Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономическое развитие РФ в конце ХХ в




Лекция 15. Россия на пути радикальной социально-политической модернизации.

Время 2 часа.

1. Социально-экономическое развитие РФ в конце ХХ в.

2. Политический кризис

3. Политическое развитие России в 1993- 1998 гг.

 

 

Главной особенностью социально-экономического развития Рос­сии в 1990-е гг. была экономическая реформа. Суть реформы заключа­лась в переходе от плановой экономики к рыночной. Переход совер­шался форсированно, болезненно, порой трагически. Реформа решала три основные задачи: либерализацию цен, введе­ние свободы торговли, приватизацию государственной собственности.

Либерализация цен. Необходимость введения рыночных, освобож­денных от государственного регулирования цен была осознана еще ру­ководством СССР. Однако союзное правительство не решилось про­вести либерализацию цен, опасаясь социальных потрясений.

Либерализацию цен провело российское правительство, возглавля­емое Е. Т. Гайдаром. Со 2 января 1992 г. в России стали действовать рыночные механизмы ценообразования. Этот первый и решительный шаг к рынку вошел в историю современной России как «реформа Гай­дара». Накануне реформы Президент России Б. Н. Ельцин в своем об­ращении к народу предупредил о предстоящем росте цен в России на 70%, обещая с осени 1992 г. их стабилизацию. Однако реформа приве­ла к шоковому скачку цен, прежде всего на потребительские товары. В 1992 г. они выросли на 2525%, а к 1997 г. — более чем в 3000 раз. Про­мышленные цены выросли еще больше.

Рыночные цены, вопреки предсказаниям идеологов реформы, не стали стимулом к росту производства. Министры-реформаторы причину этого видели в том, что у руководства страны не хватило по­литической воли провести либерализацию цен на стратегические то­вары: нефть, газ, электроэнергию.

Монетаристский курс правительства Гайдара, считавшего стабили­зацию денежной системы основой оздоровления российской эконо­мики, был крайне непопулярен. Либерализация цен резко понизила уровень жизни народа, «съела» накопления граждан. В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов России признал работу «кабинета ре­форм» и лично Е. Т. Гайдара неудовлетворительной. Правительство возглавил В. С. Черномырдин. 31 декабря 1992 г. он подписал поста­новление правительства о возобновлении государственного регулиро­вания цен. Постановление имело эффект разорвавшейся бомбы и сре­ди российских либералов, и на Западе. Они расценили эту меру как попытку похоронить переход к рынку в целом и приватизацию в ча­стности. Министры-либералы, в первую очередь министр финансов Б. Федоров и председатель Госкомимущества А. Чубайс, организовали активную кампанию протеста и в правительстве, и в средствах массовой информации. Через три месяца решение В. Черномырдина было пересмотрено, введение регулируемых цен отменено.

Свобода торговли. Вслед за либерализацией цен была введена сво­бода торговли, в том числе и внешней. Указ Президента от 25 января 1992 г. разрешал свободную торговлю всем гражданам и организациям. Указ положил начало формированию прежде разрушенного потреби­тельского рынка, позволил реализовать товарный запас, накопленный кооператорами и отдельными лицами в предыдущие годы, многих спас от нищеты и голода. В торговлю ушли представители различных профессий, в том числе науки, образования, культуры. Некоторые из тех, кто в 1992 г. начинал с торговли клипсами или утюгами, в конце 1990-х гг. уже владели заводами и телекомпаниями. Местным властям было запрещено препятствовать уличной торговле. Центр российской столицы заполнился торговцами. Столичная картина стала типичной для России.

Указ о свободе торговли сыграл решающую роль в ослаблении со­циальной напряженности. Он позволил населению в целом терпимо воспринять многократный рост цен, парализовал крупные социальные конфликты.

Крупным шагом на пути либерализации экономики стало введение свободной конвертации рубля. Превращение рубля в свободно кон­вертируемую по текущим операциям на территории России валюту вызвало массовую «долларизацию» финансовой системы страны. Дол­лар США быстро стал основной денежной единицей крупных внут­ренних расчетов.

Приватизация. Главным звеном проведенной в 1990-х гг. экономи­ческой реформы была приватизация, т. е. переход государственной и общественной собственности в частную. Российские демократы ви­дели в разгосударствлении собственности ключ к устойчивому росту экономики. Вся концепция перехода к рынку в России основывалась на предположении, что лидирующее положение частного сектора по­высит эффективность экономики и ускорит рост производства. Част­ную собственность либералы считали «первой общечеловеческой цен­ностью» (А. Н. Яковлев), предлагали провозгласить ее «священной и неприкосновенной» (Р. И. Хасбулатов).

Стихийная приватизация в России началась еще в 1991 г. Она про­ходила под прикрытием понятия «аренда с правом выкупа». Суть про­цесса заключалась в том, что арендатор по истечении срока договора аренды получал возможность выкупить имущество предприятия и стать его полноценным собственником. Такая возможность предоставлялась тогда еще законодательством СССР и союзных республик. Российские демократы называли такую приватизацию номенклатур­ной, воровской, так как она позволяла чиновникам из министерств и ведомств выкупать предприятия по остаточной стоимости.

3 июля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял закон «О привати­зации государственных предприятий». Он положил начало формиро­ванию правовых основ приватизации в России. Закон был направлен на проведение открытой и массовой, а не тайной и номенклатурной, приватизации государственной собственности.

10 ноября 1991 г. в новое правительство России, помимо Е. Гайда­ра, Г. Бурбулиса, С. Шахрая, вошел А. Чубайс, который стал председа­телем Государственного комитета РФ по управлению государствен­ным имуществом (Госкомимущества). Под его руководством комитет стал основным рычагом приватизации государственной собственнос­ти в России.

В декабре 1991 г. правительство РФ подготовило программу прива­тизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 г. Ключевым пунктом этой программы стало положение о том, что пра­вом распоряжаться объектами государственной собственности на тер­ритории России обладают исключительно Госкомимущество и его ко­митеты в субъектах Федерации. Это выбивало почву из-под ног министерств и ведомств, сосредотачивало управление процессом при­ватизации в едином центре.

Приватизация была проведена в три этапа. На первом этапе (1991 — октябрь 1992 г.) была проведена «малая» приватизация, т. е. приватизация предприятий торговли и сферы услуг, которая поз­волила ликвидировать тотальный товарный дефицит, ставший реаль­ностью к концу 1991 г. На втором этапе (октябрь 1992 — июнь 1994 г.) прошла «большая», чековая, или ваучерная, приватизация, в результа­те которой собственниками производственных предприятий могло стать большинство граждан России. Государство безвозмездно переда­вало каждому гражданину РФ часть своей собственности путем выда­чи ему приватизационного чека (ваучера). Третий этап (с июля 1994 г.) предусматривал проведение денежной приватизации — выкупа пред­приятии у государства за деньги.

Некоторый опыт «малой» приватизации был приобретен еще в 1991 г. В апреле 1991 г. в Горьком (Нижний Новгород) состоялся пер­вый аукцион по продаже магазина. В мае 1991 г. на аукционе была про­дана парикмахерская в Ленинграде. Но в тот период еще мало кто ве­рил, что можно в открытой борьбе на аукционе купить предприятие и стать предпринимателем. Тем не менее северная столица к началу 1992 г. накопила наибольший опыт в «малой» приватизации. В 1992 г. он был распространен на всю страну. Частные магазины, ателье, кино­театры, прачечные и т. п. стали независимыми хозяйствующими объектами — и юридически, и экономически, и финансово. Организован­ная Госкомимуществом «малая» приватизация, проводимая через аук­ционы, стала приносить деньги (хотя и небольшие) в госбюджет и бю­джеты городов. Номенклатурная (стихийная) приватизация бюджет­ные интересы не учитывала и проводилась в пользу представителей партийной, комсомольской, директорской, частично профсоюзной элит, использовавших свое руководящее положение.

До начала ваучерной приватизации, т. е. до конца 1992 г., в ходе «малой» денежной приватизации в частные руки перешло примерно 40% предприятий торговли и быта. Тем не менее в 1992 г. самым про­двинутым видом рыночных преобразований была аренда с выкупом. На нее решались идти «крепкие» директора, пользовавшиеся под­держкой трудовых коллективов. Трудовые коллективы приобретали собственность фактически за бесценок — за остаточную стоимость. Государство и город от такой формы приватизации ничего в свой бю­джет не получали.

Помимо аренды с выкупом и аукционов, существовала еще одна форма «малой» приватизации — конкурсная продажа. Она предпола­гала предъявление к покупателю определенных требований, например сохранение профиля предприятия.

Летом 1992 г. началась активная подготовка к проведению чековой приватизации. 11 июня 1992 г. Верховный Совет РФ утвердил Государ­ственную программу приватизации на 1992 г., которая предусматрива­ла форсированную массовую приватизацию посредством именных приватизационных чеков (ваучеров).

Не посчитавшись с позицией Верховного Совета, в августе 1992 г. I Президент издал Указ № 914 — о приватизационных чеках. Указ снял положение об именных чеках. Чек стал государственной ценной бума­гой «на предъявителя» и выдавался всем гражданам России, родив­шимся до 2 сентября 1992 г. Его можно было обменять на акции инве­стиционных фондов, продать, подарить, передать по наследству. Чек был действителен по 31 декабря 1993 г. Его стоимость составляла 10 тыс. руб., или 40 долл. по курсу осени 1992 г. Предполагалось, что гражданину России гарантируется право на часть государственной или муниципальной собственности в пределах этой суммы.

Ваучерную приватизацию, которую хотели завершить к концу 1993 г., продлили до 30 июня 1994 г. в связи с политическим кризисом осени 1993 г. В первой половине 1994 г. ее темпы резко возросли. К на­чалу денежного этапа приватизации 70% государственной, региональ­ной и муниципальной собственности перешло в частные руки.

До 1 июля 1994 г. было использовано 95% чеков. 50% всех чеков бы­ли вложены членами трудовых коллективов в собственные предприя­тия, 25% были проданы гражданами примерно двум тысячам юридических лиц, ставших главными игроками чековых аукционов, 259 приватизационных чеков ушли в ЧИФы (чековые инвестиционные фонды). Чековые инвестиционные фонды создавались при поддержке государства. В эти фонды вложила свои чеки преимущественно интел­лигенция, не связанная с производством, бизнесом. Она предполагала получить солидные дивиденды. Однако многие из этих фондов — «Хопер», «Гермес», «Нефть - алмазинвест» и т. п. (всего около 1800) — оказа­лись заурядными «пирамидами». Собрав чеки у населения, они исчезли.

Государство не смогло создать систему защиты населения от мо­шенников. Более того, оно создало свою «пирамиду» государственных краткосрочных обязательств (ГКО), которая лопнула в августе 1998 г., поставив Россию на грань банкротства. Игра в «пирамиды» позволила вырастить собственных олигархов, чьи капиталы превзошли капиталы многих зарубежных миллионеров.

Денежная приватизация началась с 1 июля 1994 г. С осени 1995 г. стали проводиться залоговые аукционы. В денежной приватизации принял участие очень небольшой процент населения. Спады в темпах денежной приватизации были связаны с парламентскими (1995) и президентскими (1996) выборами.

Денежная приватизация второй половины 1990-х гг. была преиму­щественно переделом частной собственности за деньги, но продолжа­ла распродаваться и государственная собственность. Например, «сделкой века» стала продажа в 1997 г. государственной телефонной компании «Связьинвест».

Аграрная реформа. С начала 1990-х гг. сельское хозяйство нахо­дилось на периферии государственной политики руководства России. Была резко сокращена государственная поддержка аграрнопромышленного комплекса (АПК), ликвидирована государственная система материально-технического обеспечения села. Упор был сделан на проведении аграрной реформы путем создания новой аграрной структуры на базе государственных и негосударственных форм собст­венности.

Начало реформе положили указ Президента Российской Федера­ции «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и постановление Правительства «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», вышедшие в декабре 1991 г. Согласно этим до­кументам все сельскохозяйственные предприятия в течение 1992 г. бы­ли обязаны провести реорганизацию и в двухмесячный срок перейти к «частной, коллективно-долевой и другим формам собственности» в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Местным органам ис­полнительной власти вменялось в обязанность «обеспечить контроль за реализацией права членов колхозов и работников государственных предприятий на беспрепятственный выход из них для создания крес­тьянских (фермерских) хозяйств». Указ и постановление строго регла­ментировали порядок выделения из коллективных хозяйств индивидуальных производителей, декларировали их права обмена, залога, купли-продажи земельного участка, возлагали ответственность на должностные лица за возможные препятствия этому процессу.

27 октября 1993 года вышел указ Президента «О регулировании зе­мельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Он декларировал право граждан и юридических лиц — собственников зе­мельных участков «продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный уча-} сток или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) ак­ционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иност­ранными инвестициями». Граждане и юридические лица могли вновь объединить свои земельные доли в общую собственность. Указ гаран­тировал неприкосновенность и защиту частной собственности на зем­лю, а также права собственников при совершении сделок с землей. Члены коллективных предприятий должны были получить свидетель­ства о праве собственности без выделения земли в натуре. Если же они желали выделиться, рассчитывая организовать свое хозяйство, сдать землю в залог, аренду, обменять земельную долю на имущественный пай, передать его по наследству и т. п., то согласия других собственни­ков на это не требовалось. Собственники земельных паев могли про­давать их любым гражданам и юридическим лицам с одним услови­ем — земля должна была использоваться только для производства сельскохозяйственной продукции. Правом скупать землю и продавать ее всем желающим наделялись комитеты по земельной реформе. Они же получали и право контроля за использованием земель сельскохо­зяйственного назначения, в том числе и новыми владельцами.

К середине 1990-х гг. из 25,5 тыс. колхозов и совхозов было реорга­низовано 24 тыс. хозяйств (95%). Из них треть сохранила свой преж­ний статус. Остальные были преобразованы в акционерные общества, товарищества, кооперативы, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и др. Доля государственного сектора в сельскохозяйственном производстве сократилась до 10%.

Процесс реформирования сельского хозяйства в 1990-е гг. носил противоречивый характер. Главным достижением аграрной реформы стало создание фермерских хозяйств. Если к середине 1990-х гг. их число возросло до 285 тыс., то в дальнейшем из-за возросших трудно­стей с материально-техническим обеспечением, ухудшения финансо­вого положения и по другим причинам численность фермерских хо­зяйств сократилась и стабилизировалась к концу десятилетия на уровне 270 тыс. В 2002 г. в них было занято около 1 млн человек. Им передали в собственность и в аренду 5% сельхозугодий и 6% пашни страны, на которых они производят примерно 2% валовой продукций сельского хозяйства, в том числе 5% общего производства зерна. Сред­ний размер фермерского хозяйства составляет 40 га. На долю болеефермерских хозяйств приходится менее чем по 20 га земли. В ус­ловиях такого малоземелья рассчитывать на высокую рентабельность фермерского производства не приходится. Тем не менее с конца 1990-х гг. начался рост валового производства фермерской сельхоз­продукции. В 2001 г. он составил 6,5%, в 2002 г. — более 20%.

За годы аграрной реформы доля населения, занятого в сельскохо­зяйственном производстве, увеличилась с 32% в 1992 г. до 58% в 2002 г. Однако само производство сельхозпродукции сократилось: зерна с 106,8 млн. т в 1992 г. до 86,6 млн т в 2002 г., мяса соответственно с 12,9 млн. т до 11 млн. т. Проблема обеспечения населения страны про­дуктами питания во многом решалась за счет импорта.

Итоги социально-экономического развития. Радикальная эконо­мическая реформа, составными частями которой стали либерализа­ция цен, установление свободы торговли, приватизация государствен­ной собственности, означала переход к рыночной экономике.

За 1990-е гг. в стране сложилась многоукладная экономика, состо­ящая из государственного капитализма (бывшие общенародные пред­приятия), частного капитализма (приватизированные предприятия), мелкотоварного производства, коллективного хозяйствования. На­правление экономического развития страны стал определять круп­ный, средний и мелкий бизнес. Он усилил сырьевую и подорвал наукоемкую ориентацию производства.

В результате приватизации сформировался класс собственников, владеющих средствами производства и информации, и класс наемных работников. Численность первого составила около 15 млн. человек (с членами семей). Его верхушка — олигархи — стала фактической хо­зяйкой новой России. Численность второго составила около 130 млн. человек. По замыслу реформаторов, передел собственности должен был привести к появлению «эффективного собственника», который сделает Россию процветающей страной.

Одним из наиболее слабых мест в курсе реформ стала социальная политика, направленная на сокращение социальных функций государ­ства. Основную ставку реформаторы делали на формирование много­численного среднего класса, не нуждающегося в социальной опеке со стороны государства. Однако за 1990-е гг. средний класс составил лишь небольшую долю населения России. Из «достойной жизни» были «вы­мыты» десятки тысяч граждан. Маргиналы стали неотъемлемым эле­ментом любого российского города. Государство во многом утратило свой социальный характер, провозглашенный Конституцией.

В 1990-е гг. произошло массовое бегство капитала за рубеж и спад производства. Экспорт капитала из России в 1990-е гг. составлял, по разным оценкам, от 20 млрд. до 100 млрд. долл., импорт — 3—4 млрд. долл. в год. Это привело к падению производства, сокраще­нию национального богатства страны.

Первый этап перехода к капитализму, рыночной экономике закон­чился финансовым банкротством государства. 17 августа 1998 г. про­изошел резкий обвал национальной валюты: за один день отношение рубля к доллару упало с >/6 до '/is- Это произошло через несколько ме­сяцев после деноминации (укрупнения) рубля, проведенной в целях упорядочения денежного обращения и придания большей устойчиво­сти национальной валюте. Осенью 1998 г. политическими мерами уда­лось стабилизировать положение рубля, позволило перейти к медлен­ному, но устойчивому росту производства. Временным стимулом роста стал возросший спрос на отечественную продукцию, вызванный рез­ким скачком цен на импортные товары. В экономической политике постепенно стала утверждаться концепция умеренного государствен­ного регулирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.