КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновение ислама
Возникновение ислама. Лекция 10. Ислам - самая поздняя и наиболее завершенная из трех развитых монотеистических религий. Ислам - в переводе с арабского означает «покорность». Ислам исповедуют около 800 млн. человек. В основном это население Азии, а также Африки (включая арабские страны). Особенностью ислама является его относительная «молодость». Он возник в первой половине VII века. Поэтому происхождение его яснее, чем других религий, но и здесь много неясного и мифического. Ислам возник в Аравии у арабских племен, которые были коренными жителями этой страны. В первые века нашей эры арабы жили еще первобытнообщинным строем. Масть их жила оседло в оазисах и городах, занималась земледелием, ремеслами и торговлей, пасть - кочевала в степях и пустынях, разводя лошадей, верблюдов, овец и коз. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами - Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Здесь же, в Мекке, образовался и религиозный центр всех арабов; в особом святилище Кааба были собраны священные изображения разных арабских племен. Уже в VI веке у арабов происходил процесс разложения первобытнообщинного строя. Формировалось классовое общество. Толчком к возникновению новой религии послужил упадок транзитной торговли через Мекку. Аравия была всегда местом, являющимся центром торговых путей, но в VI в. положение изменилось - развитие мореплавания, а также опустошительные набеги соседниx государств привели к запустению караванных дорог. Это вызвало экономический упадок крупнейших городов Аравии - Мекки и Медины. Кочевники постепенно стали переходить к земледелию. Появилась нужда в земле, обострилась борьба между племенами. Требовалось сильное государство, которое сумело бы обеспечить жизнедеятельность арабского общества. Все это и создало условия для возникновения ислама. Оно явилось в тот период естественным и закономерным этапом эволюции религиозной формы сознания общиннородового строя Аравии. Это и стало причиной сравнительно быстрого распространения ислама среди языческого населения Аравии. В Аравии в те времена существовали христианские и иудейские общины. Арабы общались с ними и их верования влияли друг на друга. Христиане и евреи подавали арабам пример единобожия. Под влиянием этих религий в сознании арабов стала постепенно пробивать себе дорогу идея монотеизма. Разумеется, замена многобожия племенных религий монотеистическим исламом была длительным процессом. Боги и храмы более могущественных племен постепенно становились главными, а боги слабых племен превращались во второстепенных. Этот процесс отчетливо проявился в Мекке, где древний бог племени курейшитов «Аллах» занял господствующее положение. Единобожие среди курейшитов стали проповедовать ханифы – «искатели истины». Они боролись против старых родовых культов, не признавали иудейского, и христианского богов. Одним из видных последователей ханифизма и был житель Мекки Мухаммед, который считается основателем ислама. Он родился вМекке около 570 г. нэ. Был выходцем из знатного, но не богатого рода. Когда ему исполнилось два месяца, умер его отец. В возрасте шести лет он лишился матери. А когда еще через три-четыре года умер его дед, он остался круглой сиротой. В юности он был пастухом, потом стал приказчиком у богатой купчихи Хадиджи. Через некоторое время он женился на ней. Так он стал состоятельным человеком и мог полностью посвятить себя религиозно-проповеднической деятельности. Некоторое время после женитьбы он продолжал заниматься торговлей, но затем забросил ее и около 610 г. начал проповедовать новую религию. По преданию, он удалялся в пещеру в окрестностях Мекки. Там он однажды услышал голос «свыше», который приказал начать проповедь новой религии. Что же он проповедовал? Основным в учении Мухаммеда было строгое требование почитать только одного Аллаха и быть покорным его воле. Ему удалось обратить в новую веру ближайших людей (жену, приемного сына т.д.), но в общем его проповедь успеха не имела. Она была встречена окружающими недоверчиво, даже враждебно, особенно имущими слоями Мекки, которые опасались, что отказ от почитания старых арабских племенных богов подорвёт значение Мекки как религиозного и экономического центра. Малоимущие же слои находили мало утешения в проповедях Мухаммеда, так как он не обещал им никаких облегчений. И в результате за 12 лет ему не удалось добиться значительного успеха. Более того, ему даже пришлось покинуть Мекку. Переселение произошло в сентябре 622 г. В Медине, куда он перебрался, ему удалось достичь гораздо большего признания - здесь оказалась более благоприятная почва для пропаганды. Во-первых, это связано с тем, что, по преданию, мать Мухаммеда была родом из Медины,и, очевидно, там было много его родственников, которые помогали ему. Во-вторых, здесь была иудейская община, под влиянием иудаизма и жители. Медины в какой-то мере были подготовлены к принятию идей единобожия. В- третьих, мединцы соперничали с Меккой и были рады выступить против нее. Навербовав себе много сторонников, Мухаммед развернул настоящую войну против Мекки. Вначале она шла с переменным успехом. В 626 г. мекканцы даже пытались взять приступом Медину, но неудачно. В конце концов мединцы блокировали Мекку. В 630 г. между враждующими сторонами был достигнут компромисс: жители Мекки приняли ислам и признали Мухаммеда «посланником Аллаха», но она оставалась религиозным центром всех арабов. Храм Кааба стал главным мусульманским святилищем, к которому каждый мусульман должен совершить паломничество. Покорение Мекки ускорило и облегчило распространение ислама среди арабов. К концу 830 года большая часть Аравийского полуострова находи уже под властью Мухаммеда. Но распространение ислама не ограничилось Аравией.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |