Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая мысль позднего средневековья. Западно-европейская образовательная система раннего средневековья

Западно-европейская образовательная система раннего средневековья

Философско-образовательные идеи раннего средневековья

Монашество и его роль в развитии европейской системы образования

ТЕМА 9. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ СТАНОВЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (X- нач. XVII вв.)

5. Развитие западноевропейской школы в 15 – начале 17 вв.

1. Монашество и его роль в развитии европейской системы образования. Носителями христианской педагогики были в первую очередь служители католической церкви. Идеалом являлась усредненная верующая личность. Образец воспитания должно было давать монашество, которое к периоду средневековья было довольно распространено.

В основе института монашества лежала идея воплощения аскетического идеала, которая была основана на противостоянии духа и тела. Базу для аскетического идеала образует жажда спасения и порыв к Богу. Аскетизм предполагает самоотречение, исключение себя из повседневного общения, а следовательно, уход из мира.

Еще в 1 веке в римской общине некоторые христиане воздерживаются от брака и половых отношений и постепенно авторитет таких людей растет. Они начинают причисляться к столпам церкви наравне с пророками, апостолами и мучениками. Общим для них была борьба с плотью во имя спасения уши и единения с Богом. Большинство аскетов предпочитали селиться в пустынях. Кто-то жил в одиночку, а некоторые обособлялись в группы, жизнь в которых была основана по принципу общежития. Объединение в группы происходило стихийным образом, прежде всего из-за того, что известные аскеты привлекали к себе последователей, которые объединялись вокруг учителя и добровольно подчинялись его руководству (а затем и руководству указанных им учеников). Таким великим пустынником был, в частности, Антоний Египетский, которого считают основателем монашества. Его преемники продолжали его дело, создавая колонии еремитов – лавры. Обитатели лавр поддерживали отношения с внешним миром и строили для посетителей специальные помещения. По данным историков в 4 веке у Антония было 6000 учеников.

Становление монашества связано также с именем бывшего солдата Пахомия, который еще до принятия христианства был аскетом и жил пустынником. Именно ему принадлежит мысль о создании монашеского общежития, в котором монахи были бы объединены и общностью служения Богу и общим ведением хозяйства. Пахомий строит несколько домов для монашеских общежитий, а в центре - церковь. Так возник первый монастырь Табеннизи (до 328 г.). В новых условиях монастырской жизни выделяются старшие, ответственные за тот или иной участок хозяйства. Кроме того, в функции старших входило наставление младших в вере и монашеской жизни. Они же руководили чтением братьев, определяя какие книги следует рать из библиотеки, и отвечая на вопросы, возникающие по ходу чтения.

Идеи Пахомия получили развитие в трудах Василия Великого. Организованные им монастыри получили название василианских, трудовая деятельность в которых стала сочетаться с учительской миссией, призванной нести в мир просвещение.

В период с 4-8 вв. монастырь постепенно становится не только средством индивидуального спасения, но и очагом христианства для мирян. Он хранит остатки римской образованности, хоть и в урезанном объеме, отдавая предпочтение христианским поэтам и писателям. Монастыри все активнее включаются в решение социальных, культурных и политических вопросов, что постепенно приводит к кризису раннего монашества (9-10 вв.), который выразился в так называемом «обмирщании» монастырей.

В 11 веке многие монастыри Италии, Франции становятся крупными учебными центрами, на базе которых существовали богословские школы (например, монастырь св. Виктора во Франции). Идея личного спасения начинает дополняться идеей спасения других. Но поскольку большинство монахов, как и мирян были поголовно неграмотны, среди них все чаще и чаще возникает мысль, что нужна не только вера, но и ученость. А для учености нужны школы, которые могут существовать только при определенной оседлости и с ориентацией на усредненный идеал. Для борьбы с еретиками за догму церкви требовались знания, а значит, нужно было обучать братьев, что требовало оседлости, библиотек, отдельных келий. И уже в 12-13 вв. многие монастыри имели свои школы средней ступени (studium particulare), а с середины 13 века при монастырях стали появляться школы высшей ступени (studium generalia): в Монпелье, Болонье, Кельне, Оксфорде. Появление таких школ делало возможным желательное направление преподавания для будущих проповедников. Курс обучения в таких школах был рассчитан на 6-8 лет, причем первые два года посвящались философии, вторые – богословию, церковной истории и праву, а последние – углубленному изучению богословия. Наиболее способные ученики по окончании курса становились лекторами, а через семь лет – магистрами. Так, спустя 13 лет и пройдя степень бакалавра, они могли стать магистрами богословия (это был высший сан во многих орденах), к которому приравнивался сан «общего проповедника», получаемый после успешной 25-летней проповеднической деятельности.

Таким образом, во многом благодаря развитию монашества в обществе создавались специфические социокультурные условия, которые способствовали повышению уровня интеллектуального развития западно-европейского общества. Христианская идея, воспроизводясь в монастыре, транслировалась в социальную сферу, усложняя и организуя ее.

2. Философско-образовательные идеи раннего средневековья.

С философской точки зрения главная цель воспитания заключалась в спасении души, а основой воспитания признавалось божественное начало. Светское воспитание было вторичным и предполагало необходимость освоения земного знания и мудрости.

Идеалом монашества провозглашалось нравственное воспитание, которое могло быть достигнуто путем постов, чтения религиозных текстов, самоконтроля над желаниями, мыслями, поступками. Однако такое воспитание не исключало необходимости приобретения светских знаний.

В период раннего средневековья возникло одно существенное противоречие, которое заключалось в том, что с одной стороны католическая церковь отвергала античную образовательную традицию как «языческую» мудрость, предпочитая знанию невежество, а с другой стороны уже в то время существовала небольшая группа христианских богословов, которые стремились спасти традиции Греко-римского образования. Античные традиции были использованы ими в период 5-6 вв. при обосновании иной системы воспитания и обучения. Так, например, Боэций и Кассиодор создали первые средневековые учебники по арифметике, логике, музыке и др., а также программы средневековых учебных дисциплин – семи свободных искусств, истоки которых уходят в Римскую эпоху.

Важную роль в развитии педагогики в этот период сыграла схоластика (от лат. scola - школа), которая представляла собой универсальную философию и теологию, господствовавшую в обществе в период с 11-16 вв. Схоластика выработала культурные ценности, опиравшиеся на учение Аристотеля и христианское богословие. Среди наиболее известных схоластов можно назвать французского богослова и педагога Абеляра (1079-1142), Гуго Сен-Викторского (1096-1141), Винсента де Бове1190-1264), Фому Аквинского (1125-1274), Раймонда Луллия (1235-1316), Жана Герсона (1363-1429). Абеляр пытался соединить веру и разум, учил достигать высокого общественного положения с помощью образования, призывал учеников к творчеству. Сен-Викторский, создав свой известный трактат о системе средневековой образованности «Дидаскалион» фактически свел воедино тогдашние знания по преподавания в высшей школе, подчеркнув неразрывную связь между религиозными и светскими началами в воспитании. Винсент де Бове ставил в воспитании на первое место нравственность и призывал к смягчению методов воспитания, считая телесное наказание крайней мерой и предлагая завоевывать интерес детей шутками и играми. Бове одним из первых обратил внимание на такие специфические качества детей как незлобивость, бескорыстие, слабоволие, искренность, капризность, необоснованный страх, которые необходимо учитывать в воспитательном процессе. Герсон также призывал учителей быть кроткими и терпеливыми с детьми, считая, что «руководить детьми легче ласками, нежели страхом». Предложения Луллии были довольно смелыми для того времени. Он предлагал начинать обучать детей на родном языке (в то время латынь имела абсолютное господство) и с детства приучать ребенка к труду, прививая ему навыки той или иной профессии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Образование и воспитание в Московском и Русском государстве (14-17 вв.) | Западно-европейская образовательная система раннего средневековья
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.