Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судоподъемные сооружения и докование судов




База технического обслуживания

Береговое техническое обслуживание.

Формы технического обслуживания

Организация технического обслуживания

Повышение эффективности технической эксплуатации флота во многом зависит от структуры ремонтно-эксплуатационных циклов судна. Изменение этой структуры в сторону увеличения доли работ по подержанию флота в исправном техническом состоянии без вывода судна из эксплуатации является наиболее перспективным.

Структурная оптимизация ЭРЦ позволяет сократить бюджет ремонтного времени и увеличить эксплуатационный период судна и тем самым повысить эффективность всей транспортной системы морского флота.

Для выполнения этой задачи в производственной системе морского флота имеется разветвленная сеть береговых предприятий по техническому обслуживанию судовой техники и судов в целом.

В зависимости от категории исполнителей, места и условий проведения работ можно выделить следующие четыре основные формы организации ТО судов /4/, выполняемые:

1. Судовыми экипажами в рейсах и во время стоянки судов в портах;

2. Ремонтными бригадами в рейсах;


3. Различными БТОФ, цехами межрейсового ремонта СРЗ, во время стоянки судов в базовом порту под грузовыми операциями или кратковременного вывода их из эксплуатации;

4. СРЗ (услуги СРЗ по ТО судов). Указанные формы организации выполнения работ отличаются структурой оперативного управления производственными базами, их технической оснащенностью, системой планирования и финансирования работ, применяемой технологией, порядком оформления и прохождения заказов.

Для сокращения продолжительности ремонта и увеличения эксплуатационного периода судов большое значение имеет рациональное сочетание всех форм организации ТО при максимальном использовании времени стоянок в портах и ходового времени на работы по ТО конструкций и технических средств судна. Эффективность использования эксплуатационного времени зависит от правильного выбора номенклатуры работ, осуществляемых на том или ином этапе эксплуатации (переход, стоянка судна на рейде, у причала под грузовыми операциями или без грузовых операций и т. д.): от располагаемой производственной мощности обслуживающей базы (наличие квалифицированных рабочих и средств труда); от продолжительности того или иного этапа эксплуатации судна.

Так, при длительном ходовом режиме выполняют следующие работы: по корпусной части — восстанавливают защитные покрытия надстроек, фальшбортов,, проводят профилактические осмотры и ревизии элементов грузовых и других устройств; по механической части — ТО оборудования и механизмов, не связанных с функционированием главного двигателя, например: переборку вспомогательных двигателей, компрессоров сжатого воздуха, чистку вспомогательного котла, ревизию резервных насосов, моечно-покрасочные работы в машинно-котельном отделении и т. д. Прежде чем начать работы в ходовом режиме, необходимо оценить обстановку: учесть длительность перехода судна, состояние погоды и произвести все подготовительные операции, чтобы в случае штормовой погоды обеспечить быструю сборку механизма и привести его в состояние готовности.

В зависимости от условий стоянок и действующих правил порта обычно осуществляют работы по главным двигателям, судовым системам и другим судовым техническим средствам, ТО которых невозможно выполнять в ходовом режиме.

Возможности каждой категории исполнителей выполнять на данном этапе эксплуатации работы определенных объемов и сложности зависят от квалификации и численности работников, оснащенности их соответствующим оборудованием, приспособлениями, средствами механизации, материалами, инструментом и т. д. Основные исполнители работ на переходах и стоянках судов на рейдах — судовые экипажи, а также направляемые в рейс ремонтные бригады, формируемые из резерва плавсостава и береговых предприятий, на длительных стоянках в отечественных, главным образом базовых портах — базы ТО, созданные во


многих крупных портах страны, а иногда привлекают также СРЗ. Объем работ, который может быть выполнен береговыми предприятиями, зависит не только от их производственной мощности, но также от частоты приходов судов в порт и продолжительности стоянок.

В связи с этим большое значение приобретает выбор оптимальных форм организации ТО судов в зависимости от условий их эксплуатации и в первую очередь от частоты приходов в базовый порт, соотношения ходового и стояночного времени, продолжительности работы судна в отрыве от базового порта.

Ремонтные бригады. Для выполнения определенного вида и объема работ по ТО конструкций и технических средств на суда в рейс периодически направляют ремонтные бригады — подразделения, комплектуемые из моряков резерва плавсостава и береговых предприятий.

В начальный период перевода судов па непрерывную систему ТО и ремонта с увеличенным межремонтным периодом ремонтные бригады комплектовались из резерва плавсостава и закреплялись для постоянной работы за определенными судами. Члены ремонтной бригады включались в производственный коллектив судна, им поручалось либо самостоятельное выполнение работ определенного вида, либо ее члены присоединялись к рабочим бригадам судна, комплектуемым из лиц экипажа,, не несущих вахты. Хорошие профессиональные навыки, заинтересованность в достижении высоких производственных показателей работы судна являлись важными факторами, обеспечивавшими достаточно высокий уровень производительности труда и хорошее качество выполнения работ по ТО членами ремонтных бригад.

Направление ремонтных бригад на суда из резерва плавсостава покрывало дефицит располагаемого бюджета времени судового экипажа на ТО и позволило существенно увеличить относительный объем работ но поддержанию требуемого уровня технического состояния судов в процессе эксплуатации. Это, в свою очередь, способствовало увеличению межремонтного периода судов и сокращению среднегодовой продолжительности стоянок их в ремонте. Такая форма организации ТО на судах, когда береговые ремонтные предприятия не были еще подготовлены к выполнению значительных объемов работ во время стоянки под грузовыми операциями, оказалась весьма эффективной и, наряду с другими мероприятиями, обеспечила существенное увеличение эксплуатационного периода судов. Вместе с тем закрепление за определенным судном ремонтной бригады из резерва плавсостава фактически увеличивало численность судового экипажа, хотя затраты на ее содержание относились на эксплуатационные расходы судна по смете затрат па ремонт. Впоследствии пароходства стали только периодически направлять в рейс ремонтные бригады для выполнения определенного объема конкретных работ.


По мере развития береговых оперативных баз обслуживания флота стали направлять в рейс ремонтные бригады, укомплектованные рабочими БТОФ и судоремонтных предприятий (цехов межрейсового ремонта). По сравнению с бригадами из резерва плавсостава они могут производить работы более широкой номенклатуры, включая и такие, которые выполняются обычно в заводских условиях. Повышению производительности труда рабочих этих бригад способствует их специализация — для выполнения работ бригады закреплены за судами определенного типа.

Ремонтную бригаду направляют на судно по обоснованной заявке, подписанной капитаном, и по указанию управления технической эксплуатации флота (УТЭФ) судовладельца. Заявку составляет служба технической эксплуатации судна по каждому заведованию. В ней указывают конкретный перечень работ, которые должны быть сделаны ремонтной бригадой за период пребывания ее на судне. В перечень не включают работы, выполнение которых в соответствии с планами-графиками ТО судна возложено на судовой экипаж. Вместе с перечнем работ к заявке прилагают расчет ее состава, определенный по каждой специальности,

 

где пi - число специалистов 1-й специальности (слесари, трубопроводчики,

автоматчики и т. д.),

Hi - объем работ i-й специальности, планируемый для выполнения членами

ремонтной бригады, нормо-ч;

Тх и Тс - соответственно число ходовых и стояночных суток за рейс;

Кп - коэффициент, учитывающий потери рабочего времени из-за

неблагоприятных метеорологических условий. Значение Кп зависит от

времени года, района плавания, типа и главных размерений судна и

изменяется в пределах 0,8—0,9.

Срок подачи заявок и их форму устанавливает УТЭФ судовладельца. В соответствии с действующим положением /12/ члены ремонтной бригады во время пребывания на судне включаются в службу технической эксплуатации н на них распространяются требования Устава службы на судах Министерства Транспорта России и Правил внутреннего распорядка. Судовая администрация должна обеспечить ремонтную бригаду необходимыми для работы инструментами, материалами и запасными частями. Работы, сделанные членами ремонтной бригады, принимает старший механик или, по его поручению, лицо командного состава, в заведовании которого находятся объекты технического обслуживания.

Оплачивается работа на основании перечня, составляемого на судне старшим механиком совместно с бригадиром. Перечень с указанием трудоемкости работ и качества их выполнения, подписанный капитаном и


старшим механиком, а также табель представляют в УТЭФ судовладельца и предприятие, направившее бригаду в рейс.

Во время пребывания на судне члены ремонтной бригады наравне с другими членами судового экипажа получают питание, пользуются жилыми и общественными помещениями, участвуют в различных общественных мероприятиях, проводимых на судне. При плавании за границу члены ремонтной бригады получают взамен командировочных оплату в иностранной валюте по ставкам, установленным пароходством.

Техническое обслуживание, выполняемое периодически направляемыми в рейс ремонтными бригадами, является одной из наиболее перспективных форм организации ТО судов. С увеличением в составе флота Специализированных судов, приспособленных к скоростной обработке в портах, дальнейшим развитием линейного судоходства все больше ограничиваются возможности выполнения ТО судов береговыми базами во время стоянки их в портах. Увеличение доли работ, производимых ремонтными бригадами непосредственно в рейсах, позволит более эффективно использовать для ТО стояночное время судов, особенно при заходах во внебазовые, включая иностранные, порты и будет способствовать сокращению потерь эксплуатационного времени дорогостоящих специализированных судов на проведение ремонтов.

Из всех береговых подразделений, обслуживание флота без вывода из эксплуатации наиболее мобильными являются подразделения функционально подчиненные УТЭФ. Их и называют базами технического обслуживания флота (БТОФ). Наибольшая оперативность свойственна именно таким базам технического обслуживания в силу административной подчиненности своему же основному заказчику. Остальные подразделения, принимающие участие в техническом обслуживании судов, имеют другую подчиненность.

Руководство производственной деятельностью базы осуществляет УТЭФ, через БТОФ функциональное же руководство осуществляют соответственно другие службы и отделы (Финансовый отдел, Служба материально-технического обеспечения, бухгалтерия и др.).

База выполняет ремонт транспортного флота независимо от принадлежности судов к тому или иному пароходству. Неотложный ремонт согласно существующему положению проводится вне всякой очереди и круглосуточно из расчета выполнения его к моменту окончания грузовых операций. Под неотложным ремонтом судна, находящегося в эксплуатации, понимаются работы, связанные с устранением дефектов, появившихся во время нахождения судна в море, и обеспечивающие безопасность его эксплуатации. План, по которому работает база, формируется следующим образом. Годовой


укрупненный производственный план на основании плана по труду, выдаваемого Планово-экономическим отделом судовладельца, разрабатывается УТЭФ. В плане устанавливаются объем продукции по ремонтному обслуживанию флота в норма-часах и утвержденная средняя стоимость в рублях одного норма-часа по судоремонту. Под этот план УТЭФ осуществляет регулирование производственной загрузки БТОФ. На планируемый месяц сама БТОФ разрабатывает производственный план, который согласуется УТЭФ. В пределах годового и месячного планов загрузки начальник БТОФ имеет право самостоятельно принимать заказы от администрации судов. Если БТОФ посылает ремонтные бригады в рейс, то комплектация их может производиться как за счет состава БТОФ гак и за счет резерва плавсостава.

Порядок приема заказов БТО двоякий. По работам, предусмотренным судовым планом-графиком, заказ заблаговременно поступает от УТЭФ судовладельца с последующим, еще до прихода судна в порт, извещением БТОФ капитаном об уточнении объема ремонта, времени прибытия, месте и сроке стоянки. К работе приступают до прибытия судна в порт, в тот же день капитану должна быть представлена калькуляция основного заказа, выданного УТЭФ, и дополнительного, выданного администрацией судна.

По работам, не предусмотренным планом-графиком судовой команды, но определившимся в процессе эксплуатации, заказ поступает непосредственно от администрации судна с заблаговременным извещением БТОФ капитаном. К выполнению заказа БТОФ приступает немедленно, не ожидая подтверждения УТЭФ.

В целях повышения эффективности ТО одним из основных методов
восстановления исправного состояния используется агрегатно-узловая
технология на основе постоянного наличия обменного фонда и хорошо
налаженной коопераций с судоремонтными заводами.
Внутрипроизводственная структура БТОФ резко упрощена, вместо цехов
имеются участки с технологической специализацией, функции прорабов
возложены на мастеров участков. Ведущим мастером является тот, у
которого на данном судне объем работ наибольший, а общая координация
БТОФ осуществляется планово-производственной группой.


Из рис. 2.11 видно, что производственные и технологические связи судна, на котором проводится ремонтная работа, с участками базы весьма упрощены, что позволяет оперативно выполнять ремонт.

Для этих же целей производственные бригады комплектуются как комплексные сквозные бригады, которые могут работать круглосуточно и в которых соблюдается принцип преемственности и единой ответственности бригадира за качество работы и сроки исполнения. Все бригады БТОФ должны быть специализированы по видам судоремонтных работ, но при обязательном внутрибригадном совмещении таких профессий, которые могут потребоваться при данной специализации. Например, наличие сварщиков в бригаде трубопроводчиков. Разнообразный характер работ с различной степенью сложности требует высокой квалификации от работников БТОФ. Поэтому, как правило, средний разряд производственных рабочих базы выше, чем на судоремонтных заводах.

Для работ, выполняемых по плану-графику, БТОФ должна широко использовать возможность выполнения работ по нулевому этапу, а если они требуют специального оборудования, то работы должны производиться в кооперации с судоремонтным заводом.

Вообще кооперация БТОФ с судоремонтными заводами строится на плане кооперированных поставок ремонтных работ, выполняемых заводами для БТОФ. Этот план УТЭФ согласовывается с судоремонтным заводом и включается в его производственную программу. Ответственность и контроль за сроки поставок заводами изделий для БТОФ по кооперации возлагается на УТЭФ.

Администрация судна, которая прибегает к услугам БТО, несет ответственность за подготовку рабочих мест и судна в целом к ремонту. С


целью повышения оперативности работ БТОФ оснащаются также плавмастерскими, самоходными и несамоходными плавередствами с установленными на них компрессорами, электро- и газосварочными агрегатами, металлорежущими стайками и т.д. Ряд БТОФ в своем составе имеет плавучие зачистные станции, предназначенные для мойки, зачистки и дегазации грузовых танков, нефтеналивных и топливных танков сухогрузных судов, приемки с судов и сепарации нефтесодержащих балластных и льяльных вод, химической очистки теплообменных аппаратов и паровых котлов.

Оснащение БТОФ указанными плавсредствами позволяет существенно расширить номенклатуру предоставляемых флоту услуг и выполнять ТО во время стоянок судов на рейде и в удаленных от базы районах порта.

Находясь в функциональном оперативном подчинении у ССХ УТЭФ судовладельца, БТОФ освоили большой комплекс работ и тем самым обеспечили уменьшение объемов заводского ремонта судов и разгрузили судовые экипажи от выполнения наиболее трудоемких работ по ТО судов. Укрупненно в номенклатуру таких работ включены: очистка и окраска конструкций корпуса; зачистка топливных и балластных танков; замена и ремонт трубопроводов судовых систем; текущий ремонт и устранение повреждений элементов корпуса, люковых закрытий и судовых устройств; котломоточистки; текущий ремонт вспомогательных механизмов, теплообменных аппаратов и электрооборудования; монтажные работы по замене небольших участков кабельных трасс; проверка, ремонт и наладка систем судовой автоматики, защиты и сигнализации, контрольно-измерительных приборов и т. д.

Все работы, осуществляемые БТОФ, можно разделить на три вида: плановые, предусмотренные типовой документацией на ТО серийных судов и судовых технических средств; неотложные по устранению неисправностей и отказов, возникающих в процессе эксплуатации судов; выполняемые во время межрейсового ремонта судов с кратковременным выводом их из эксплуатации, когда ТО невозможно проводить в период грузовых и вспомогательных операций.

Анализ использования основных производственных фондов судоремонтных заводов в сравнении с основными фондами других отраслей промышленности свидетельствует о значительно большем удельном весе сооружений в структуре фондов.

Повышенная доля сооружений СРЗ объясняется дорогостоящих судоремонтных сооружений и судоремонтных причалов, эти сооружения, имея наибольшую стоимость, определяющим образом влияют на такие обобщающие показатели, как фондоотдача и рентабельность. Пропускная способность этих сооружений определяет возможности увеличения производственной программы завода по судоремонту - основной статье


производства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.