КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Противоречия, деловые интересы и личные качества субъектов бизнеса
Относительная ограниченность благ в сочетании с относительной ограниченностью доступа людей к этим благам в разные времена обусловливали основу противоречивого характера бизнеса. Суть противоречий между субъектами бизнеса состоит в различной степени удаленности данных людей от имеющихся благ и в необходимости прилагать различные усилия по достижению этих благ. Противоречия между субъектами бизнеса проявляются прежде всего как несовпадение и противостояние их интересов. Под интересами субъектов бизнеса (или деловыми интересами) понимаются осознанные потребности в материальных и нематериальных благах, а также в обеспечении гарантий сохранения и воспроизведения доступа к ним.Деловые интересы определяют цели, которые ставит перед собой каждый из субъектов бизнеса, и содержание деловой деятельности данных субъектов бизнеса по достижению поставленных целей. Отстаивая деловые интересы, субъекты бизнеса мобилизуют и развивают свои профессиональные и личные качества. Под профессиональными качествами понимается совокупность знаний, умений, навыков и опыта, приобретенных субъектами бизнеса в ходе подготовки к деловой деятельности (в процессе обучения, повышения квалификации, переподготовки), а также в ходе осуществления самой деловой деятельности. Под личными качествами понимается совокупность внутренне присущих людям свойств, которые выявляются и развиваются в ходе их деловой деятельности. Таковыми являются стремление к росту благосостояния, природный эгоизм, склонность к обмену, дух соперничества, креативное начало, способность к совершению выбора, склонность к копированию, жажда справедливости, чувство собственности, стремление к повышению личной конкурентоспособности, природный гуманизм. С учетом того, что каждый из субъектов бизнеса обязан обеспечить себя необходимыми благами, он подчиняет свою деловую деятельность эгоистическим интересам. Поэтому, на первый взгляд, главной целевой установкой субъектов бизнеса является отстаивание эгоистических интересов, под которыми понимается осознанная потребность в обеспечении относительно лучших условий доступа к материальным и нематериальным благам и относительно лучшего положения в процессе осуществления сделок. Реализация эгоистических интересов всегда связана с извлечением выгоды. Стремление к выгоде обусловливает такое человеческое качество, как природный эгоизм и заставляет человека развивать собственные существующие потребности, а также формировать новые. Способность к совершению выбора необходима в условиях относительной ограниченности благ, а дух соперничества проявляется в форме конкуренции. Под конкуренцией следует понимать совокупность действий, совершаемых субъектами бизнеса в отношении других субъектов бизнеса и направленных на обеспечение относительно лучших условий доступа к ограниченным благам.Каждый из участников сделок выбирает для своей деловой деятельности то, что считает для себя наиболее выгодным. Поскольку этот выбор никто не ограничивает, участники сделок обладают правом на их заключение, этот выбор происходит свободно, что делает соперничество разнообразных участников сделок необратимым и неуправляемым явлением. Впоследствии мы подробнее рассмотрим содержание конкуренции между субъектами бизнеса и увидим, что на нее можно оказывать регулирующее и корректирующее воздействие, однако, заставлять субъектов бизнеса конкурировать с другими субъектами бизнеса теми или иными способами никто не в состоянии. Эгоистические интересы отражают потребности каждого человека как независимого субъекта бизнеса, они связаны с его стремлением обеспечить себе относительно лучшие - по сравнению с другими субъектами бизнеса -условия существования. Эгоистические интересы заставляют каждого человека стремиться к постоянному укреплению и воспроизведению своего экономического положения в сравнении с другими субъектами экономики. сохранение, упрочение и преумножение своей собственности. Анализ эгоистических интересов субъектов бизнеса подводит нас к рассмотрению чрезвычайно важной экономической категории - это категория собственности. Собственность — это одна из важнейших, ключевых экономических категорий, а чувство собственности, присущее человеку - одно из основных качеств, на котором базировались во все времена и базируются в настоящее время деловые отношения. Собственность - категория, которая выражает юридическую форму отношений, объективно существующих между субъектами бизнеса, которые возникают в процессе присвоения ими каких-либо объектов бизнеса.В свою очередь присвоение — это использование объектов бизнеса для удовлетворения потребностей субъектов бизнеса. Таковыми могут быть личные потребности людей и потребности, обусловленные их различной созидательной деятельностью, например, производственные, коммерческие, инвестиционные, информационные потребности, потребности в привлечении наемных работников и другие. Право собственности внешне проявляется посредством владения, пользования и распоряжения объектами бизнеса. Владение объектами бизнеса представляет собой юридическое, документальное закрепление тех или иных объектов бизнеса за субъектом бизнеса, становящимся тем самым собственником указанных объектов, а также сам факт реального присвоения объектов бизнеса. Владение — это господство над объектом бизнеса, возможность иметь данный объект у себя и содержать его. Распоряжение - это определение судьбы объекта бизнеса путем изменения ее принадлежности, состояния и назначения, а также осуществлении юридически возможных действий в этом направлении, включая продажу объектов бизнеса, сдачу их в аренду, либо в безвозмездное использование. Пользование - это применение объекта бизнеса ее владельцем, либо доверенным лицом для извлечения из нее различных полезных свойств. Собственник объектов бизнеса может передавать данные объекты в хозяйственное ведение, либо оперативное управление другим субъектам бизнеса. Стремление каждого человека к росту благосостояния трансформируется в стремление субъектов бизнеса к обладанию объектами собственности. Субъекты бизнеса хотят быть собственниками и оставаться таковыми по возможности расширяя перечень объектов владения, пользования и распоряжения. Поэтому чувство собственности является одним из наиболее сильных побудительных мотивов деловой деятельности людей, одним из их наиболее значимых эгоистических интересов. Другой эгоистической целью субъектов бизнеса является возмещение понесенных затрат в процессе деловой деятельности и получение доходов от этой деятельности. Приступая к деловой деятельности каждый субъект бизнеса ставит перед собой задачу-минимум и задачу-максимум. Ему необходимо, как минимум, не понести убытки в результате своей деятельности, другими словами, обеспечить окупаемость совершенных затрат. Всякий субъект бизнеса, формируя задачу-минимум, стремится, однако, к выполнению задачи-максимум, которую принято называть максимизацией дохода. Под доходом субъекта бизнеса следует понимать часть его выручки, остающуюся после возмещения всех затрат, совершенных в процессе деловой деятельности. Еще одной важной эгоистической целью субъектов бизнеса, формирующейся в процессе их деловой деятельности, является постоянное повышение конкурентоспособности субъектов бизнеса. Под конкурентоспособностью субъектов бизнеса следует понимать способность к планированию и осуществлению конкурентных действий по отношению к другим субъектам бизнеса. Повышение личной конкурентоспособности субъектов бизнеса выражается в относительном увеличении его профессионального и иного делового потенциала. Можно выделить личную конкурентоспособность отдельных людей и институциональную (или корпоративную) конкурентоспособность институциональных субъектов бизнеса - организаций, предприятий, учреждений, партнерств и других. Личная конкурентоспособность людей проявляется в совокупности возможностей каждого человека, а именно в уровне его профессиональной подготовки, объеме профессиональных и других знаний, в совокупности практических навыков, а также в наборе личных качеств человека. Стремясь удовлетворить свои потребности, каждый человек реализует личные способности, которые должны оказаться достаточными для постоянного обеспечения относительно лучших условий доступа к относительно ограниченным благам. Институциональная конкурентоспособность проявляется в совокупности профессиональных и деловых качеств организаций и других институциональных субъектов бизнеса. Подробно о конкурентоспособности субъектов бизнеса мы поговорим чуть позже. Здесь следует подчеркнуть, что в основе заинтересованности субъектов бизнеса в повышении своей конкурентоспособности лежит объективное стремление к совершенству, заложенное в самой природе. Выражение и отстаивание каждым из субъектов бизнеса своих эгоистических интересов приводит к явлению, которое называется конфликтом интересов. Вступая в сделки между собой, каждый из субъектов бизнеса стремится реализовать эгоистические интересы, которые могут не совпадать с деловыми интересами других субъектов бизнеса, и даже прямо противоречить им. Поэтому субъекты бизнеса вынуждены отстаивать свои эгоистические интересы, по сути, навязывая их другим субъектам бизнеса. И, таким образом, конкуренция субъектов бизнеса неминуемо превращается во взаимное навязывание эгоистических деловых интересов, а победа в конкурентной борьбе — в обеспечении наилучших условий реализации данных интересов. К счастью, наряду с эгоистическими деловыми интересами субъекты бизнеса обладают и другой группой интересов, которые мы определяем в качестве общественных деловых интересов.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит суть противоречий между субъектами бизнеса? 2. Что понимается под интересами субъектов бизнеса (или деловыми интересами)? 3. Что понимается под "профессиональными качествами" субъектов бизнеса? 4. С чем всегда связана реализация эгоистических интересов субъектов бизнеса? 5. Что следует понимать под конкуренцией? 6. Какое право внешне проявляется посредством владения, пользования и распоряжения объектами бизнеса? 7. Что понимается под распоряжением объектами бизнеса? 8. Какие задачи ставит перед собой каждый субъект бизнеса, приступая к деловой деятельности? 9. Что следует понимать под доходом субъекта бизнеса? 10. Что следует понимать под конкурентоспособностью субъектов бизнеса?
1.6 Особенности наемно-трудового, потребительского, общественно-
Если для предпринимателей выгодой является доход (как правило, в денежной форме), то для потребителей такой выгодой является товар (услуга), наилучшим образом удовлетворяющая потребность. Реализуя свои потребительские интересы, извлекая выгоду из осуществляемых сделок, данная категория граждан делает свой специфический потребительский бизнес. Основу потребительского бизнеса составляет частная собственность на объекты потребления. Частная собственность на объекты потребления и частная собственность на средства производства являются двумя взаимосвязанными сторонами частнособственнических отношений. Без одного не может быть другого и наоборот. Потребительский бизнес отражает заинтересованность людей в конечных результатах производства. Это деятельность, непосредственно направленная на поиск наилучших условий достижения результатов. Потребительский бизнес является одновременно и уравновешивающей силой, и стимулятором по отношению к предпринимательскому бизнесу, заставляя предпринимателей не только считаться с запросами потребителей (а, кроме того, и с их причудами), но и воспринимать потребителей в качестве естественных партнеров по сделкам. Участниками потребительского бизнеса выступают и сами предприниматели - в качестве потребителей продукции других предпринимателей. Это является важным фактором, балансирующим предпринимательские аппетиты каждого из субъектов бизнеса. Следующим типом субъектов бизнеса являются граждане, работающие по найму. Как и потребители, они являются не пассивной стороной в сделках с предпринимателями, а равноправными участниками деловых с ними, а также между собой. Основу трудового бизнеса составляет частная собственность на рабочую силу. Это третий компонент частнособственнических отношений в обществе. Как и предпринимательство, наемный труд представляет собой профессиональную деятельность людей. Извлечение наемными работниками доходов в виде платы за труд реализуется посредством работы по трудовому договору (контракту) с работодателями. Если для предпринимателей выгодой в сделках является доход фирмы, возникающий после сбыта продукции, то для наемных работников - личный доход, получаемый в результате выполнения ими своих должностных обязанностей. При этом эгоистические деловые интересы сторон — работодателей и наемных работников - в вопросе величины платы за труд являются прямо противоположными. Предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован, и это вполне естественно — ведь уменьшение доходов одной из сторон автоматически оборачивается немедленным увеличением доходов другой стороны. Трудовая сделка может состояться лишь в том случае, если стороны оказываются в состоянии прийти к компромиссу по поводу оплаты труда. Реализуя свои трудовые интересы, извлекая выгоду из осуществления сделок с предпринимателями, данная категория граждан делает свой специфический наемно-трудовой бизнес. Главными мотивами отнесения деятельности наемных работников к одному из типов бизнеса являются следующие. Во-первых, предметом сделки между работником и предпринимателем является не «товар рабочая сила», а просто рабочая сила. Между тем рабочая сила не может быть товаром, так как она не обладает существенным признаком, присущим всем товарам, — она не отчуждается навсегда от своего носителя после заключения трудового контракта. Рабочая сила лишь сдается в срочную аренду, хотя это и происходит в форме товарной аренды, т.е. за деньги. Сделка между предпринимателем и работником — это арендное соглашение, в котором оговариваются сроки, условия аренды и другие моменты, присущие арендному соглашению. Во-вторых, заключая сделку, обе стороны - и работники, и предприниматели - делают инициативный выбор и идут на экономический риск. Они: 1) обмениваются своим достоянием; 2) стремятся навязать друг другу свои деловые интересы; 3) используют разнообразные приемы давления друг на друга (например, заключение коллективных договоров между предпринимателями и профсоюзами); 4) несут взаимную ответственность за нарушение условий соглашения о найме. В-третьих, наемные работники имеют возможность изменять свой социальный статус, превращаясь в собственников в результате приобретения акций предпринимательских фирм. Другой путь - по истечении срока соглашения о найме открыть свое дело и влиться в армию мелких предпринимателей. Обратимся теперь к рассмотрению субъектов государственного бизнеса. Природа государственного бизнеса неразрывно связана с активной ролью государства в развитии деловых отношений. Данную роль иногда ошибочно усматривают лишь в государственном регулировании экономики или государственном управлении экономикой. Ошибочность подобных трактовок состоит, во-первых, в фактическом выведении государства за рамки собственно деловых отношений, придании ему статуса некоей внешней силы, воздействующей на развитие бизнеса, а во-вторых, в идеализации деятельности государственных органов управления, в представлении их некими высшими арбитрами, решения которых всегда являются оптимальными и наилучшим образом влияющими на взаимоотношения в среде субъектов бизнеса. Главной целью деятельности органов государственной власти и управления выступает обеспечение субъектам бизнеса гарантий постоянного соблюдения возможности вступать между собой в деловые отношения, другими словами, гарантий воспроизведения данных отношений. Для обеспечения этих гарантий государство выполняет в экономике определенные функции. К их числу относятся: 1) принятие законов и других директивных документов, а также контроль их соблюдения; 2) применение методов косвенного стимулирования участников деловых отношений к занятию определенными видами деятельности (налоги, цены, кредиты, нормы амортизации, предельные уровни оплаты труда и продолжительности рабочего дня); 3) использование государственного бюджета для перераспределения доходов и финансирования деятельности в определенных областях экономики; 4) распределение государственных заказов на выпуск определенных видов продукции (оказание определенного вида услуг, выполнения определенных видов работ); 5) программирование (планирование) развития национальной экономики; 6) формирование «государственного» сектора экономики, функционирующего на базе государственной собственности на средства производства под прямым контролем органов государственного управления. Здесь важно обратить внимание на то, что данные категории работников занимаются бизнесом особого рода, который нельзя отнести к разновидностям обычного предпринимательского бизнеса. В нем следует выделить две стороны, которые могут быть определены соответственно как общественно-государственный бизнес и частно-государственный бизнес. В своем единстве обе названные стороны бизнеса составляют специфическую форму, в которой фактически протекает реализация указанных выше функций государства в экономике. Общественно-государственный бизнес состоит в исполнении государственными органами действий, в ходе которых последние оказываются партнерами других типов субъектов бизнеса и реализуют особый государственный деловой интерес. Такое партнерство выражается в следующих действиях: 1) государство в лице государственных унитарных и казённых предприятий осуществляет предпринимательскую деятельность; 2) государство переводит предпринимательские фирмы из государственной собственности в негосударственную (такие процессы называются приватизацией и акционированием субъектов предпринимательского бизнеса) и обратно (такие процессы называются национализацией предпринимательских фирм); 3) государство играет роль заказчика продукции, услуг и работ, выпускаемых субъектами предпринимательского бизнеса; 4) государство перераспределяет бюджетные ресурсы, изымая финансовые средства у одних компаний и передавая их другим компаниям; 5) применяя методы регулирования и программирования экономики, государство способствует межотраслевому движению капитала, установлению определенных отношений между различными субъектами деловых отношений; 6) государство проводит внешнеэкономическую и таможенную политику, содействуя, либо препятствуя деятельности своих и иностранных субъектов бизнеса. То обстоятельство, что исполнение государством своих функций осуществляется именно людьми — государственными служащими приводит к необходимости говорить и о другой стороне государственного бизнеса, а именно о частно-государственном бизнесе. Его содержание состоит в том, что, исполняя свои должностные обязанности, государственные служащие вольно или невольно также занимаются бизнесом. Однако под частно-государственным бизнесом мы понимаем не выполнение государственными служащими побочной деятельности, способной принести им предпринимательские доходы, а именно исполнение ими своих обязанностей по основному месту работы, т.е. в государственных органах. Такие действия могут быть квалифицированы как бизнес по следующим основаниям: Во-первых, частные деловые интересы проявляются через любые формы государственного регулирования экономики. Это происходит так, поскольку принятие решений, связанных с выдачей государственных заказов, бюджетных субсидий или дотаций, установлением предельных нормативов цен, кредитных ставок, налогов и в других случаях осуществляется конкретными лицами (а не органами государственной власти и управления как таковыми), причем возможности полного избежания субъективизма при этом нет. Во-вторых, принимаемые решения и документы, вольно или невольно, дают определенные преимущества одним субъектам бизнеса над другими: · любой документ, посвященный поддержке малого бизнеса, ставит мелких предпринимателей в выигрышное положение по сравнению с субъектами крупного предпринимательства; · любое решение о повышении импортных таможенных тарифов дает отечественным производителям продукции привилегии по отношению к ее импортерам. В-третьих, государственные служащие имеют возможность лоббирования в пользу предпринимателей, желающих реализовать (как говорят, «продвинуть») свой предпринимательский проект. Это, к примеру, составляет основу так называемого бизнеса на эксклюзивных правах — когда предпринимателю предоставляется исключительное право на осуществление какой-либо деятельности, скажем, на экспорт некоторых видов сырья. Частно-государственный бизнес не следует трактовать как однозначно негативное явление. Данное явление выступает неизбежным, и можно лишь способствовать предельному сокращению элементов субъективизма в решениях, принимаемых облеченными властными полномочиями государственными служащими, памятуя о том, что любое из них обязательно скажется на балансе интересов других типов субъектов бизнеса. В заключение укажем еще на один специфический тип субъектов бизнеса, который можно назвать субъектами общественного бизнеса. Таковыми является очень небольшое число общественных международных и национальных организаций и их сотрудников, деятельность которых не подпадает под определение ни одного из отмеченных выше типов субъектов бизнеса. Это такие организации, как Организация объединенных наций (ООН), ЮНЕСКО, Всемирная торговая организация (ВТО), Североатлантический военный альянс (НАТО), Европейское экономическое сообщество. Деятельность таких организаций не может быть отнесена к государственному бизнесу, хотя многие нормативные документы, принимаемыми ими, имеют обязательный характер для стран-участниц. Данная деятельность не может быть отнесена и к предпринимательскому бизнесу, поскольку указанные и иные подобные организации занимаются непосредственно не предпринимательством, а лишь обеспечением необходимых условий полноценного развития предпринимательского бизнеса в мире.
Контрольные вопросы
1. Что составляет основу потребительского бизнеса? 2. Что составляет основу трудового бизнеса? 3. Почему рабочая сила не может быть товаром? 4. Имеют ли наемные работники возможность изменять свой социальный статус? 5. Что выступает в качестве главной цели деятельности органов государственной власти и управления? 6. Входит ли программирование (планирование) развития национальной экономики в перечень функций государства по обеспечению гарантий постоянного соблюдения возможности субъектам бизнеса вступать между собой в деловые отношения? 7. Какое обстоятельство приводит к необходимости говорить о такой стороне государственного бизнеса, как частно-государственный бизнес? 8. К какому типу субъектов можно отнести такие организации, как Организация объединенных наций (ООН), ЮНЕСКО, Всемирная торговая организация (ВТО), Североатлантический военный альянс (НАТО), Европейское экономическое сообщество?
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |