Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неприемлемые формы поведения / насилие / отсутствие родительской заботы




Пограничное отношение

Ориентация на ребенка

• Различного рода сенсорная стимуляция и выражение позитивных эмоций.

• Взрослый вступает в полноценные, ориентированные на ребенка взаимодействия.

• Рассказывает ребенку о нормальной сексуальности и нормальных взаимоотношениях.

• Составляет правила безопасности и здоровья.

• Время от времени ругает, критикует ребенка и прерывает его деятельность.

• Использует эмоциональную манеру выражения и иногда довольно резкий тон.

 

• Взрослые проявляют эмоциональную ригидность и негибко реагируют на ребенка.

• Используют вербальное и невербальное давление, и с его помощью пытаются достичь нереалистичных целей.

• Часто используют вербальные и невербальные принудительные методы, что сводит к минимуму уверенность ребенка в собственных силах.

• Родители нечутко реагируют на потребности ребенка.

• Взрослые несправедливо сравнивают ребенка с другими детьми.

• Взрослые пользуются преимуществом своего положения или игнорируют зависимое положение ребенка.

• Посягают на потребность ребенка в уединении.

 

• Взрослые унижают и оскорбляют ребенка.

• Выражают амбивалентные чувства по отношению к ребенку, проявляют любовь в зависимости от обстоятельств.

• Эмоционально и физически отвергают внимание ребенка.

• Пользуются грубыми и жестокими методами контроля.

• Нечувствительны к потребностям ребенка.

• Взрослые намеренно пугают ребенка, угрожают ему или провоцируют у него негативные реакции.

• Реагирует чрезмерно эмоционально и непредсказуемо.

• Пользуясь зависимостью ребенка, применяют принуждения, угрозы или подкуп.

• Используют сексуальное или физическое принуждение и насилие.

 

Как уже указывалось выше, среди различных форм насилия, которые проявляются в отношении детей, выделяют следующие:

 

1. Физическое насилие включает такие действия, как битье, пинки, ожоги, резкие толчки или нанесение ребенку физических повреждений другими способами. В большинстве случаев повреждения наносятся не намеренно, они являются результатом применения слишком жестких дисциплинарных методов или физического наказания.

2. Отсутствие родительской заботы. Это собирательный термин, объединяющий следующие явления:

· отсутствие заботы о физическом состоянии ребенка выражается в отсутствии контроля над ребенком; родители не заботятся о его здоровье, оставляют его, выгоняют из дома или отказываются принимать домой ребенка, который сбежал ивернулся;

· отсутствие заботы о получении ребенком образования выражается в том, что родители игнорируют регулярные прогулы школьных занятий, не отдают ребенка в школу при достижении им необходимого возраста, не помогают ребенку получить образование;

· эмоциональная безучастность родителей — один из наиболее трудно определяемых терминов; эмоциональная безучастность выражается в нежелании или неспособности родителей установить с ребенком прочную привязанность и оказывать ему психологическую поддержку; кроме того, эмоциональная безучастность возникает, когда родители позволяют ребенку курить или употреблять алкоголь, и в случаях супружеского насилия в присутствии ребенка.

3. Сексуальное насилие включает ласки детских гениталий, половой акт, инцест, эксгибиционизм и коммерческое использование детей в целях проституции или при производстве порнографических материалов. Испытывая страх и смущение, дети не всегда сообщают о сексуальном насилии, так что порой бывает трудно определить, совершалось насилие или нет.

 

4. Эмоциональное насилие включает действия или упущения родителей или воспитателей, которые вызывают или могут вызвать у ребенка серьезные поведенческие, когнитивные, эмоциональные или психические расстройства. Например, родители или воспитатели применяют экстремальные или нетипичные формы наказаний, такие как запирание ребенка в темном туалете. Эмоциональное насилие также включает вербальные угрозы, унижения и брань.

11.4.1Причины жестокого отношения к детям

Невозможно выделить одну причину патологического отношения родителей к детям. Чаще всего жестокое отношение и отсутствие заботы – результат сочетанного влияния индивидуальных, семейных и культурных факторов.

Физическое насилие и отсутствие родительской заботы являются расстройствами отношений. Эти формы жестокого обращения возникают чаще всего в периоды стрессового ролевого перехода у родителей, например, в период послеродовой привязанности, в раннем детстве и в раннем отрочестве, когда возникает стремление к независимости, а также в периоды нестабильности и разрушения семейных отношений. Основные признаки жестокого обращения с детьми выражаются в том, что родители или опекуны не занимаются воспитанием ребенка, не проявляют чуткости, не общаются с ним и не поддерживают ребенка в критические моменты.

Жестокое обращение с детьми редко бывает следствием психопатологии взрослого. Менее 10% родителей, жестоко обращающихся с детьми, страдают от психических заболеваний, которые могли вынудить их причинить ребенку вред. Тем не менее, именно у таких родителей часто обнаруживается дефицит интеллектуальных навыков, нарушение способности к обучению или расстройства личности, мешающие им успешно справляться с воспитанием ребенка и возникающими стрессами.

Иногда жестокое обращение со стороны родителей может быть следствием когнитивных искажений, когда взрослый не способен адекватно оценить обычные детские поступки. Часто это является следствием незнания родителями нормальных возрастных особенностей детского поведения.

Данных за то, что определенные качества ребенка с большей вероятностью провоцируют насилие, не подтверждаются, поэтому ответственность за насилие над ребенком или отсутствие заботы всегда лежит на взрослом. Однако невольно дети сами могут поддерживать агрессивное поведение родителей: видя, что определенный паттерн поведения вызывает негативную реакцию родителей (что является хоть и негативным, но вниманием к ребенку), дети повторяют этот паттерн вновь и вновь. При этом у ребенка может формироваться ощущение контроля над ситуацией, так как реакция родителей на его определенное поведение предсказуема и постоянна.

Значительна роль личностных особенностей взрослых, которые проявляют насилие по отношению к детям. Однако закономерностей здесь не так много, как может показаться на первый взгляд. Единственный факт заключается в том, что сексуальное насилие чаще совершают мужчины (гендерные отличия). Другие закономерности выделить сложнее.

Жестокому обращению с детьми способствуют социальные предрассудки, будто физическое наказание является наиболее эффективным методом воспитания. По поводу места физического наказания в воспитании детей существуют различные мнения, обусловленные спецификой культурных традиций. Кроме того, жестокость родителей напрямую коррелирует с финансовым и социальным положением семьи. В бедных семьях дети чаще испытывают жестокое обращение и безразличие.

11.5.2 Последствия и адаптация

Последствия жестокого обращения с детьми порой самые трагичные и плачевные. Насилие и отсутствие родительской заботы вызывают у ребенка чувства, которые представляют собой не просто физическую боль и страхи переходного возраста. Жестокое обращение угрожает безопасности и благополучию детей и самым негативным образом отражается на их мировоззрении и самооценке.

«Ребенок, живущий в обстановке насилия, испытывает непреодолимые проблемы, связанные с адаптацией. Он пытается сохранить чувство веры в людей, которым нельзя доверять, стремится к безопасности в опасной ситуации. Он должен контролировать совершенно непредсказуемую ситуацию и сохранить силу духа тогда, когда он беспомощен» (Herman, 1992).

Жестокое обращение с детьми, как и другие неблагоприятные факторы, например, тяжелые травмы, вызывают непредсказуемые последствия. Тяжесть последствий жестокого обращения зависит не только от серьезности и периодичности самих событий, но и от индивидуальных и семейных характеристик. В результате воздействия стресса, без надлежащей поддержки и помощи семьи, маленькие дети, которые могли бы развиваться вполне нормально, могут проявлять признаки значительного регресса. У таких детей возникают многочисленные проблемы, связанные с эмоциями, задержкой речи, и антисоциальным поведением.

Тем не менее, дети не думают о своих родителях как о жестоких людях, чаще они адаптируются, насколько это бывает возможно, к своим собственным переживаниям. Лояльность по отношению к родителям помогает ребенку сохранить связь с ними. Дети уверены, что, несмотря на свою жестокость, родители могут проявлять к ним внимание, заботу и любовь. Кроме того, смягчить последствия жестокого обращения позволяют в некоторых случаях позитивная самооценка и самосознание ребенка.

Даже испытывая недостаток любви и заботы, дети не имеют выбора, поэтому чаще всего они искажают собственные представления о родителях и стараются думать о них позитивно. Им легче адаптироваться к обстоятельствам, концентрируя внимание на положительных, а не на отрицательных моментах взаимоотношений с родителями, что позволяет детям формировать нормальную самооценку.

Жестокое обращение задерживает или нарушает основные процессы развития, и, прежде всего, формирование ранней привязанности и регуляцию эмоций. Это приводит к нарушению саморегуляции и возникновению проблем, связанных с социальным взаимодействием. Подростки и взрослые, страдавшие в детстве от физического насилия, часто сами становятся агрессивными или совершают насилие. Такая взаимосвязь нашла отражение в гипотезе цикла насилия, предполагающей, что жертвы насилия становятся его виновниками. У детей, испытавших сексуальное насилие, часто возникает низкая самооценка и негативная я-концепция, для них характерно ухудшение эмоциональной и поведенческой саморегуляции, что может приводить к посттравматическому стрессовому расстройству, депрессии или вызывать диссоциативные состояния. Со временем жестокое обращение может вызвать глубокие хронические психические расстройства, в том числе тревожные и панические расстройства, депрессии, расстройства, связанные с приемом пищи, сексуальные проблемы и расстройства личности. Профилактика жестокого обращения с детьми заключается, прежде всего, в повышении уровня психологической культуры взрослых людей – как подчеркивалось выше, ответственность за насилие в семье всегда лежит на родителях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.