Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прагматическая концепция бизнеса

Обе рассмотренные концепции бизнеса являются двумя крайними пози­циями в оценке бизнеса как объективного явления. Преодоление указанных крайностей происходит лишь в рамках третьей из названных выше концеп­ций, а именно - прагматической концепции бизнеса.

Под прагматизмом здесь и далее понимается ориентация планов и целей деятельности людей на достижение практических выгод в обстоятельствах, имеющих объективный и поэтому не зависимый от воли и желания этих лю­дей характер.Сущность прагматиче­ской концепции бизнеса состоит в том, что бизнес рассматривается как явле­ние, неизбежное в контексте развития общества. Указанное явление оказыва­ется, с одной стороны, необходимым, а с другой стороны, - выгодным людям, которые воспринимаются обществом в качестве бизнесменов, стремящихся удовлетворить свои корыстные (эго­истические) интересы, и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность постоянно насыщать свои потребности при помощи созданных товаров и оказанных услуг.

В целом, можно выделить следующие элементы прагматической кон­цепции бизнеса:

1) бизнес - это необходимый и неизбежный компонент жизни людей в це­лом; он объединяет, с одной стороны, стремление отдельных граждан к реали­зации эгоистических интересов, с другой - стремление других людей к удов­летворению своих потребностей в товарах, работах, услугах;

2) бизнес - это противоречивое явление, однако любые противоречия ме­жду людьми, причастными к бизнесу, хотя и могут выступать причиной раз­нообразных конфликтов, в общем, служат источником развития экономики и не имеют безнадежно разрушительного характера;

3) бизнес базируется на отношениях между людьми, каждый из которых, вступая в эти отношения, преследует собственные интересы, не обязательно совпадающие с интересами других людей; с одной стороны, естественная кон­куренция интересов ведёт к конфликту интересов, к навязыванию интересов одних людей другим, собственные интересы которых в такой ситуации ока­зываются ущемлены, что, в конце концов, действительно, может привести к непредсказуемым последствиям; с другой стороны, в конечном итоге кон­фликт интересов не приводит к гибельным последствиям для человеческого общества, а напротив, способствует постоянному росту экономики и благосо­стояния людей;

4) бизнес - это развивающееся явление; его направления, виды, техноло­гии и инструменты постоянно совершенствуются в соответствии с изменени­ями, происходящими в обществе.

 

 

Рис. 1.2.4. Прагматическая концепция бизнеса

 

Прагматическая концепция бизнеса базируется на четырёх теоретических основаниях. Первое основание - непротиворечивое определение самого термина «бизнес». Второе основание - положение о необходимости посто­янного преодоления людьми естественной ограниченности материальных и нематериальных благ, лежащих в основе жизнедеятельности людей. Третье основание - представление о бизнесе как об обязательном компоненте дея­тельности людей вне зависимости от предмета данной деятельности. Четвер­тое основание - положение о наличии у людей совокупности особых свойств (деловых качеств), которые могут быть использованы в их повсе­дневной деловой деятельности.

Для изучения того или иного объектив­ного явления необходимо, прежде всего, объ­яснить происхождение термина, с помо­щью которого данное явление определяется. Различия в толковании явления, которое оп­ределяется с помощью слова «бизнес», быва­ют часто обусловлены разницей в интерпре­тации значения самого данного слова. Под «бизнесом» нередко понимают неодинако­вые процессы, события, действия людей. Здесь важно подчеркнуть, что слово «биз­нес», вошедшее в русский язык из англий­ского («business»), имеет абсолютно одно­значное толкование. Термин «бизнес» является синонимом слову «дело». Использование рассматриваемого термина лицами, объясняющимися по-английски, ничем не отличается от примене­ния слова «дело» людьми, объясняющимися по-русски. Когда, например, кто-либо спрашивает кого-либо «как дела?» по-английски, он говорит именно о бизнесе.

В данном значении «business» начал применяться и применяется в на­стоящее время как научный термин. Встречаются поведенческое и комму­никационное толкования смысла этого термина. Поведенческое толкова­ние бизнеса состоит в том, что с помощью рассматриваемого термина опре­деляется совокупность действий людей. Отсюда выражения, такие как: «де­лать бизнес», «заниматься бизнесом», «оценивать бизнес». В рамках пове­денческого толкования бизнес целесообразно определить как деловую дея­тельность людей.

Коммуникационное толкование бизнеса состоит том, что указанный термин привлекается для описания отношений, возникающих между различ­ными людьми, каждый из которых «занимается бизнесом». Отсюда выраже­ния «деловые отношения», «субъекты деловых отношений» («субъекты биз­неса»), «интересы субъектов бизнеса».В рамках коммуникационного толко­вания бизнес целесообразно определить именно как деловые отношения ме­жду людьми.

Для обоснованного определения того, что конкретно следует понимать под «занятием бизне­сом», а также - под «деловыми отношениями» це­лесообразно перейти ко второму основанию праг­матической концепции бизнеса. Человеческая ис­тория насчитывает тысячелетия, но во все времена то, в чем нуждался человек, с помощью чего он удовлетворял свои потребности, называлось бла­гом. Благами могут быть материальные предметы и объекты (они называются материальными благами), а также услуги и действия (работы), которые выполняются одними людьми для других (они называются нематериальными благами).

Материальные блага всегда имеют предметную (объектную) форму, доступную органам чувств человека; таковыми являются воздух, вода, пи­ща, одежда, жильё, другие предметы и объекты. Нематериальные блага не имеют предметной формы, их польза для человека состоит в эффекте ре­зультата оказанной услуги или выполненной работы. Услуги составляют основу существования таких сфер общественной жизни, как образование, медицина, спорт, право, культура, наука, информация, досуг. Вместе с тем оказание услуг осуществляется и в других областях (например, сервисное обслуживание техники, услуги по инсталляции программного обеспече­ния). С процедурами выполнения работ можно столкнуться в процессе строительства любых объектов (строительные работы), ремонта (ремонт­ные работы); к числу таковых следует отнести и другие виды деятельности людей в разных областях экономики.

Материальные блага, используемые людьми в процессе своей жизнеде­ятельности, могут различаться между собой по различным признакам. При­нято различать материальные блага:

1) данные природой и произведенные людьми;

2) потребительские и инвестиционные;

3) частные и общественные;

4) воспроизводимые и невоспроизводимые (уникальные).

Природа дает человеку воздух, воду, землю. Эти при­родные материальные блага - условие существования человеческого общества. Без них жизнь человека невоз­можна. Однако, человек - единственное существо на планете, способное преобразовывать природные вещества (сырьё) в необхо­димые ему конкретные предметы. Таковые появляются в результате производительной деятельности и, следовательно, называются произведенными ма­териальными благами.

Природные или произведенные материальные бла­га, предназначенные для личного, семейного, группово­го, ассоциированного потребления, являются потреби­тельскими благами. К их числу относятся, например, бытовая техника, мебель, одежда, продукты питания. Инвестиционные материальные блага включают в себя сырье, машины, оборудование, комплектующие изделия, которые необходимы для производства других материальных благ, оказания услуг и выполнения работ. В зависимости от того, кто именно является потребителем материальных благ, сами материальные блага разделяются на частные и общественные. К примеру, домашний автомобиль — это частное благо. Общественный парк, посещением которого наслаждаются многие граждане, становится общест­венным благом.

Материальные блага могут быть воспроизводимыми и уникальными. Уникальными являются те из них, которые не могут быть воспроизведены в силу различных обстоя­тельств. Остальные материальные блага являются воспро­изводимыми.

И материальные блага, и услуги, работы могут существовать потенциаль­но, в том числе в нашем воображении, и фактически, реально. Фактическое наличие любых благ, как материальных, так и нематериальных, фиксируется в тех случаях, когда потребность людей в таких благах совпадает с их предло­жением. По критерию соответствия потребности в благах и предложения благ целесообразно выделить свободные блага и ограниченные блага. Свободны­ми или постоянно доступными благами являются те из них, потребность в ко­торых всегда может быть удовлетворена. Таковыми могут быть лишь некото­рые природные материальные блага, используемые в обычных обстоятельст­вах, например, такое природное благо, как воздух.

Все остальные материальные и нематериальные блага являются относи­тельно ограниченными. Это значит, что размеры потребности в них всегда превышают размеры их предложения.

Крайней степенью относительной ог­раниченности благ является их редкость. Если относительная ограничен­ность благ не выражается в их редкости, принято говорить об их относитель­ной недостаточности.

Потребности членов общества в благах должны удовлетворяться, а следо­вательно, деятельность людей по созданию продукции, выполнению работ и оказанию услуг другим людям, другими словами, их дело, их бизнес всегда возникает там, где формируется объективная потребность в преодолении от­носительной ограниченности благ. Таким образом, блага являются объекта­ми бизнеса, а относительная ограниченность благ становится объективным фактором, наличие которого побуждает человека искать возможность полу­чить указанные блага.

Данная возможность реализуется двумя путями. Люди, занимающиеся бизнесом (назовём их субъектами бизнеса), вправе удовлетворять собствен­ные потребности в благах самостоятельно, либо путём обращения к другим субъектам бизнеса посредством заключения с ними сделки.

Под сделкой следует понимать процедуру осуществления деловых отношений.Вступая в сделку, субъекты бизнеса реализуют свое стремление получить доступ к относительно ограниченным благам с помощью других людей. В сделках отражается противоречивый характер деловых отноше­ний - с одной стороны, участниками сделки становятся конкуренты, с дру­гой стороны, данные конкуренты оказываются заинтересованы во взаимном (взаимовыгодном) сотрудничестве. Сделки являются обязательным компонентом деловой деятельности людей вне зависимости от кон­кретного предмета данной деятельности.

Для возникновения сделки необходимо со­блюдение ряда условий. Во-первых, люди, соста­вляющие стороны данной сделки, должны обла­дать правом на вступление в сделку. Данное пра­во определяется наличием у них правоспособно­сти и дееспособности - с содержанием данных понятий мы познакомимся позже.

Во-вторых, сделки между субъектами деловых отношений должны быть целесообразны. Под целесообразностью сделки понимается соотнесение це­лей, ради которых люди вступают между собой в деловые отношения, и средств, которые могли бы обеспечивать возможность их достижения. Назна­чение сделки состоит в том, чтобы, связав цель бизнеса со средствами ее дос­тижения, обеспечить каждому из участников сделки наилучшие условия дос­тупа к относительно ограниченным благам.

В-третьих, проводимая сделка должна быть законной. Под законностью сделки понимается неуклонное следование нормам международного и наци­онального законодательства всеми участниками деловых отношений на ста­дии подготовки сделки и в процессе ее осуществления.

В-четвертых, проведение сделок должно соответствовать обычаям де­лового оборота. Под обычаями делового оборота понимается не предусмот­ренные законодательством или условиями конкретного договора, но сложив­шиеся и широко применяемые правила поведения, например, традиции ис­полнения участниками сделок тех или иных обязательств.

В-пятых, порядок проведения сделки должен сопровождаться неукос­нительным соблюдением условий договора в части сохранения служебных и коммерческих секретов участников сделки, поддержания заработанной сто­ронами ранее деловой репутации.

Пренебрежение указанными условиями влечет признание сделки недействи­тельной. В Гражданском кодексе Российской Федерации, к примеру, содержатся следующие признаки недействительности сделок. Сделка считается недействи­тельной в силу признания ее таковой судом (в этом случае она называется оспори­мой сделкой), либо независимо от такого признания (в этом случае она называет­ся ничтожной сделкой). Сделка признается недействительной, если участником ее является лицо, не имеющее на то права. Сделка признается ничтожной, если

1) она совершена с целью, заведомо противоположной закону или осно­вам нравственности;

2) она совершена лишь для вида, без намерения создать соответствую­щие ей правовые последствия;

3) она является притворной - т.е. она совершена всего лишь с целью при­крытия другой сделки.

Если же основания признания сделки недействительной отсутствуют, данная сделка является правомерной. Правомерность сделки состоит в том, что она, во-первых, проводится субъектами бизнеса, которые вправе быть участниками сделок (они обладают необходимыми правоспособностью и дее­способностью), а во-вторых, сопровождается обоснованием и соблюдением взаимных прав и обязанностей всех участников данных сделок.

Различают обязательственные права и вещные права субъектов бизне­са. Вещные права возникают у участников сделок по отношению к объек­там бизнеса и состоят в исключительном использовании данных объектов бизнеса в интересах обладателя вещных прав. Основным вещным правом в бизнесе является право собственности. Обязатель­ственные права возникают у субъектов бизнеса в качестве взаимных обя­зательств, подлежащих неукоснительному выполнению. Определение и описание таких взаимных обязательств составляет основу содержания лю­бых договоров и контрактов, в виде которых письменно оформляются сдел­ки между субъектами бизнеса, в том числе торговых контрактов, договоров поручения, а также учредительных договоров по созданию различных типов предпринимательских фирм.

 

Контрольные вопросы

 

1. Во сколько концепций условно могут быть объединены все теоретические толкования и определения бизнеса?

2. Из чего исходит критическая концепция бизнеса?

3. Что выступает критерием разграничения бизнеса и «небизнеса» в рамках критической концепции бизнеса?

4. В основу какой официальной идеологии была положена критическая концепция бизнеса?

5. Какая концепция является полной противоположностью критической концепции

6. бизнеса?

7. Какая концепция бизнеса популярна в среде преподавателей многих американских университетов?

8. В рамках рассмотрения какой концепции бизнеса упоминались ненаучные теории «Общества всеобщего благосостояния», «Государства всеобщего благоденствия»?

9. На скольких теоретических основаниях базируется прагматическая концепция бизнеса?

10. В чем состоит поведенческое толкование бизнеса?

11. Что является крайней степенью относительной ограниченности благ?

12. Что следует понимать под сделкой?

 

1.3 Родовые признаки бизнеса.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Критическая и позитивная концепции бизнеса. Две крайности в оценке бизнеса | Родовые признаки бизнеса в рыночной экономике. Этапы становления бизнеса в рыночной экономике
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.147 сек.