Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины и механизмы инфляции




Понятие, измерение, виды,

В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

ТЕМА 11. ИНФЛЯЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

 

Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения, других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в неравномерном росте цен на потребительские товары и ресурсы. Измеряется инфляция с помощью индекса цен. Для вычисления индекса цен берут соотношение между совокупной ценой товаров и услуг определенного набора разных периодов времени:

Иц = ∑ЦТт/∑ЦТп,

где Иц – индекс цен; ∑ЦТт и ∑ЦТп – сумма цен товаров определенного набора в текущем и прошлом периодах. Обычно исчисляют индексы цен потребительских товаров и услуг, товаров производственного назначения и общий (сводный) индекс цен.

Различают инфляцию скрытую или подавленную, открытую и хроническую. Скрытая инфляция характерна для командной экономики, в которой государство устанавливает цены на все виды товаров и услуг. Проявляется она не в росте цен, а в дефиците товаров, вследствие чего возникает «черный» рынок, на котором цены значительно выше, чем устанавливает государство.

В рыночной экономике инфляция носит открытый характер. В зависимости от скорости изменения цен различают следующие виды инфляции: 1) умеренная или ползучая – цены растут до 10% в год; 2) галопирующая – цены растут на сотни процентов в год; 3) гиперинфляция или суперинфляция – цены растут на тысячи процентов в год, а разрыв в темпах роста товарных цен и заработной платы достигает катастрофических размеров.

Кроме этого в рыночной экономике инфляция может быть сбалансированной и несбалансированной, предсказуемой и неожиданной, кратковременной и хронической.

Возникает инфляция под действием многих причин: 1) чрезмерные непроизводительные расходы государства (на военные нужды, расширенные социальные программы и т.п.), покрываемые за счет чрезмерной эмиссии денег; 2) опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда; 3) нарушение пропорциональности в структуре народного хозяйства. Когда в экономике большой удельный вес занимает выпуск средств производства по сравнению с выпуском потребительских товаров или осуществляется много долговременных производственных проектов, то в обороте появляется излишнее количество денег, не обеспеченных достаточным количеством потребительских товаров; 4) монополия крупнейших фирм на установление цен и монополия профсоюзов на установление заработной платы.

Основными механизмами проявления инфляции являются инфляция спроса и инфляция предложения. Инфляция спроса возникает в том случае, когда денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг. Обычно этот механизм инфляции «работает» при полной занятости ресурсов.

Инфляция предложения означает, что рост цен происходит за счет увеличения предельных издержек в условиях неполного использования имеющихся экономических ресурсов. В развитой рыночной экономике основным источником инфляции предложения является рост издержек производства вследствие роста заработной платы. В России инфляция предложения возникает главным образом за счет монопольного роста цен на энергоносители и сырье. В результате инфляции предложения происходит увеличение затрат на единицу продукции, сокращение прибыли, уменьшение предложения товаров и как итог – рост цен.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.