Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Осуществление отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления

Часть 2 ст. 132 Конституции РФ гласит: «Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству».

В Законе 2003 г. № 131-ФЗ в отличие от Закона1995 г. № 154-ФЗ вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регламентируются более подробно, чему посвящена глава 4. В ней определено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ, полномочиями субъектов РФ – законами субъектов РФ и делегирование иными нормативными правовыми актами не допускается.

Если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта РФ делегированные полномочия осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которыми они могут наделяться на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, хотя органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для их осуществления в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Закон 2003 г. № 131-ФЗ устанавливает требования к содержанию федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий и в случае выявления нарушений уполномоченные государственные органы вправе давать обязательные для исполнения письменные предписания по их устранению, которые в свою очередь могут быть обжалованы в судебном порядке.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями позволяет решать государственные задачи на местах без создания для этого в муниципальных образованиях особых государственных органов, что экономит государственные ресурсы. Вместе с тем объем передаваемых государственных полномочий не должен быть слишком велик. Они не должны превалировать над полномочиями, связанными с решением вопросов местного значения и определяющими функциональное назначение органов самоуправления как таковых. Лекция 10 Гарантии и ответственностьв системе местного самоуправления Вопросы лекции:

1. Система гарантий местного самоуправления

2. Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления

3. Формы контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления

4. Общая характеристика ответственности в муниципальном праве

 

1. Система гарантий местного самоуправления Для того чтобы органы местного самоуправления могли реализовать свои функции, эффективно и слаженно работать устанавливается целый комплекс гарантий, то есть условий и средств правового и неправового характера, установленных нормативными правовыми актами для обеспечения надлежащего осуществления местного самоуправления, а также защиты прав граждан на его осуществление. Весь комплекс гарантий в своей совокупности образует систему гарантий. Все гарантии можно разделить на общие и специальные (юридические) гарантии. Деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, реализация их прав осуществляется в определенных социально-экономических, политических условиях, которые, выступая в качестве важнейших основ жизнедеятельности людей в обществе и государстве, могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на процесс самоуправления. В качестве общих гарантий местного самоуправления можно отметить экономические, политические, духовные и социальные гарантии. Экономические гарантии местного самоуправления состоят в свободе экономической деятельности, в свободе предпринимательства; в равноправии муниципальной формы собственности наравне с другими формами собственности; в создании свободного экономического пространства в стране; стимулировании малого и среднего бизнеса, в поддержании прочной финансовой системы.На основе комплекса этих гарантий возможна свободная реализация товаров производимых в муниципальном образовании на территории других муниципальных образований. Муниципальные образования имеют право владения, пользования и распоряжения имуществом, и данное право защищается законом, являются собственником следующего муниципального имущества: средств местного бюджета, муниципальных внебюджетных фондов, муниципальных земель, других природных ресурсов, муниципальных предприятий и организаций, муниципального жилищного фонда и нежилых помещений, и т. д. Политические гарантии местного самоуправления состоят в закреплении положений о правовом, демократическом государстве; в системе разделения властей; в установлении полномочий органов местного самоуправления и принципа их независимости от государственных органов; в народовластии; политическом и идеологическом многообразии. Органы местного самоуправления являются самостоятельным компонентом политической системы общества.Самостоятельность этих органов и должностных лиц состоит в отсутствии необходимости согласования с вышестоящими органами государства той или иной кандидатуры в органах местного самоуправления. Всякое вмешательство в деятельность органов местного самоуправления со стороны государства является нарушением Конституции РФ. Во многих демократических государствах Западной Европы, где декларируется принцип самостоятельности органов местного самоуправления от вмешательства государства, должностные лица государственных органов несут ответственность за такое вмешательство. Социальные гарантии местного самоуправления заключаются в существовании развитой социальной структуры общества; поддержке институтов гражданского общества, в поддержке и социальной защите безработных, инвалидов, пожилых, многодетных семей, сирот. Снятие социальной напряженности со стороны государства также является гарантией стабильного существования местного самоуправления. Реализация государством, субъектами РФ, органами местного самоуправления права каждого на свободу труда, занятости населения – это один из позитивных факторов устойчивости местного самоуправления. Все это говорит о том, что органы местного самоуправления не должны скрываться за государством, а вместе с ним обеспечивать социальную политику страны, что поможет процветанию и самого государства и муниципальных образований. Духовными гарантиями самоуправления выступают: система духовных ценностей и ориентаций деятельности человека и общества в целом; уровень культуры правосознания в обществе и др. Безусловно, чем выше уровень культуры и правосознания в обществе, чем менее деформировано сознание, тем легче органам местного самоуправления входить в контакт с проживающими на территории муниципального образования гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Игнорирование органами местного самоуправления, государством, исторических, культурных, национальных, а также местных традиций и обычаев, затрудняет реализацию задач и целей местного самоуправления.Существуют также иные неправовые гарантии, которые связаны с трансформацией всего многообразия правоотношений в российском обществе, обуславливающие процесс развития местного самоуправления в стране в целом, в каждом субъекте РФ, а также в отдельных муниципальных образованиях.Наряду с классификацией гарантий местного самоуправления на неправовые и специальные (юридические) гарантии их также можно разделить по сфере деятельности, которая обеспечивается этими гарантиями на: 1) гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления; 2) гарантии, обеспечивающие территориальную самостоятельность местного самоуправления; 3) гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления. 2. Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления Наряду с неправовыми гарантиями местного самоуправления основополагающую роль играют специальные (юридические гарантии) местного самоуправления. Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления это совокупность правовых средств, установленных федеральными и региональными законами, уставами муниципальных образований для обеспечения надлежащего осуществления местного самоуправления, соблюдение и защиты прав граждан на его осуществление (В. В. Пылин).Необходимо отметить, что в отличие от Закона 2003 г. № 131-ФЗ, Закон 1995 г. № 154-ФЗ содержал отдельную главу, в которой были сформулированы гарантии местного самоуправления: запрет на ограничение прав местного самоуправления; обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; обязательность рассмотрения обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и их должностными лицами; судебная защита местного самоуправления. Все эти гарантии актуальны в настоящий период. Рассмотрим эти и иные специальные (юридические) гарантии местного самоуправления:1. гарантия на судебную защиту. Особая роль в системе гарантий, обеспечивающих правовую защиту местного самоуправления, принадлежит суду. Его роль в этой сфере двояка: во-первых, защита местного самоуправления от неправомерных действий государственных органов власти, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений; во-вторых, судебный контроль при решении вопросов о юридической ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления перед населением, перед государством, а также, перед физическими и юридическими лицами.В судебном порядке возможно обжаловать нарушение избирательных прав и права на участие в местном референдуме. С жалобами могу обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума, наблюдатели, а также избирательные комиссии, комиссии референдума. Суд может отменить решение соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования или о результатах выборов.2. гарантия обязательности решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц. Данные решения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.Обеспечение данной гарантии осуществляется через установление в настоящее время административной ответственности, которая наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых на местном референдуме, или решений органов и должностных лиц местного самоуправления.3. гарантия обращения органов местного самоуправления и их должностных лиц в органы государственной власти и к их должностным лицам. Эти обращения, в которых должностные лица и органы местного самоуправления поднимают вопросы защиты прав местного самоуправления, необходимости учета интересов муниципальных образований при решении социально-экономических и иных вопросов, подлежат обязательному рассмотрению. Органы государственной власти и их должностные лица обязаны дать мотивированный ответ на обращения.В целях организации постоянного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления Правительство РФ приняло постановление от 27 июня 1996 г. «О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления». В федеральных органах государственной власти должны функционировать службы, которые занимаются взаимодействием с органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе обращаться по вопросам своей деятельности к предприятиям, учреждениям, организациям, которые должны также рассматривать эти обращения. 4. гарантия законодательной инициативы представительного органа муниципального образования в представительном (законодательном) органе субъекта Российской Федерации. Используя данной право, органы местного самоуправления могут добиваться различных дотаций, субсидий и субвенций для нужд муниципального образования. Это важная гарантия, но в силу того, что очень часто представительный орган субъекта РФ игнорирует представительный орган местного самоуправления, реализация данной гарантии не получает полной силы.5. гарантия органов местного самоуправления на создание объединений муниципальных образований. В результате в целях выражения и защиты общих интересов муниципальных образований муниципальные образования могут объединяться в союзы, ассоциации, советы. Положения действующего законодательства не ограничивают право муниципальных образований на создание на добровольной основе объединений иных видов, чем союзы, ассоциации, советы. Если у муниципальных образований, исходя из особенностей территориальной или организационной основы, существует потребность в объединении, то они вправе самостоятельно избрать любую, не противоречащую законодательству, форму объединения. В настоящее время в целях взаимодействия муниципальных образований в каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований субъекта РФ.6. гарантия защиты прав, чести и достоинства депутатов (членов) выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в целях обеспечения условий для беспрепятственного и эффективного осуществления их полномочий. Депутаты выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов местного самоуправления являются посредниками местного населения с органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Это должны быть лица, которые обладают определенным моральным обликом и поэтому защита их прав является важной задачей местного самоуправления. В соответствии с ч. 5.1. Закона 2003 г. № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований. 3. Формы контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления При реализации органами местного самоуправления собственных полномочий, нередко происходит нарушение прав и свобод человека и гражданина, злоупотребление властными полномочиями. В целях защиты от посягательств на права и свободы граждан, организаций в отношении органов местного самоуправления осуществляется контроль. Контроль – это деятельность по установлению соответствия или несоответствия фактического состояния управляемого объекта заданному состоянию с целью устранения отклонений от заданных параметров.Контроль является важным функциональным элементом любой системы власти и управления, в том числе местного самоуправления. Он позволяет проверять эффективность исполнения законов, иных нормативных правовых актов, принимаемых решений, проверять состояние дел в различных сферах деятельности, в том числе и стиль работы органов и должностных лиц местного самоуправления. Посредством контроля обеспечивается принцип обратной связи в управлении, дисциплина, ответственность за порученное дело. Контроль помогает добиться правильного понимания подконтрольными органами и должностными лицами своих задач.Для контроля используются различные формы деятельности: проверки; получение объяснений; отчеты депутатов и должностных лиц перед избирателями, населением, трудовыми коллективами и общественными объединениями; депутатские запросы; публикации в СМИ; письменные и устные обращения граждан; различные формы надзора и мониторинга.По направленности контроль можно классифицировать на внутренний и внешний.Внутренний контроль осуществляется в соподчиненных структурах органов местного самоуправления, на созданных ими муниципальных предприятиях и учреждениях (внутренний контроль в системе местного самоуправления). Ведущая роль в системе внутреннего контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления принадлежит представительному органу местного самоуправления. Так в его исключительной компетенции находится контроль за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Например, глава муниципального образования представляет представительному органу ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации.Глава муниципального образования обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, в том числе посредством контрольной деятельности.Глава местной администрации реализует контроль в отношении деятельности структурных подразделений местной администрации.Избирательная комиссия муниципального образования в процессе организации подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования контролирует соблюдение прав граждан на непосредственное осуществление местного самоуправления.Контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет контроль за исполнением местного бюджета; внешнюю проверку годового отчета об исполнении местного бюджета; контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета и др.К формам внешнего контроляотносятся государственный и общественный контроль относятся, представляющие собой контроль за органами и должностными лицами местного самоуправления лицами, не относящимися к органам местного самоуправления. Общественный контроль – это форма контроля, осуществляемая общественными объединениями, профсоюзами, трудовыми коллективами, средствами массовой информации, органами территориального общественного самоуправления, а также отдельными гражданами. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны осуществлять свою деятельность открыто, обеспечивая возможность получения гражданами, общественными объединениями, средствами массовой информации полной и достоверной информации о деятельности муниципальных органов, не составляющую охраняемую законом тайну.В свою очередь государственный контроль можно разделить на следующие виды: судебный контроль; административный контроль; прокурорский надзор; контроль Полномочного представителя Президента РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ; муниципальный мониторинг; контроль за осуществлением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.Проведем характеристику основных видов государственного контроля за деятельностью местного самоуправления. 1. Прокурорский надзор. Он осуществляется от имени Российской Федерации Прокуратурой РФ, представляющей собой единую централизованную систему органов, и имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Правовой основой такой деятельности является Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».Сущность прокурорского надзора в области местного самоуправления состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов и уставов муниципальных образований. Проверка исполнения законов, а также уставов муниципальных образований производится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах их нарушений. Основными формами устранения незаконных решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления являются протесты и представления прокуроров. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного органа муниципального образования – на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.Представление прокурора готовится на основе материалов прокурорских проверок и преследует цель устранения нарушений законов и уставов, причин нарушений и способствующих им условий. Оно вносится в орган или должностному лицу, правомочному устранять нарушение закона или устава муниципального образования, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры.Также формами прокурорского реагирования на нарушения законодательства допущенные органами и должностными лицами местного самоуправления могут стать возбуждение уголовного дела или производства по делу об административном правонарушении; предостережение о недопустимости нарушения закона. 2. Судебный контроль. Эта форма контроля осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства судами общей юрисдикции и арбитражными судами. При рассмотрении судами различных категорий дел, сами дела исследуются не только по существу, но и с точки зрения законности тех решений, действий, которые реализуют органы местного самоуправления. Обнаружив нарушение законности либо существенные недостатки в работе органов и должностных лиц местного самоуправления, суд выносит частное определение. Субъект, которому адресовано частное определение, обязан в месячный срок рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах. 3. Административный надзор – это самостоятельный вид контрольно-надзорной деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти. Для него характерно наличие юрисдикционных полномочий, направленных на возможность оценки поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов, содержащихся в нормативных правовых актах, возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений.Административный надзор осуществляется органами исполнительной власти, основной деятельностью которых является административный надзор (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Государственный пожарный надзор и др.). 4. Контроль Полномочного представителя Президента РФ. В соответствии с Положением о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе, полномочный представитель Президента РФ организует контроль за исполнением решений федеральных органов государственной власти, в том числе органами местного самоуправления, а также принимает участие в их работе, имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы. При организации проверок исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, иных нормативных правовых актов он взаимодействует с главным контрольным управлением Президента РФ и органами прокуратуры РФ. 5. Контроль Уполномоченного по правам человека в РФ. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) органов и должностных лиц, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями принятыми по его жалобе. Жалоба должна быть подана уполномоченному по правам человека не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.При рассмотрении жалобы уполномоченный обязан предоставить органу или должностному лицу местного самоуправления, чьи решения или действия обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки. Уполномоченный обязан направить органу местного самоуправления или должностному лицу, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод. По результатам рассмотрения жалоб уполномоченный вправе: обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе; обратиться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела. 6. Муниципальный мониторинг является важнейшим условием эффективного регулирования процессов осуществления и развития местного самоуправления. Муниципальный мониторинг представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозов экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории муниципального образования, позволяет обеспечивать как органы местного самоуправления, так и государственные органы полной, своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих в различных сферах муниципальной экономики и социальной жизни. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» утвержден перечень показателей для оценки эффективности данной деятельности. Главы местных администраций городских округов и муниципальных районов ежегодно представляют в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, доклады о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности их за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период и размещают указанные доклады на официальном сайте в сети «Интернет».7. Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. 4. Общая характеристика ответственности в муниципальном праве В муниципальном праве, также как и в других отраслях права существует институт юридической ответственности, который мало чем отличается от механизма его действия в других правоотношениях. Под юридической ответственностью понимается политико-правовое состояние, устанавливаемое нормой права и состоящее в обязанности правонарушителя лично ответить за совершенное им правонарушение и претерпеть действие мер принуждения или санкций в виде правоограничительных мер, которые применяются к нему соответствующими юрисдикционными органами. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью служат обеспечению функционирования местного самоуправления в интересах населения, граждан, общества в целом.В зависимости от субъекта, перед которым наступает ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, можно выделить ответственность перед источником публичной власти – населением либо его представительными органами, перед государством, перед физическими и юридическими лицами.Проведем характеристику данных видов ответственности.Ответственность перед населением может наступить в соответствии со ст. 24, 71 Закона 2003 г. № 131-ФЗ.Во-первых, субъектами ответственности возникающей перед населением могут стать выборные органы местного самоуправления, депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления. Она возникает на основании конкретных противоправных решений или действий (бездействий) в случае их подтверждения в судебном порядке.Также основания наступления ответственности и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставом муниципального образования в соответствии с Законом 2003 г. № 131-ФЗ. Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.В качестве неблагоприятного последствия выступает отзыв. Лицо считается отозванным, если за него проголосовало не менее половины зарегистрированных избирателей. Однако стоит отметить, что в случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется, что на наш взгляд стоит оценивать негативно.Во-вторых, субъектомответственности перед населением может статьглава муниципального образования (ст. 74.1 Закона 2003 г. № 131-ФЗ).Основанием для того могут являться:1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) на­ступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 Закона 2003 г. № 131-ФЗ;2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных законодательством, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета, данная два раза подряд;4. несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.В качестве меры ответственности предусмотрено удаление главы муниципального образования в отставку. Удалить главу муниципального образования в отставку вправе представительный орган муниципального образования в соответствии с Законом 2003 г. № 131-ФЗ по инициативе: - депутатов предста­вительного органа муниципального образования (не менее одной трети депутатов); – высшего должностного лица субъекта РФ;Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него прого­лосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством основывается на ст. 72-74 Закона 2003 г. № 131-ФЗ.Во-первых, ответственность может налагаться на представительный орган муниципального образования (ст. 73 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).Основанием для того являются: 1) принятие нормативного правового акта представительным органом муниципального образования, противоречащего действующему законодательству, установленное решением суда, и в течение трех месяцев со дня вступления в силу данного решения суда непринятие в пределах своих полномочий мер по его исполнению;2) установление судом факта того, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил пра­вомочного заседания;3) установление судом факта того, что вновь избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания.Порядок привлечения к ответственности заключается в том, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в течение одного месяца после принятия незаконного акта, а в отношении непроведения заседаний – в течение трех месяцев, после вступления в силу решения суда, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования.В качестве меры ответственности предполагается роспуск представительного органа муниципального образования. Полномочия пре­кращаются со дня вступления в силу закона субъекта РФ о роспуске. Закон субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу, а суд в свою очередь должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.Во-вторых, субъектом ответственности перед государством могут являться глава муниципального образования и глава местной администрации (ст. 74 Закона 2003 г. № 131-ФЗ).Основанием привлечения будут являться факты:1) издания нормативного правового акта, противоречащего действующему законодательству, установленные решением суда.2) совершения действий, в том числе издания правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности РФ и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.Если в течение двух месяцев или иного, предусмотренного решением срока, это должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, то руководитель субъекта РФ издает правовой акт об отрешении его от должности.Срок издания правового акта об от­решении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.Рассмотренные выше разновидности ответственности в системе муниципального права можно отнести к конституционно-правовой ответственности.Ответственность перед физическими и юридическими лицами (ст. 76 Закона 2003 г. № 131-ФЗ), связана с возможностью привлечения органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствующих случаях к административной, уголовной, гражданско-правовой (имущественной), и дисциплинарной видам юридической ответственности.Органы местного самоуправления могут быть к имущественной ответственности, которая может налагаться на них в соответствии с ГК РФ в порядке, предусмотренном АПК РФ и ГПК РФ. Основанием гражданско-правовой ответственности органов местного самоуправления может стать нарушение прав физических и юридических лиц в результате принятия незаконных решений или совершения незаконных действий, как органами, так и должностными лицами местного самоуправления. Убытки, имущественный и моральный вред, нанесенные физическому или юридическому лицу в результате решений или действий, признанных судом незаконными, возмещаются в соответствии с порядком, предусмотренным ГК РФ.Должностные лица местного самоуправления также могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, к уголовной ответственности в соответствии с УК РФ в порядке, предусмотренном УПК РФ. Например, уголовной ответственности подлежит должностное лицо местного самоуправления, виновное в злоупотреблении должностными полномочиями, превышении должностных полномочий, незаконном участии в предпринимательской деятельности, получении взятки, служебном подлоге и т.д. Дисциплинарная ответственность может налагаться на работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, а на муниципальных служащих в виде санкций предусмотренных ст. 27 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (замечание, выговор, увольнение). Литература, рекомендуемая для изучения курса Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации: принята на референдуме Российской Федерации 12 декабря 1993 г. // Российская газета. − 1993. − 25 декабря;2. Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. // СЗ РФ. – 1998. – № 36. – Ст. 4466.3. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1997. – № 9. – Ст. 1011.4. Федеральный закон от 10 июля 1992 г. «Об образовании» // СЗ РФ. − 1996. − № 3. − Ст. 150. 2003. − № 2. − Ст. 163. − № 50. − Ст. 4855.5. Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» // Российская газета. – 1992. – № 190.6. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. // ВСНД и ВС РФ. − 1992. − № 46. − Ст. 2615.7. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – № 8. – Ст. 366.8. Федеральный закон РФ от 7 апреля 1999 г. «О статусе наукограда Российской Федерации».9. Федеральный закон РФ от 21 декабря 2001 года № 178 «О приватизации государственного и муници­пального имущества» // Российская газета. – 2002. – 26 января.10. Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2002. – 24. – Ст. 2253.11. Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161 «О государственных и муниципальных унитарных пред­приятиях» // СЗ РФ. – 2002. – № 48. – Ст. 4746.12. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. − 2003. − № 40. − Ст. 3822; 2004. − № 33. − Ст. 3368.13. Федеральный закон РФ от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СЗ РФ. – 2004. – № 25. – Ст. 2485.14. Федеральный закон от 21 июля 2005 год № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. – 2005. – 28 июля.15. Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2006. – № 19. – Ст. 2060.16. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2007. – № 10. – Ст. 1152.17. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2007. – № 50. – Ст. 6242.18. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. – 2008. – № 52 (часть I). – Ст. 6228.19. Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» // СЗ РФ. – 2010. – № 40. – Ст. 4970.20. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2011. – № 48. – Ст. 6724.21. Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // СЗ РФ. – 2008. – № 18. – Ст. 2003.22. Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. «О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления» // СЗ РФ. – 1996. – № 27. – Ст. 3282.23. Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. «Об утверждении порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса» // СЗ РФ. − 2004. − № 48. − Ст. 4804.24. Закон Нижегородской области от 3 августа 2007 года № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» // Нижегородские новости. – 2007. – N 148.25. Закон Нижегородской области от 6 сентября 2007 г. № 108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» // Нижегородские новости. – 2007. – № 166.26. Закон Нижегородской области от 6 сентября 2007 г. № 109-З «О выборах глав муниципальных образований в Нижегородской области» // Нижегородские новости. – 2007. – № 166.27. Устав города Нижнего Новгорода: утвержден Постановлением городской Думы г. Н.Новгорода от 23 ноября 2005 года № 91 // Нижегородский рабочий. − 2005. − № 234/15894.28. Постановление городской Думы г. Н. Новгорода от 21 сентября 2005 г. № 71 «Об утверждении Положения «О публичных слушаниях в городе Нижнем Новгороде»// Нижегородский рабочий. – 2005. – № 178. Учебная и научная литература 1. Артеменко Е. В. Муниципальное право России: краткий курс лекций. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России. Н. Новгород, – 2011.2. Выдрин И. В. Муниципальное право: учебник. – М., – 2008.3. Муниципальное право России: учебник для вузов. изд. четвертое / под ред. А. С. Прудникова, И. А. Алексеев а. – М., 2009. 4. Игнатюк Н. А. Павлушкин А. В. Муниципальное право: учебное пособие. – М., – 2007.5. Кабашов С. Ю. Организация муниципальной службы: учебник. – М., – 2010.6. Колесников А. В., Макаров А. О., Осипова И. Н. Комментарий к Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» (постатейный). – М., – 2007.7. Колюшин Е. И. Муниципальное право России. – М., 2008.8. Муниципальное право России: учебник / отв. ред. С. А. Авакьян. – М., – 2011.9. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для бакалавров / под ред. Н. Л. Пешина. – 2011.10. Муниципальное право России: учебник для бакалавров / под ред. А. Н. Кокотова. М., 2012.11. Шугрина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. М., 2007.

[1] Лазаревский Н. И. Самоуправление // Мелкая земская единица. Сб. статей. СПб., 1903. С. 7.

[2] Нольде Б. Э. Очерки русского государственного права. СПб., 1911. С. 261-262.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обеспечения общественной безопасности | Попеня,И.С
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.