КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стратегия конкуренции
Конкурентная стратегия — это концепция конкурентного поведения и определения арсенала форм, типов, методов, приемов конкурентных действий фирмы, совокупность которых составляет тактику конкуренции. В зависимости от стратегических целевых установок фирма-конкурент может принять в отношении соперников стратегию монополизации, стратегию интеграции, либо стратегию кооперации. Стратегия монополизации направлена на вытеснение конкурентов с рынка, как правило, силовыми методами, посредством ослабления и уничтожения конкурентов. Стратегия монополизации берет свое название от слова «монополия», под которой понимается абсолютное доминирование на рынке вплоть до полного отсутствия там каких-либо конкурентов. Термин «монополия» буквально переводится с латинского языка как «власть одного». Смысл Стратегии интеграции состоит в увеличении доли фирмы, достигаемой за счет не механического вытеснения конкурентов, а путем присоединения различными способами фирм-конкурентов к собственной фирме. В указанном случае использование сильных сторон фирм-конкурентов в различных областях его деятельности, например, в разнообразии ассортимента предлагаемых товаров и услуг, передовых технологиях, плодотворных бизнес-идеях, эффективном менеджменте, в своих интересах представляется более привлекательной задачей, чем механическое уничтожение конкурента. Стратегия интеграции находит воплощение в таких известных типах организации субъектов предпринимательского бизнеса, как синдикаты, тресты и концерны. Синдикат - это объединение предпринимательских фирм одной отрасли, при котором собственность на средства производства сохраняется за участниками соглашения, а произведенная продукция является собственностью всего синдиката.При этом сохраняется производственная самостоятельность участников синдиката, но утрачивается их коммерческая самостоятельность. Трест — это объединение субъектов предпринимательского бизнеса на базе установления общей собственности на средства производства. Концерн — это корпорация, возникающая на основе акционерного капитала (или капитала общества с ограниченной ответственностью) и объединяющая под эгидой головной компании («холдинга») формально независимые предприятия путем установления финансового контроля над ними. Конкурирующие фирмы далеко не всегда стремятся уничтожить конкурентов, либо их интегрировать. Весьма часто взаимодействие субъектов предпринимательского бизнеса с конкурентами представляет собой реализацию стратегии кооперации, которая базируется на сотрудничестве с конкурентами и осуществлении совместных с ними действий как в отношении других конкурентов, так и в отношении других субъектов бизнеса вообще. В отличие от стратегии монополизации и стратегии интеграции, в целом направленных на уменьшение числа фирм-конкурентов, стратегия кооперация направлена на стабилизацию своего собственного положения путем уменьшения степени риска за счет долго-, средне - или краткосрочного сотрудничества с другими предпринимательскими фирмами. Картель — это объединение ряда предприятий одной отрасли производства, при котором его участники, сохраняя свою собственность на средства и результаты производства, вступают между собой в длительные соглашения об установлении единых цен, о делении рынков по потребителям и продукции. Таким образом, под картелем понимается альянс между фирмами-конкурентами, в рамках которого каждый из участников сохраняет свою полную юридическую и экономическую самостоятельность, но, вместе с тем, вынужден отказаться от полной независимости в осуществлении части функций, если это противоречит интересам других участников картеля. В качестве примера можно привести международный картель ОПЕК (организация стран-экспортеров нефти, объединяющая большинство ведущих экспортеров нефти).
Контрольные вопросы
1. Смысл какой конкурентной стратегии состоит в увеличении доли фирмы, достигаемой за счет не механического вытеснения конкурентов, а путем присоединения различными способами фирм-конкурентов к собственной фирме? 2. Какая конкурентная стратегия находит воплощение в таких известных типах организации субъектов предпринимательского бизнеса, как синдикаты, тресты и концерны? 3. Объединение субъектов предпринимательского бизнеса на базе установления общей собственности на средства производства. К чему относится данное определение? 4. Какая конкурентная стратегия находит воплощение в таком известном типе организации субъектов предпринимательского бизнеса, как картель? 5.7 Антимонопольное регулирование экономики
Арсенал современных технологий антимонопольного регулирования деловых отношений включает применение инструментов нормативно-правового и экономического воздействия государства на субъектов бизнеса. Инструментарий экономического воздействия государства на субъектов бизнеса включает дифференциацию налогов, предоставление субъектам бизнеса государственных заказов, осуществление кредитной политики в отношении отдельных субъектов бизнеса, оказание им поддержки в форме выделения безвозмездной помощи. Дифференциация налогов применяется в странах с рыночно ориентированной экономикой обычно в целях государственной поддержки малого бизнеса и выражается в форме предоставления мелким предпринимательским фирмам налоговых льгот. Государственные заказы применяются органами государственного управления прежде всего для стимулирования предпринимательской деятельности в отдельных отраслях и видах бизнеса, либо на локальных рынках. Нормативно-правовое антимонопольное регулирование деловых отношений обеспечивается прежде всего использованием специальной отрасли национального законодательства, обычно имеющейся в государствах с рыночно ориентированной экономикой, а также международного законодательства, которая получила название антимонопольного законодательства или, что то же самое, законодательства о конкуренции. Нормативно-правовое регулирование конкурентных коммуникаций осуществляется также с помощью других документов, использование которых способно стимулировать конкуренцию между субъектами бизнеса и противодействовать монополизации рынков. К ним относятся некоторые положения национальных конституций, нормы гражданского законодательства, судебные прецеденты. Антимонопольное нормативно-правовое регулирование деловых отношений включает централизованное воздействие на три основных объекта регулирования, а именно: 1) недобросовестную конкуренцию между субъектами бизнеса; 2) монополистическую практику отдельных субъектов бизнеса; 3) монополизацию экономики отдельными субъектами бизнеса. Приведем определение, данное Федеральным законом РФ № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 (далее мы будем называть его «Закон о конкуренции»). Недобросовестная (незаконная) конкуренция - это любой акт конкуренции на рынке, который противоречит положениям действующего в стране законодательства, порядкам и обычаям делового оборота, добрым нравам, порядочности в бизнесе и который ведет к ослаблению позиций конкурентов, нанесению им ущерба. Право на защиту от недобросовестной конкуренции рассматривается в Парижской конвенции 1883 года, участником которой является и Российская Федерация. Данная Конвенция обязывает всех ее участников обеспечивать эффективную защиту от недобросовестной конкуренции, содержит общее понятие недобросовестной конкуренции и некоторые ее формы, подлежащие запрету. Под недобросовестной конкуренцией в Парижской конвенции понимается всякая форма конкурентного поведения, противоречащая честным обычаям в промышленности и торговых делах. В частности, подлежат запрету: 1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента (такое смешение может возникнуть в результате незаконного использования товарного знака, фирменного наименования, промышленных образцов или произведений дизайна); 2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты, промышленную или торговую деятельность конкурента; 3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров. Исходя из принципов Парижской конвенции, методы недобросовестной конкуренции как разновидности нарушений законодательства обладают существенной особенностью, состоящей в том, что во внимание принимается, наряду с собственно нарушением закона, также этическая оценка совершаемых конкурентами действий — нормы добропорядочности, разумности, а также обычаи делового оборота. В соответствии с Федеральным законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в России положение фирмы может быть признано доминирующим, если ее доля на товарном рынке составляет 65%. Положение фирмы на рынке не признается доминирующим, если ее доля не превышает 35%. Определение размеров рыночной доли предпринимательской фирмы, которое могло быть признано доминирующим положением данной фирмы на рынке финансовых услуг (в соответствии с ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг») пока не предпринималось. За нарушение антимонопольного законодательства в ряде стран предусматривается уголовная (лишение свободы) и административная (наложение штрафа) ответственность. Ответственность за нарушение закона несут и субъекты бизнеса, и их руководители. В настоящее время применяются два типа антимонопольного законодательства - американское и западноевропейское. Критерием разграничения выступает отношение законов к самому факту существования монополистических отношений. Американский тип законодательства, начиная с самого первого в мире антимонопольного закона - «Закона Шермана», принятого в 1890 году, - отвергает любую форму монополистического сговора или союза. Западноевропейский тип законодательства является более либеральным - в нем объектом противодействия выступают не всякие явления монополизации рынка или монополистической практики, а лишь те из них, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе рынка.
Контрольные вопросы
1. В каком документе рассматривается право на защиту от недобросовестной конкуренции? 2. Участником какой конвенции является Российская Федерация? 3. В рамках какой конвенции подлежат запрету ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты, промышленную или торговую деятельность конкурента? 4. В настоящее время применяются два типа антимонопольного законодательства. Назовите их.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |