Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовность и религиозная ситуация в современной России и мире


Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Лекция № 9.

  1. Нетрадиционные религиозные культы.
  2. Свободомыслие и религия.
  1. Нетрадиционные религиозные культы

Нетрадиционные культы (другие названия — неокульты, альтернативные культы) представляют собой новое явление в духовной культуре. Большая часть неокультов возникла в США в 1950—60-е гг.; вскоре некоторые из них закрепились в других регионах проживания европейских народов, став катализатором для развития новых религиозных движений. Появление нетрадиционных культов явилось одной из двух взаимосвязанных тенденций современного этапа эволюции религии (вторая — ослабление влияния и падение авторитета традиционных религий). С одной стороны, упадок доверия к церкви, переоценка религиозных ценностей и культа обусловили вакуум духовных ценностей, необходимость заполнения которого вызвала к жизни неокульты. С другой стороны, последние существенно уменьшили сферу влияния традиционных религиозных систем.

Неокульты называют «молодежными религиями», поскольку в число их адептов входят преимущественно молодые люди от 18 до 25 лет. Для привлечения последователей неокульты, как правило, создают целую сеть общественных организаций — образовательных, медицинских, спортивных и др. Неокульты обладают характеристиками, свойственными традиционным религиям; определение «нетрадиционые» в их наименовании обусловлено тем, что они имеют недавнее происхождение и воспринимаются как необычные, неустоявшиеся, в то время как развитые религии прочно связали себя с историей и культурой народов.

Образование нетрадиционных религиозных движений, как Правило, начинается с возникновения харизматических культов — т.е. культов, во главе которых стоит харизматический (обладающий «экстраординарными» духовными способностями) лидер. Последний провозглашает себя носителем особого откровения, и вокруг него складывается группа последователей — община, «семья». Утверждаются особые правила, согласно которым организуется жизнь общины; формируются техники контроля за обращенными, коллективный культ.

К типологическим чертам неокультов относят следующие:



• синкретический характер (включение элементов различных религий и философских систем);

• проповедь духовного обновления;

• создание нового вероучения либо новое прочтение старого;

• обещание спасения «здесь и теперь»;

• обращение в результате эмоционального кризиса;

• вступление в общину только на основании глубокой веры;

• резко отрицательное отношение к другим религиям, к светской власти;

• харизматический принцип руководства;

• требование абсолютной преданности и полной самоотдачи интересам организации;

• использование особых техник психологического воздействия.

Четкой классификации неокультов не существует, однако с большой долей условности их можно разделить на несколько типов:

Неоориенталистские Неохристианские Неоязыческие Сайентологические Сатанинские
«Международное общество сознания Кришны», «Миссия божественного света», «Махарай Джи» «Церковь объединения» Муна, «Богородичный центр», «Семья любви» Различные малочисленные секты в разных странах «Церковь сайентологии» Рона Хаббарда «Церковь Сатаны», различные секты последователей Алистера Кроули
В основе учение восточных религий – буддизм, индуизм   Используют догматы христианских конфессий   Обращаются к элементам древних дохристианских верований   Стремятся придать собственному учению статус науки за счет использования научной или квазинаучной – терминологии и технологии Отвергают традиции и этику христианства, провозглашают себя носителями зла  

На территории РФ и других стран СНГ осуществляют свою деятельность как культы, пришедшие из других регионов, так и культы, возникшие на постсоветском пространстве:

· «Международное общество сознания Кришны»;

· «Церковь сайентологии» («Дианетика»);

· «Церковь объединения» Муна;

· «Аум-Сенрике» («Учение истины Аум»);

· сатанисты,

· «Великое Белое Братство» («Юсмалос», «Институт «Атма»);

· «Богородичный центр»; «Церковь Виссариона»).

 

  1. Свободомыслие и религия

 

Религиозное свободомыслие неразрывно связано с развитием духовной культуры человечества; его проявления обнаруживаются уже на ранних этапах человеческой истории. Оно представляет собой своего рода второе, критическое по своему характеру, измерение религиозной мысли, наряду с ортодоксией (греч. orthodoxia – правоверный) – неуклонным следованием установлениям какого-либо вероучения. Исходным положением развития свободомыслия стало признание права разума на критическое исследование мира. В основе первых проявлений свободомыслия лежал здравый смысл, способность человека реалистически воспринимать те или иные стороны явлений. В числе факторов, обусловливающих его возникновение и эволюцию, – развитие познавательной деятельности человека, ведущее к успешному освоению мира. Оно опирается прежде всего на достижения естественных и общественных наук, искусства и философии, является не только результатом общественного прогресса, но и одним из факторов последнего.

Проявления свободомыслия многообразны по своим формам, их характеризуют разные цели, предпосылки, содержание. Критика религии может осуществляться как с религиозной, так и с нерелигиозной точки зрения, подразумевать либо полное, либо частичное отрицание религиозных установлений, предусматривать их переоценку либо безразличное отношение к ним.

К формам свободомыслия относятся:

1. Богоборчество – негативное отношение к сверхъестественным силам, признаваемым существующими. Богоборчество – выражение протеста против несправедливо устроенного мира и против Бога, создавшего этот мир. Мир представляется несовместимым с идеей блага, а Бог считается источником зла. Богоборчество нередко подразумевает неприятие идей страдания и пассивности. Идеи богоборчества нашли отражение в традиции самой религии. Богоборческие идеи были очень популярны в искусстве романтизма, они использовались и в литературе других периодов.

2. Скептицизм (греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий) выражает сомнение в истинности религии или отдельных ее положений. Критика религии с позиций скептицизма обнаруживается уже в культуре древнего общества. В наши дни скептицизм в отношении религии является характерной чертой современной духовной культуры.



3. Антиклерикализм (лат. anti – против, clericalis – церковный) – социально ориентированная позиция неприятия института церкви, связанная с притязаниями церкви и духовенства на господство в обществе. Антиклерикализм может осуществляться в рамках как религиозного, так и светского мировоззрения. Возникновение его связано с укреплением позиций духовенства и закреплением за церковью особого статуса в обществе.

4. Индифферентизм (лат. indifferens – безразличный) подразумевает безразличие, равнодушие к религии или к ее существенным идеям. Индифферентизм предполагает игнорирование религиозных установлений в практической или мировоззренческой деятельности, однако при этом вовсе не означает отсутствие духовных ценностей. В период духовной монополии церкви создавались произведения безрелигиозного содержания, ставящие в центр внимания человека и его творческую деятельность. Такой подход к миру и человеку в духовной культуре Средневековья нередко заключал в себе протест против религиозной трактовки мира. В XVIII в. французские материалисты утверждают необходимость религиозного индифферентизма при решении научных и социальных проблем; в дальнейшем на первый план выходит безрелигиозная культура.

5. Агностицизм (греч. agnnostikos – недоступный познанию) – форма свободомыслия, базирующаяся на отрицании возможности познания существования Бога и объективного мира. Агностицизм первоначально возник как философское учение и одинаково низко оценивает возможности постижения как в науке, так и в религии.

6. Нигилизм (лат. nihil – ничто) – отрицание религии как позитивной духовной ценности с позиций индивидуализма. Еще Блаженный Августин именовал ни во что не верующих людей «нигилистами». Термин был введен в оборот немецким философом Фридрихом Генрихом Якоби (1743 – 1819), обвинившим Иоганна Готлиба Фихте в попытке исключить религию из сферы духа, т.е. в нигилизме. Слово «нигилизм» стало общепринятым среди интеллектуалов Европы после осмысления богоборческих идей Великой французской революции.

7. Пантеизм (греч. pan – все, theos – Бог) представляет собой мировоззрение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия. Термин «пантеизм» имеет более позднее происхождение, чем описываемое им явление, и подчеркивает всепроникающую, всеохватную сущность Бога в отличие от обычного религиозного мировоззрения, утверждающего его трансцендентность (внеположность) по отношению к миру. Сущность пантеизма как формы свободомыслия состоит в том, что он истолковывает взаимоотношения между миром и Богом иначе, чем это делает теистическая традиция. В пантеизме Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней, Бог и природа идентичны. Существуют различные формы пантеизма. В их числе мистический пантеизм, придерживавшийся идеи растворения природы и человеческих душ в Боге, натуралистический пантеизм, сливающий природу и Бога в единое целое, в единую субстанцию. С пантеизмом связаны положения о несотворенности мира Богом во времени (антикреационизм), о бесконечности Вселенной, о естественной закономерности в природе.

8. Деизм (лат. deus – бог) по своей сути является синтезом рационализма и идеи Бога. Согласно деизму, Бог выступает по отношению к миру как исходная причина последнего; дальнейшее развитие мира протекает по присущим ему разумным законам.

9. Атеизм (греч. а – отрицат. частица, theos – бог; букв, безбожие). Атеизм в традиционном понимании – мировоззренческая установка, альтернативная теизму (признанию существования бога), т.е. основанная на отрицании существования каких-либо сверхъестественных существ или сил. Атеизм осуществляет рациональную критику богословских доказательств бытия Божьего, религиозной картины мира, института церкви. Атеизм также раскрывает специфику и сущность религиозного отражения действительности, изучает причины возникновения религии, способы ее преодоления. Атеизм представляет собой систему взглядов, которая включает такие элементы, как идеи естественного происхождения различных явлений, неистинности религиозной картины мира, несотворенности природы и человека. Содержание понятия «атеизм» варьировалось в различные эпохи и в контексте различных религий. Атеизм существовал не во все исторические эпохи. Например, в эпоху феодализма, когда богословские представления были возведены в ранг абсолютных и непререкаемых, возможности для построения атеистической системы взглядов не было.

10. Светский гуманизм (лат. humanus – человеческий, человечный) – совокупность взглядов, выдвигающая на первый план человека, провозглашающая человеческую жизнь высочайшей ценностью.

Современная ситуация в сфере религии и свободомыслия может быть определена как «существование в отсутствие Бога», принимая во внимание провозглашенный Ницше тезис «Бог умер». Свободомыслие Новейшего времени характеризует наличие целого спектра направлений, от скептицизма и агностицизма до нигилистического отрицания религии. Можно выделить несколько основных течений в рамках современной мировоззренческой ситуации.

1.Неопозитивизм (Бертран Рассел). Опора на научное знание в противовес религиозной вере; определение религии как тормозящего фактора в развитии общества; агностицизм в отношении научной проверки истинности религиозных догм.

2.Фрейдизм (3игмунд Фрейд, Карл Юнг, Эрих Фромм). Религия трактуется как феномен психики, следствие неудовлетворенности желаний, «общечеловеческий навязчивый синдром», иллюзия, на которой не может основываться мораль общества.

3.Экзистенциализм (Жан-Поль Сартр, Альбер Камю). Человеческое существование как борьба за собственное достоинство и свободу; в этой схеме нет места Богу и провидению: существование Бога противоречит свободе человека. Человек может рассчитывать только на себя, он открыт миру и каждым своим поступком создает себя.

4.Нигилизм (Фридрих Ницше). Христианство – религия несвободных людей. Христианские ценности (смирение, аскетизм, жертвенность) должны быть отвергнуты; на смену им должен прийти новый идеал – сверхчеловек, сильная и свободная личность.

В настоящее время существуют различные организации, объединяющие свободомыслящих; в их числе Всемирный союз свободомыслящих (1886) и Международный гуманистический и этический союз (1952); их целью является утверждение свободы человеческого разума в его поиске истины и борьба со злоупотреблением авторитетом в религиозных делах.

 

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Даосизм и конфуцианство | Введение. ОАО «Росси́йские желе́зные доро́ги» (ОАО «РЖД») — государственная компания, одна из крупнейших в мире транспортных компаний

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. II. Основные этапы и уровни развития современной экономики. Проблема периодизации истории экономики. Цикличность в экономическом развитии.
  2. II.1.1. Особенности развития политической мысли в России.
  3. II.3.5. Либеральная мысль в России.
  4. Lпри отсутствии в нашем законодательстве соответствующих норм международные нормы имеют на территории России прямое действие.
  5. V. Совершенствование финансовой системы России
  6. XVII век в истории России
  7. Аграрный вопрос в России. Крестьянское и помещичье землевладение
  8. Адаптация советской и мировой управленческой мысли к условиям современной России. Формирование современных российских школ менеджмента.
  9. Админ-0территориальн деление России в 17-нач 20вв
  10. Административно-территориальное деление России в начале ХХ в. Сословная структура. Социальный состав общества
  11. Александр П. Попытка модернизации России А. Необходимость реформ.
  12. Альтернативы развития России после Февральской революции. Временное правительство и Петроградский совет

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.