Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ветеринарное образование: среднее и высшее





Ветеринария в России XIX века.

В первой половине 18 века происходит разложение феодально-крепостнической системы хозяйства; развивается промышленность, техника, торговля и земледелие; усиливаются капиталистические отношения, увеличивается число городов и городских жителей. Возрастает потребность в сельскохозяйственных продуктах.

Но развитие животноводства, за исключением монастырских, помещичьих хозяйств, отстает от развития растениеводства. Основная причина отставания – массовый падеж животных от заболеваний, слабая борьба с ними, антисанитарное содержание животных и примитивное кормление, особенно у крепостных крестьян, а также незначительное число ветеринарных работников.

Эпизоотии сибирской язвы, чумы и повального воспаления легких крупного рогатого скота, бешенства, ящура, оспы и др. привели к падежу скота за 4 года (1844-1848гг.) более 3 млн. голов.

Организацией борьбы с эпизоотией занимается по-прежнему медицинская коллегия министерства внутренних дел (МВД), а на местах ликвидация эпизоотий осуществляется в основном медицинскими лекарями из-за недостатка ветеринарных специалистов, особенно на окраинах страны.

Опасность заражения человека возрастает из-за слабых знаний ветеринарного персонала из конюшенных школ.

В связи с этим, в государственном университете Москвы впервые в 1805 году в учебный план медицинского факультета введено преподавание основ ветеринарии и организована кафедра «Скотолечения», во главе с профессором медицины И.С. Андреевским. В университетской типографии отпечатан учебник Андреевского «Начальные основания медицины, ветеринарии или скотолечения».

Андреевскому принадлежат и другие первые фундаментальные отечественные труды по животноводству и ветеринарии, которые долгое время были руководством для животноводов, ветеринаров и студентов. Он дал верное определение роли ветеринарии. «Хотя округ врачебной науки человеческой обширен, но ветеринария обширностью своею превосходит оную. Ибо та ограничивается познанием одного предмета, а сия – познанием многих разнородных, требующих больше сведений о сбережении их здоровья». Андреевский ввел вместо терминов «коновальная наука», «скотолечение», «коновал» - ветеринария, ветеринарная медицина, ветеринарный лекарь. Он считал, что «познание болезни есть половина лечения, а познание причины – есть совершенное излечение».



Андреевский считал ветеринарию важным источником знания не только для животноводов, но и для работников здравоохранения.

Прогрессивная общественность России понимала необходимость расширения ветеринарного образования и поднимается вопрос о создании ветеринарных училищ. В 1807 г. император Александр I утвердил решение Русского правительства об открытии ветеринарных училищ, так как это окажет влияние на усовершенствование скотоводства – первой отрасли в стране и сохранение скота от громадного падежа. В странах Европы Франции, Австрии, Пруссии, Англии, Испании и др. уже были такие училища.

В целях изучения постановки ветеринарного образования и для подготовки преподавателей в 1803 г. из С.- Петербургской медико-хирургической академии было направлено за границу 7 медицинских лекарей (И.Д. Книгин, Я.К. Кайданов, А.И. Яновский, Х.Г. Бунге и др.).

В 1808 г. при Санкт-Петербургской медико-хирургической академии открыто первое в России скотоврачебное училище (отделение ветеринарии), чем было положено основание высшему ветеринарному образованию в России. Построено специальное двухэтажное деревянное здание, ветеринарная клиника и учебная кузница. Заведующим училища назначен доктор медицины, профессор И.Д. Книгин. Он автор первого в России учебного плана по ветеринарии. План утвержден ученой конференцией академии.

В этом же году ветеринарное училище было открыто при Московской медико-хирургической академии.

На ветеринарном отделении Петербурской медико-хирургической академии кафедру терапии возглавил профессор И.Д. Книгин, анатомии – Я.К. Кайданов, хирургии – А.И. Яновский. В 1831 г. Яновский при осмотре лошади заразился сапом и умер. Затем заведующим стал В.И. Всеволодов – ветеринарный и медицинский лекарь, профессор.

Прием обучающихся проводился на 2 разряда: 1-ый – абитуриенты со знаниями словесных наук и языков – их готовили по программе ветеринарный лекарь; на 2-ой разряд, – знающих только русский язык и арифметику «кои будут их помощниками», т.е. ветеринарным фельдшерами. Срок обучения соответственно длился 4 и 3 года. Общее число обучающих было незначительным: по первому разряду – 5 человек, по второму разряду – 22.

Ветеринарные дисциплины изучали и слушатели медицинского отделения. Особое внимание уделяли изучению эпизоотологии скотских и конских падежей. Это было обязательным для каждого медика и поэтому «поставить в обязанность всем студентам медико-хирургической академии слушать ветеринарные лекции».

За 25 лет с 1812 по 1836 г. С.-Петербургским ветеринарным отделением выпущено 145 медиков-ветеринаров и 117 ветеринаров. Студентов, не успевших окончить учебу в 4 года, оставляли еще на год и только затем исключали, если не успевали изучить все дисциплины. В 1837 г. выпуск медиков-ветеринаров прекращен.

До 1842 г. функционировали оба отделения в С.-Петербурге и Москве. Здесь работали выдающиеся ученые и педагоги: это были медицинские и ветеринарные лекари, профессора медицинских наук.

И.В. Всеволодов – доктор медицинских наук, профессор, автор многих трудов, в том числе впервые по ветеринарной оперативной хирургии, зоотехническому руководству (первые в мировой литературе), по эпизоотологии (предложено убивать больных чумой, как верное средство к пресечению распространения чумной заразы). Ему принадлежат первые трехтомные сочинения о защитной роли нервной системы в самосохранении животных в процессе приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Он опередил на 100 лет французского ученого Селье, создавшего теорию об адаптации организма к воздействию внешних факторов, теорию о стрессах.

П.Г. Лукин – ветеринарный и медицинский лекарь, доктор медицинских наук, профессор, автор первого руководства по эпизоотическим болезням или скотские падежи. Он делил инфекционные болезни – на «прилипчивые» - контагиозные и неприлипчивые – неконтагиозные – незаразные; ввел термин – «эпизоотия», «энзоотия», спорадический случай болезни. Причиной инфекционных болезней животных он считал «материю» - заразу, производящую эпизоотию.



Г.М. Прозоров – ветеринарный и медицинский лекарь, профессор, академик – автор отечественного руководства по акушерству, одного из первых в мировой литературе.

Структура Московского ветеринарного отделения была такой же, как и Петербургского. Крупным ученым, организатором был профессор Х.Г. Бунге – автор руководства по заразным болезням. За период деятельности отделения до 1842 года выпущено около 300 ветеринарных специалистов.

В третьем Дерптском училище (Юрьевское), теперь Тарту в Эстонии было подготовлено 200 специалистов. Здесь работал известный ученый Ф.А. Брауэль, открывший возбудителя сибирской язвы в 1856 г.

Кроме того, Министерство внутренних дел готовило ветеринарных помощников, в трех практических ветеринарных школах (Варшавской, Юрьевской и Харьковской). В 1861 г. Варшавской школе было присвоено право, присуждать звание ветеринарного врача и ученую степень магистра ветеринарных наук.

Однако, развитию ветеринарного образования препятствовала частая смена руководства со стороны Министерств: до 1860 г., сначала МВД, затем министерства просвещения и военного министерства, а с 1860 г. – снова МВД. Поэтому финансовое материальное снабжение ветеринарных училищ по сравнению с медицинскими было значительно хуже.

В 1869 г. указом отменяется специальность «коновал», изменяется программа подготовки и вводится специальность - ветеринарный фельдшер.

Высшее ветеринарное образование в России началось в 1873 г. Два ветеринарных училища (Юрьевское и Харьковское) были преобразованы в ветеринарные институты и открыт дополнительно институт в Казани: для подготовки ветеринарных кадров для Сибири и Средней Азии. В этих местах свирепствовали различные эпизоотии, а ветеринарных специалистов было мало.

В 1889 г. Варшавское ветеринарное училище преобразовано в институт. Срок обучения в институтах установлен четырехлетний.

Варшавский ветеринарный институт в 1915 г. эвакуирован в Москву и переведен в Новочеркасск, (теперь в Персиановке) Ростовской области. В настоящее время это ведущий ВУЗ на юге России. Институты находились в ведении Министерства просвещения и подчинялись попечителю военного округа.

До революции 1917 г. в России было 4 ветеринарных института, ежегодно их заканчивало более 200 ветеринарных врачей.

Для объединения ветеринарных врачей по профессиональным интересам, обсуждения научно-практических проблем ветеринарии, пропаганды научных знаний создавались общества ветеринарных врачей. Первое общество создано в С. Петербурге в 1846 г. в состав входило 12 врачей, в 1881 г. – в Москве; до 1900 г. организовалось 12 новых ветеринарных обществ в различных городах России и только в 1902 г. было создано Российское общество ветеринарных врачей.

Петербургское, Московское и Варшавское общество издавали журналы «Ветеринарное обозрение», «Ветеринарный сборник», «Вестник общественной ветеринарии» и др.

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4498; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.