Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности воспитания и обучения в Древней Индии

Читайте также:
  1. II. Завоевание Китая маньчжурами. Экономическое положение страны в XVII – начале XIX вв.: аграрная политика Цинской династии, особенности развития городского ремесла
  2. II. Особенности политического устройства Ирана
  3. II. Особенности развития турецкой буржуазии. Становление младотурецкого движения
  4. II.1.1. Особенности развития политической мысли в России.
  5. III. Особенности Синьхайской революции 1911-1913 гг.
  6. АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
  7. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ: ПОНЯТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ, ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
  8. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, СТРУКТУРА, ВИДЫ.
  9. Активные методы обучения
  10. Аудиовизуальные средства обучения.
  11. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
  12. Ациклические сопряженные системы. Особенности электронного строения

В истории Древней Индии можно выделить две большие эпохи: дравидско-аравийскую и буддийскую, рубежом между которыми является 6 век до н.э. Уровень развития дравидских племен – коренного населения Индийского полуострова до первой половины 2-го тысячелетия до н.э. соответствовал культурному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной. По приблизительным данным историков школьное образование в Древней Индии появилось в период 3-2-го тысячелетий до н.э. в городах Хараппской культуры, о чем свидетельствуют немногочисленные находки (глиняные чернильницы, печати с надписями). Первыми же древнейшими документами об образовании являются ведийские упанишады – священные наставления, относящиеся к 8-7 вв. до н.э.

В период 2-1-го тысячелетий происходят массовые завоевания дравидских племен ариями, в результате чего в Древней Индии появляется кастовый строй. В связи с этим дальнейшее развитие воспитания и обучения в Древней Индиипроисходило под влиянием двух основных факторов: 1) кастовый строй, 2) религиозная идеология (буддизм, брахманизм, необрахманизм). Общество было поделено на 4 основные касты или варны: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы) и самая низшая каста – шудра (наемные работники, слуги, рабы). Шудры не имели никаких прав, только обязанности. Потомки дравидов, так называемые парии, относились к самой низшей касте и влачили жалкое существование.

В соответствии с таким разделением у брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные, у кшатриев – сила и мужество, у вайшьи – трудолюбие и терпение, у шудры – покорность. Идеальное воспитание, на которое могли претендовать только высшие касты, предусматривало умственное развитие, духовное, физическое совершенство, любовь к природе и к прекрасному, самообладание и сдержанность. Содействие общему благу считалось наивысшим проявлением нравственности.

К середине 1-го тысячелетия до н.э. в Индии сложилась определенная традиция семейно-общественного воспитания. При этом на первой ступени воспитания, т.е. в семье, систематическое обучение отсутствовало и для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения под названием упанаяма. Следует отметить, что возраст на который приходился ритуал инициации и дальнейшее содержание обучения для представителей различных каст были разными (8 лет – для брахманов, 11 – для кшатриев, 12 – для вайшьев). Длительность обучения обычно не превышала 8 лет, но в некоторых случаях составляла11 - 12 лет (брахманы).

Программа обычного образования подразумевала пересказы вед, обучение чтению и письму. Повышенное образование в программу которого входили поэзия, литература, грамматика, философия, астрономия, математика, получали лишь немногие юноши. Содержание такого образования было весьма сложным (достаточно сказать, что в Древней Индии были впервые введены ноль и счет с помощью 10 знаков, которые в дальнейшем были заимствованы арабами и европейцами. Специальных помещений для учебных занятий тогда не было и обучение обычно проходило на открытом воздухе или в доме у учителя. Это привело к образованию семейных школ, где мужчины обучали молодежь.



Отличительная особенность обучения в Древней Индии – его словесно-звуковой характер. Это объясняется, во – первых, тем, записи делались на пальмовых листах, которые хранились недолго. Во-вторых, устное слово считалось наиболее достоверным способом передачи информации. Ученики выслушивали, заучивали и анализировали ведические тексты, а также помогали по дому и по хозяйству учители, соблюдали пост (это тоже была часть обучения). Нередко юноши, особенно получавшие повышенное образование, продолжали посещать своего учителя (гуру), дав толчок, появлению лесных школ.

В середине 1-го тысячелетия в истории древнеиндийской цивилизации начинается новая эпоха, основанная на новой религии – буддизме. Буддизм отверг принцип неравенства каст, обратился к отдельной личности и провозгласил равенство людей по рождению. Главной задаче воспитания, согласно буддизму является совершенствование души человека.

В буддийскую эпоху происходят изменения в учебной программе. Приоритетное внимание стали уделять изучению грамматики санскрита, который с 1-го века н.э. становится ведущим языком в Северной Индии. В это время уже существовал древнейший индийский слоговой алфавит – брахми. Использование алфавитно-слогового письма заметно повышало эффективность обучения.

Элементарное образование получали в религиозных школах вед (акцент делался на интеллектуальном образовании с элементами религии) и светских учебных заведениях (обучение имело более практический характер).

В некоторых буддийских монастырях давали повышенное образование с изучением древних трактатов по философии, математике, медицине и пр. В учебных заведениях наставник занимался отдельно с каждым учеником и получал денежное вознаграждение.

Период со 2-4 вв. получил название необрахманизма. Взгляды на воспитание в этот период значительно изменяются и воспитание рассматривается как способ помочь человеку различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным. Число школ увеличивается и происходит дифференциация на начальную школу (толь) и учебное заведение более высокого уровня – аграхар. Аграхары представляли собой сообщества гуру и учеников, программы которых постепенно приближались к жизненным потребностям. Доступ в них был расширен для представителей разных каст, что расширяло социальный круг учащихся.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Семейное и общественное воспитание в Древнем Египте | Развитие образовательно-воспитательных систем в Древнем Китае

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2629; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.