезис лег в основу религиоведческих концепций Карла Маркса и 3игмунда Фрейда.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.