Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление католической церковью

Если восточное христианство не имело и не имеет единого предстоятеля (православных патриархов несколько), то у ка­толической церкви есть глава - римский папа. Его роль и по­ложение существенно отличаются от положения патриархов: папа обладает практически неограниченной духовной властью. В 1870 г. при папе Пии IX, который управлял католиками в очень сложной политической обстановке, I Ватиканский собор принял догмат о папской безошибочности в вопросах веры и нравственности. То есть, в отдельных случаях папа может говорить «голосом самой Церкви» и против мнения всех. Не­которые исследователи считают, что так был создан прецедент непогрешимости пап, хотя реально это исключительное право использовалось папами чрезвычайно редко.

Полный титул римского папы звучит так: Епископ Рима (духовный глава церкви «вечного» города Рима и окрестностей), Наместник Иисуса Христа, Преемник Князя Апостолов (то есть святого Петра, казненного в Риме и, согласно католи­ческому преданию, основавшего папство), Первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада (этот «восточный» патриарший титул тоже по вполне понятным соображениям не­обходим папству), Примас Италии (глава итальянской церк­ви), Архиепископ и Митрополит Римской провинции, Монарх Ватикана (правитель маленького государства на тер­ритории города Рима, обладающий в нем всей полнотой власти: законодательной, исполнительной и судебной). Иногда папу на­зывают Понтификом (такой титул носил глава жреческой кол­легии в Древнем Риме), а период его правления понтификатом. Самый длинный понтификат — у Пия IX (XIX век). Он про­длился 32 года. Самый короткий — всего три дня. Умерший через три дня после избрания папа Стефан II (VIII век) так и не был внесен в официальные списки. Папе помогают управлять викарии (помощники), а также специальный правительственный орган - Римская курия (слово курия первоначально означало совокупность десяти патрицианских родов в Древнем Риме).

Православные всегда резко критиковали католиков за на­рушение апостольских принципов соборности в управлении церковью. Возможно поэтому католические богословы в пос­ледние годы подчеркивают, что, несмотря на свою огромную власть, римский папа, как и любой патриарх восточной церк­ви, — лишь первый среди равных. То есть избрание папы не является таинством, а Божественная благодать, которой он на­делен, не большая, чем у других епископов. Правда, на прак­тике различие между положением папы и патриарха любой восточной церкви очень большое. Ниже папы в католической иерархии стоят кардиналы. Это слово появилось в первые века христианства и первоначально обо­значало духовных лиц, постоянно и неотлучно связанных со свои­ми приходами «как дверь соединена с крюком, на котором висит». Дверной крюк по-итальянски cardo, отсюда, как можно дога­даться, и само название титула. Кардиналы могут иметь любую степень священства, то есть быть дьяконами, священниками или епископами. Сейчас их около 150-ти. Кардиналов назначает сам папа и практически единолично. В средние века в связи с этим воз­никали многочисленные коллизии, когда кардиналами становились родственники папы, а иногда несмышленые дети, не имевшие не только сана, но и образования... Если римский предстоятель уми­рает, то собрание кардиналов в глубокой тайне и за закрытыми две­рями выбирает нового папу. Отлучаться во время выборов карди­налам категорически запрещается. И сами выборы пап не обходились без коллизий. По преда­нию (которое часто оспаривается), однажды папой была даже избрана переодетая женщина. Папы, которые избирались незаконно или с серь­езными нарушениями, именовались антипапами. Стремление пап к власти, как духовной, так и светской, все­гда очень сильно проявлялось в истории. Ранний период като­личества характеризовался соперничеством папы с императора­ми Священной Римской империи (по сути, германскими императорами). Это соперничество принимало подчас жесткие формы, вспомните хотя бы историю взаимоотношений папы Григория VII и императора Генриха IV. В истории бывали пе­риоды, когда власть римского папы приходила в упадок, папы попадали под власть королей, находились в плену. Случались смуты и эпизоды острой борьбы за папский престол.

Нынешний римский папа 262-й по счету — Иоанн Павел II — избран в 1978 г (он бывший польский кардинал Кароль Войтыла). За 450 последних лет это первый случай, когда папой становится кардинал не итальянского, а славянс­кого происхождения. Иоанн Павел II ведет активную церков­ную деятельность. Он очень заметная фигура в духовной и по­литической жизни всего мира. Несмотря на преклонный возраст, нынешний папа совершает большие и смелые миссии. Последний его визит носил сенсационный характер. Иоанн Павел II посетил коммунистическую Кубу. Сообщество католиков на той или иной территории (иногда большой и совпадающей с границами какого-либо государства, а иногда крошечной — в масштабах одного города) называ­ется епархией, или диоцезом. Эти церковные единицы возглав­ляют епископы или архиепископы. Объединение нескольких диоцезов составляет митрополию, в которой главный епископ носит почетный титул митрополита. Отдельные католичес­кие церкви в рамках больших стран называются поместными церквями. Любопытно, что католический епископ, управляющий делами като­лической церкви в России называется апостольским администратором, а не епископом или митрополитом, так как в России есть Патриарх Мос­ковский — глава православной церкви. Священник, возглавляющий католическую общину (округ) в некоторых странах западной Европы называется кюре (от лат. сигае — заботиться). Лиц, занимающих высшие церков­ные должности (кардиналов, епископов), именуют прелата­ми (букв, с лат. «выше других поставленные»). Часто в народе прелатами называли и простых католических священников.

Особыми чертами характеризуется католическое монаше­ство. В отличие от православного оно не едино, а делится на так называемые монашеские ордены (огdо с лат. ряд, чин, порядок). Первым таким орденом был орден бенедиктинцев (IV в.). Большое число орденов возникало в связи с кресто­выми походами в XI—XII вв. ( иоанниты, тамплиеры, тев­тонцы и др.). Монахи этих орденов были воинами-рыцаря­ми, которые под лозунгом распространения католической веры завоевывали огромные площади главным образом на востоке (крестоносцы). В курсе истории средних веков вы уже зна­комились с крестовыми походами и знаете, что они сопровож­дались грабежом, варварством европейских рыцарей-мисси­онеров. С крестоносцами, действующими в Прибалтике, пришлось столкнуться и Руси (вспомните Ледовое побоище 1242 года).

Позднее, с XIII в. появились «нищенствующие» орде­ны — францисканцы (по имени святого монаха-отшельника Франциска Ассизского, жившего в Италии), доминиканцы (букв, по созвучию «псы господни»), ведущие свое начало от св. Доминика. Последние сыграли огромную роль в католи­ческом образовании, из их среды вышли великие ученые и фи­лософы (Фома Аквинский, Альберт Великий). Очень известен в истории орден иезуитов (от лат. Societas Jesu - общество Иисуса), основанный в XVI в. в Париже ис­панцем Игнатием Лойолой, дворянином и офицером. Целью ордена было восстановление утраченного могущества католи­ческой церкви в эпоху бурного развития Реформации. Не без помощи монашеских орденов в XIII в. для борьбы с ересями был создан специальный трибунал - инквизиция (с лат. букв, розыск). История инквизиции ассоциируется в первую очередь с жестокостью и массовыми сожжениями ере­тиков на кострах. Излюбленным пособием инквизиторов была книга «Молот, ведьм», написанная немцами Инсисторисом и Шпренгером в XV в. В ней со ссылками на Священное Пи­сание доказывалась необходимость жесточайшей расправы с ведьмами, колдунами и еретиками (переиздана в 1990 году большим тиражом как страшный, но очень интересный памятник истории). Инквизиция формально просуществовала до 1965 г. и защищала чистоту веры уже совершенно иными методами. Настоятелей католических мужских монастырей с v—VI веков стали, от слова Авва - отец, называть аббатами (это древнее слово имеет сирийское происхождение, но пришло в европейские языки через еврейский и греческий). Женский монастырь возглавляла аббатиса, а сам монастырь нередко называется аббатством. С XVIII века во Франции и Ита­лии слово аббат несколько изменило смысл и стало почтитель­ным обращением к молодому человеку, готовящемуся принять священнический сан.

Католическая церковь — чрезвычайно важный и влиятель­ный фактор в современном мире. Нынешние католические бо­гословы и иерархи активно участвуют в культурной, политичес­кой и общественной жизни. Они стараются реагировать на изменения в современном укладе, активно работают в сфере об­разования, среди молодежи.

За всю историю католичества и православия делалось не­сколько попыток воссоединения. Одна из них состоялась на уже упоминавшемся в связи с догматом о чистилище Феррарско-Флорентийском соборе 1439 года. После долгих споров и разногласий документ об объединении был подписан иерар­хами православной церкви, в том числе и русским митрополи­том Исидором. Однако уния не воплотилась в жизнь: уже в 1443 году православный Иерусалимский собор предал ее про­клятию. Исидор же по возвращении на Русь был низложен, заключен в темницу и впоследствии бежал. Константинополь­ский патриарх, подписавший флорентийскую унию, рассчиты­вал на помощь Рима в борьбе с нашествием турок-сельджу­ков, которые грозили уничтожить Византию. Но Рим так и не помог, а Константинополь в 1453 г. пал под их ударами. По мнению православных, это было возмездие за вероотступни­чество константинопольской церкви.

В 1596 г. унию с католичеством заключила православная церковь Западной Украины (бывшей тогда в составе Польско-Литовского государства). Отсюда начала свою историю уни­атская церковь, православная по обрядам, но находящаяся в подчинении римского папы и признающая догматику като­лицизма. В мире существует еще несколько небольших уни­атских церквей, самостоятельно перешедших под власть папы, но сохранивших восточные православные обряды.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Культ в православии | Католический культ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.