Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пределы действия нормативно правовых актов


Как известно, правовому регулированию могут быть под­вергнуты только волевые общественные отношения.

Право не может регулировать события, ибо они не зависят от воли людей. События могут выступать лишь в качестве тех обстоятельств, с которыми право связывает наступление опреде­ленных юридических последствий. Не являются объектом права и мысли людей, поскольку они не проявились в их действиях.

Следовательно, предметом правового регулирования могут быть конкретные волевые общественные отношения, регулируе­мые правом или объективно требующие правового регулирова­ния.

Определение предмета правового регулирования - весьма сложная научная и практическая проблема, связанная с установлением меры допустимого вмешательства права в социальную жизнь людей.

Определение предмета регулирования норма­тивно-правового акта связано с конкретизацией тех отношений, на которые будут распростра­няться нормы этого акта. Отраслевые нормативно-правовые акты действуют на отношения, охватываемые соответствующей от­раслью права. Так, акты, относящиеся к гражданскому праву, ре­гулируют имущественные отношения, а акты, относящиеся к сфере трудового права, будут иметь своим предметом отношения по применению труда наемных работников на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Для характеристики пределов действия нормативно-правовых актов, необходимо точно определить, с какого момента положения соответствующего акта приобретают юриди­ческую силу, и до какого момента эта сила сохраняется, т.е. с ка­кого и по какое время его положения подлежат исполнению (действие нормативно правового акта во времени). Время действия акта начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до момента утраты юридической силы.

Определение времени начала действия актов связано с поня­тием их опубликования, т.е. помещения текста акта в официаль­ном издании или в определенных газетах, на которые можно офи­циально ссылаться. В соответствии со ст. 7 Конституции Республики Беларусь нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.



На практике акты вводятся в действие в одних слу­чаях со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие, в других - с момента его приня­тия или опубликования. Они могут вводиться и по истечению определенного срока после их опубликования. Так, согласно ст. 104 Конституции Республики Беларусь, законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. В таком же порядке публикуются и вступают в силу декреты Президента.

Указы Президента всту­пают в силу с момента их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если не указан иной срок в самом акте. В таком же порядке вводятся в действие поста­новления Совета Министров Республики Беларусь. При этом правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граж­дан, вступают в силу только после их официального опубликова­ния, которое осуществляется, как правило, после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Не менее важное значение имеет также определение време­ни утраты нормативно-правовым актом юридической силы.

Нормативный акт утрачивает юридическую силу с прекра­щением его действия. Это происходит при наступлении опреде­ленных обстоятельств:

- акт теряет юридическую силу в связи с истечением срока действия, если он был принят на определенный срок;

- акт утрачивает юридическую силу вследствие прямой его отмены. Обычно об этом указывается в новом акте или в специальном перечне актов, утрачивающих силу в связи с принятием нового акта;

- акт теряет юридическую силу, когда он факти­чески заменяется новым актом, регулирующим по-иному те же отношения, хотя официально старый акт не отменен;

- акт прекращает действие и теряет юриди­ческую силу в том случае, когда изменились обстоятельства, на которые он был рассчитан (например, на период военных дей­ствий).

Действие нормативно-правового акта в пространстве озна­чает определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению. Пространственное действие актов в первую очередь связано с понятием территории государства. Это означает, что власть государства является высшей властью по от­ношению ко всем лицам и организациям, находящимся в преде­лах его территории.

Однако некоторые нормативно-правовые акты центральных органов могут распространять свое действие не на всю террито­рию, а лишь на определенную ее часть. Что касается актов, издаваемых местными органами, то они действуют в пределах той террито­рии, на которую распространяются их управленческие функции. Обычно на определенной территории действуют одновременно различные по юридической силе акты. В случае их противоречия действует акт высшей юридической силы.

Следует обратить внимание и на такую особенность дей­ствия нормативно-правовых актов в пространстве, как возмож­ность применения законов определенного государства к его гражданам и организациям, находящимся за границей.

С действием нормативно-правовых актов в пространстве тесно связано их действие по кругу лиц.

Действие нормативных актов по кругу лиц означает их применимость к определенным категориям субъектов права. То есть речь идет об определении того круга лиц, на который распрос­траняется юридическая сила правовых норм, содержащихся в со­ответствующем нормативно-правовом акте.

По общему правилу нормативно-правовые акты государ­ства действуют в отношении всех лиц, находящихся на его тер­ритории. Это в первую очередь касается граждан данного госу­дарства, лиц с двойным гражданством, граждан иностранных государств, лиц без гражданства, а также всех организаций, фун­кционирующих на территории государства.

Некоторые нормативно-правовые акты могут распростра­нять свое действие лишь на определенные категории лиц, орга­нов, организаций. Так, Закон Республики Беларусь «О милиции» действует в отношении только органов милиции. Некоторые акты действуют только в отношении пенсионеров, военнослу­жащих и т.п.



Есть исключение из общего правила и в отношении граж­дан иностранных государств и лиц без гражданства, находящих­ся на территории соответствующего государства. Так, в соответ­ствии с законодательством Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси поль­зуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами республики. Однако, для этих субъектов существуют некоторые ограничения. Например, они не мо­гут выполнять обязанности по несению воинской службы, не могут состоять на службе в органах внутренних дел, занимать ряд государственных должностей, не могут участвовать в формировании выборных государственных орга­нов, не могут избирать и быть избранными в эти органы, равно как и быть участниками референдумов, и т.д.

В соответствии с междуна­родными соглашениями глав государств и правительств, сот­рудники дипломатических представительств иностранных государств (послы, посланники, поверенные в делах, советники, торгпреды и их заместители, военные атташе и их помощники, секретари и др.), члены их семей и некоторые другие иностранные граждане пользуются, так называемым правом экстерриториаль­ности, т.е. наделены дипломатическим иммунитетом, суть которого состоит в том, что эти лица пользуются личной неприкосновенностью. Они не подлежат аресту, или задержанию в какой бы то ни было форме. Вопрос об уголовной и административной ответственнос­ти дипломатических представителей иностранных государств, в случае совершения ими преступлений и административных прос­тупков на территории страны пребывания, разрешается диплома­тическим путем. Дипломатические представители, в свою очередь, обязаны уважать законы государства пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела.

 


Глава 3. Судоустройство в Республике Беларусь

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Источники права | Судебная власть. Понятие и виды правосудия. Принципы правосудия

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.