Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек, его права и свободы как высшая ценность государства и общества

Правовые основы конституционного строя Республики Беларусь

Сущность Конституции Республики Беларусь

Идеология как система идей, теорий, представлений, чувств и верований формируется, развивается и функционирует в конкретном социальном пространстве определенной страны, важным структурным элементом которого является конституционно – правовое пространство. Оно обусловлено существующей в данной стране экономической и политической системой, режимом власти, государственным устройством, правовой деятельностью либо декларированностью существующего в ней законодательства.

Сущность Конституции Республики Беларусь заключается в том, что она:

- является основным законом государства;

- обладает наивысшей юридической силой;

- является политическим и идеологическим документом;

Каждая конституция выполняет функции: юридическую, политическую, идеологическую. Идеологическая функция конституции заключается в ее идеологическом воздействии: устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, она играет определенную воспитательную роль.

Важнейшей особенностью и характерной чертой конституции является ее прямое действие, что означает:

- нормы конституции обязательны для органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного управления и самоуправления;

- каждый гражданин, который считает свои права нарушенными, ссылаясь на соответствующие статьи конституции, может обратиться в суд.

Конституция Республики Беларусь – это Основной Закон государства, имеющий высшую юридическую силу, является ядром правовой системы. На основе и с учетом ее требований принимаются все другие правовые акты. Конституция обладает верховенством по отношению к тем правовым актам, которые были приняты ранее, а также является базой текущего законодательства и определяет его характер.

Существует несколько способов принятия Конституции: путем всенародного голосования, через Парламент, референдум и т.д. Самый демократичный из них – референдум.

Структура Конституции – это ее организационное строение, внутренняя последовательность, расположение ее составных частей. По структуре Конституция РБ состоит из преамбулы, основной части (разделы 1-8, отдельные из них делятся на главы). Последний раздел 9 имеет заключительные и переходные положения.

В первом разделе раскрываются основы конституционного строя. Дается характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социального, правового; закрепляется взаимная ответственность гражданина и государства, а также идея народного суверенитета, т. е. верховенства воли народа; содержатся нормы, гарантирующие политический плюрализм, т. е. право придерживаться различных политических взглядов, свободно высказывать собственную точку зрения, право развития всех форм собственности.

Раздел второй посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. В системе основных прав граждан РБ личные, гражданские права и свободы (статьи 24-32), политические права и свободы (статьи 33-40), социальные права (статьи 45, 47-50).

Преподаватель и студенты, используя текст Конституции, могут на семинарском занятии детально рассмотреть вышеуказанные статьи, содержащие основные права свободы граждан.

Основные обязанности граждан РБ следующие:

- соблюдать Конституцию;

- уважать достоинство, право, свободы, законные интересы других лиц;

- защищать Республику Беларусь;

- охранять природную среду;

- принимать участие в финансировании государственных расходов путем налогов и пошлин;

- беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности.

В разделе третьем фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума.

Раздел четвертый, посвященный статусу государственных органов, изложен с учетом принципа разделения властей. Здесь речь идет о полномочиях Главы государства, Парламента, Правительства, органов судебной власти.

Пятый раздел касается местного управления и самоуправления. Излагаются наиболее важные аспекты организации и деятельности, полномочий местных Советов, исполнительных и распорядительных органов, их взаимоотношения с другими властными структурами.

В шестом разделе содержатся нормы регламентирующие деятельность двух государственных органов – Прокуратуры и Комитета Госконтроля. Органы Прокуратуры призваны осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов и указов, иных нормативных актов органами, подведомственными Правительству, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. На органы Госконтроля возложен контроль за исполнением бюджета, использованием государственной собственности и некоторые другие вопросы.

Раздел седьмой содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы РБ.

Важнейшее значение для определения места и роли Конституции имеет восьмой раздел. В нем решаются вопросы действия Конституции и порядок ее изменения.

Заключительные и переходные положения помещаются в разделе девятом. Ранее они содержались в Законе от 15 марта 1994 г. «О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь». Данный раздел Конституции позволяет правовыми средствами обеспечить переход к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены сразу с введением в действие Основного Закона.

Весь текст Конституции состоит из 146 статей, и ее положения необходимо трактовать в системной зависимости.

 

 

 

В контексте изучения сущности конституционного строя следует вспомнить историю конституционно-правового развития. В ХХ в. Этот путь начал свое развитие в 1919г., когда была утверждена первая Конституция. Ее замена в 1927г. на обновленную Конституцию БССР была связана с образованием СССР и принятие им Конституции 1924г. В дальнейшем Конституция БССР 1937г. соответствовала Конституции 1936г. Еще одна Конституция БССР была принята в 1978г. на основе общесоюзной Конституции 1977г.

В СССР, в том числе и в Беларуси несколько сменивших друг друга Конституций играли преимущественно декоративную роль. По выполняемым ими функциям (более служебного характера) они представляли собой своеобразный юридический фасад, в котором провозглашение народовластия прикрывало реальное всевластие партийно-государственной номенклатуры, а права и свободы граждан трактовались как благодеяние, исходящее от Коммунистической партии и государства. В таких условиях в широких народных массах при их формальном следовании установлениям Конституции формировалось нигилистическое отношение к конституционно-правовым документам. Эта ситуация в корне изменилась, когда Беларусь обрела государственную независимость и конституционно-правовой суверенитет. В середине 1980-х гг. Беларусь вступила в период радикальных социально-политических трансформаций. Съезд народных депутатов СССР принял решение о необходимости разработки новой Конституции, однако радикальные события 1990-х гг. коренным образом изменили геополитическую ситуацию страны. Эти процессы способствовали становлению белорусской государственности и идеологии белорусского государства.

15 марта 1994г. Верховный Совет РБ принял Конституцию страны.

10 июля 1995г. был избран первый Президент страны А.Г. Лукашенко

24 ноября 1996г. на референдуме принята Конституция РБ с изменениями и дополнениями.

2 марта 1997г. в Москве подписан, а 10 июня 1997г. ратифицирован Договор о Союзе Беларуси и России.

17 октября 2004г. на референдуме в Конституцию внесены изменения и дополнения. В третий раз на пост Главы Государства был избран А.Г. Лукашенко.

Одним из главных принципов функционирования современного государства является принцип государственного суверенитета, под которым понимается право Республики Беларусь обладать верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществлять внутреннюю и внешнюю политику. Первый шаг на пути к суверенитету был сделан 27 июля 1990г., когда была принята Декларация о государственном суверенитете РБ. За истекшие годы в Беларуси произошли глубокие качественные изменения в развитии и укреплении государственности.

1. Страна из состояния общественно-политического хаоса и беспорядка смогла перейти в стадию политической и экономической стабилизации.

2. Заложена устойчивая общественно-политическая база суверенного, независимого государства, сформированы необходимые государственные институты.

3. Полностью структурирована мощная управленческая машина и укреплена государственная власть, являющаяся становым хребтом государства.

4. Руководству страны удалось обеспечить четкое взаимодействие между всеми ветвями государственной власти – Президентом, обеими палатами Парламента, судебной властью.

5. Выстроена четко действующая система общественно-политических отношений.

6. Утвердились и активно, целеустремленно проводятся в жизнь принципы социальной политики.

7. Удалось продвинуться вперед в обеспечении законности и правопорядка.

8. На должном уровне поддерживаются обороноспособность и национальная безопасность страны.

Это способствовало обеспечить РБ характер конституционного государства. Основы конституционного строя, согласно Конституции, составляют: демократизм, правовое государство, права и свободы человека как высшая ценность, социальное рыночное хозяйство.

В заключении вопроса, следует дать обоснование Республики Беларусь как унитарного, правового, демократического и социального государства.

 

Права человека являются одной из характеристик политической системы. Они указывают на наличие в ней гуманистических принципов и идеалов, а также на то, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Права человека – это совокупность норм и принципов, закрепляющих систему политических отношений, которая гарантирует предоставления индивидуму определенных свобод и социальных благ. Права человека фиксируют защищенность людей в государстве, они свидетельствуют о наличии в нем конституционных и законодательных норм, специальных учреждений по охране прав и свобод граждан.

Юридическое выражение права человека впервые получили в 1776г. в одной из декларации США и французской Декларации прав человека и гражданина 1789г. В XX в. права человека были закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948г. и ряда других международных документов. Все указанные выше документы исходят из положения о том, что происхождение прав и свобод человека не связано с волей определенного государства. Человек является равным государству субъектом власти, обладающим правами и соответствующими обязанностями.

Длительная борьба человека за реализацию своих прав и свобод, изменение представлений о роли и месте личности в политической системе, а также многообразие исторических условий породили богатую политику прав человека, которые подразделяются на следующие типы:

­ гражданские (личные) права – это совокупность прав, присущих человеку от рождения;

­ политические права – это совокупность прав, которые обеспечивают возможность участия граждан в государственном управлении;

­ социально-экономические права – это возможности граждан в сфере производства, обмена и потребления материальных ресурсов, в области распоряжения продуктами своего труда и факторами материальной деятельности;

­ культурные и экологические права – это совокупность прав, связанных с усилением взаимозависимости государств в современном мире, экологическим кризисом и т.д. Обеспечение данной группы прав затруднено из-за политически различных режимов, склонных к деспотизму, из-за вооруженных конфликтов, из-за разницы в материальном положении стран.

Учитывая мировой исторический процесс, можно выделить четыре группы нарушений прав человека со стороны государств и отдельных политических сил:

1. Геноцид и этнические «чистки», гражданские войны, политический терроризм.

2. Апартеид, расизм, сегрегация в разных формах дискриминации;

3. Различные ограничения политических прав граждан.

4. Уничтожение и загрязнение окружающей среды, введение ограничений на получение информации, сокращение доступа к культурным ценностям.

Тенденции современного развития мира требуют сильного демократического государства, которое будет стоять на страже прав и свобод человека. Конституция РБ гарантирует каждому своему гражданину право на жизнь, на защиту от любых противоправных посягательств. В ней закреплено положение об обеспечении государством свободы, неприкосновенности и достоинства личности. Гражданам РБ гарантируется защита и покровительство государства, как на территории Беларуси, так и за ее пределами. Все наши граждане равны перед законом и имеют право на равную защиту прав и законных интересов.

Студентам следует еще раз напомнить о статьях Конституции РБ, где говорится о правах и обязанностях граждан – обеспечить осуществление прав и свобод личности, их защиту от любых посягательств одновременно с обеспечением эффективного развития экономики, социальной сферы и культуры, углубления демократии способно только то государство, которое реально управляет жизненно важными общественными процессами в стране. Для Беларуси неприемлема, исходя из ее исторических и социокультурных традиций и современного уровня ее социально-экономического и культурного развития, модель либерального, слабого государства. Потребности благоприятного для человека, для улучшения его качества жизни, социально-экономического и социокультурного развития и вытекающие из них особенности, основные идеи и ценности разделяемой белорусским народом идеологии ставят на повестку дня реализацию концепции эффективного государства.

Основные особенности и признаки эффективного государства:

1. Государственно-правовые условия для развития социально ориентированной рыночной экономики.

2. Обеспечение верховенства закона социальной справедливости, прав и свобод личности.

3. Эффективность действия властных структур для достижения высокого качества жизни населения.

4. Формирование общества открытого типа и реальной демократии.

5. Обеспечение территориальной целостности и суверенитета страны.

6. Приоритетное развитие образования, науки и культуры.

7. Обеспечение устойчивого и динамического социально-экономического развития страны.

8. Создание экономико-политических и конституционно-правовых основ развития гуманистической идеологии.

9. Становление гражданского общества.

10. Обеспечение интересов народа, его достойной жизни, здоровья, материального и духовного благополучия.

11. Снижение чрезмерного техногенного давления на окружающую среду, ее сохранение и воспроизводство.

Идея эффективной государственности и жизнеспособности социально-экономической и политической системы, которые в состоянии обеспечить взаимодействие и использование материальных и духовных факторов достижения динамического и устойчивого развития общества, повышения благосостояния народа, высокого качества жизни, - это основная целевая установка современной идеологической программы.

В этом важнейшем пункте основополагающие принципы Конституции и идеологии белорусского государства практически совпадают. Отсюда вытекают основные особенности белорусской модели государственности, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Опыт Беларуси показывает, что для построения и нормального функционирования демократического правового государства необходимо не только разграничение властей, но и их тесное эффективное сотрудничество и взаимодействие. Эффективность всех направлений деятельности белорусского государства в решающей степени зависит от того, как все властные органы нашей республики – представительные, исполнительные, контрольные, прокурорские, судебные – будут функционировать в качестве взаимосвязанных структур единой государственной власти.

Таким образом, статьи и положения Конституции РБ подтверждают совпадения ее основных целей и принципов с идеологией белорусского государства.

 

Контрольные вопросы для дискуссий:

1. На какой основе осуществляется государственная власть в Республике Беларусь?

2. В чем заключается роль основных функций Конституции?

3. Охарактеризуйте положение Конституции, что РБ есть унитарное, демократическое, социальное, правовое государство.

4. Назовите важнейшие признаки эффективного и демократического государства.

 

 

Лекция 4. Политическая культура и идеологические процессы

 

1. Структура, функции и типы политической культуры.

2. Сущность и содержание идеологического процесса в современном белорусском обществе.

3. Избирательная система в современной Беларуси.

4. Роль средств массовой информации в идеологической политике.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мировоззренческие основы и приоритеты идеологической политики белорусского государства | Структура, функции и типы политической культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.