Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Понятие, принципы и методы менеджмента




Менеджмент в переводе с англ. означает «управление, заведование, организация». Исторически потребность в организации управления явилась закономерным следствием углубления разделения труда, усиления его общественного характера. На ранних стадиях развития капиталистического способа производства хозяин дела, собственник, как правило, сам управлял предприятием, руководствуясь опытом и чутьем. Совершенствование техники, технологии, рост
масштабов производства на рубеже XIX и XX вв. значительно усложнили
задачи руководства фирмой, потребовали специальных знаний. Поэтому управление выделяется в особую сферу деятельности и становится наукой.

В широком смысле под управлением понимается воздействие на объект с целью приведения его в заданное состояние или для поддержания в установленном режиме.

Менеджмент конкретизирует понятие управления относительно объекта, субъекта и предмета управления.

Его объектом являются производственно-хозяйственные отношения, субъектом – люди, участники этих отношений, предметом – организация деятельности людей в соответствии с требованиями социально-экономических и естественно-технических законов развития общества.

Таким образом, менеджмент – это управление людьми, умение влиять на них для достижения конкретных целей предприятия или организации.

Четыре основные особенност и, характеризующие сущность менеджмента.

1. Менеджмент существует в сфере производственно-хозяйственных отношений, т. е. это отношения, возникающие между людьми на работе, в процессе решения ими задач маркетинга, планирования и организации производства продукции или оказания услуг, снабжения, ведения бухгалтерского учета, финансов и т. д. Таким образов, семейные отношения, например, область— другой науки.

2. Менеджмент характерен только для отношений между людьми, например, директором предприятия, школы; главным врачом больницы и их трудовыми коллективами. Работа же оператора, обслуживающего электронно-вычислительные машины, или механика, связанная с ремонтом техники, – не менеджмент.

3. В сферу менеджмента включаются отношения, возникающие между людьми, находящимися на разных иерархических уровнях управления, типа «начальник – подчиненный». Производственные взаимоотношения между специалистами одного уровня управления, например между экономистами или конструкторами одного отдела, не входят в это понятие;

4. Из определения следует, что менеджменту учат, это специальный вид деятельности, которым занимаются менеджеры, т. е. профессиональные управляющие. С одной стороны, они хорошо знают экономику, финансы, прочие экономические науки, с другой – владеют принципами эффективной организации работы и мотивации к труду. Часто менеджеры получают специальное образование в дополнение к уже имеющемуся у них инженерному, юридическому, бухгалтерскому и т. п. Менеджеры работают всех эшелонах управления: как в высшем (генеральный директор и другие члены управления), так и в среднем (руководители управлений и самостоятельных отделов) и низшем (руководители подотделов и других аналогичных подразделений).

Цель менеджмента – достижение наивысшей эффективности деятельности объекта.

Менеджмент базируется на комплексе социальных наук – психологии, социологии, культурной антропологии, эргономике (социальной инженерии) и в то же время он использует знания таких экономических наук, как государственное регулирование экономического и социального развития, планирование и организация производства, бухгалтерский учет в анализ хозяйственной деятельности и др.

В основе менеджмента лежат следующие принципы:

· наличие ясной стратегии фирмы и свобода поиска в ее рамках,

· интеграция личных интересов и целей исследований;

· создание определенной системы (формальной и неформальной) сбора специализированной информации, внешних связей, обмена персоналом как внутри, так и между фирмами, активного поиска новых идей;

· формирование системы оценки новых идей;

· система мотивации, основанная на удовлетворенности трудом, на его соответствии личным интересам, престиже и общественной оценке, материальном стимулировании, зависящем от конечных результатов.

Методыменеджмента:

1. экономические,

2. социально-психологические

3. административные.

К экономическим относятся инвестиционная политика, бюджетное финансирование, кредит, ценообразование, регулирование минимальной зар­платы, коммерческий расчет, налоговая политика, таможенные пошлины и др.

Социально-психологические методы включают моральное стимулирование убеждение, внушение, личный пример, мотивацию. Одной из задач этой группы методов является создание работоспособного коллектива с высоким морально-психологическим климатом.

Административные методы базируются на присущих системе управления отношениях власти и подчинения, поэтому их еще называют правовыми. Приказной, обязывающий характер административной деятельности иногда неправильно отождествляют с волюнтаризмом, бюрократизмом, голым администрированием, которые являются, по существу, антиподом административной деятельности.

Административное воздействие осуществляется в следующих основных видах:

а) прямых административных распоряжений, имеющих обязательный характер, адресуемых конкретным управляемым объектам или лицам;

б) установления правил, регулирующих деятельность подчиненных
выработки стандартных процедур административного воздействия, унификации
форм воздействия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.