Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектика универсального и национального в образовании




 

Разочарование отечественных либералов в итогах европейского гуманистического опыта на рубеже XIX-XX веков стимулировало поиск духовного смысла исторического развития России. Он осуществлялся на основе синтеза общечеловеческих и национальных начал. В русской философии изучением этой проблемой занимались В. Соловьев и Е. Трубецкой. Находясь под влиянием работ В. Соловьева, Е.Н. Трубецкой попытался дать обоснование диалектике национального и общечеловеческого в историческом процессе. В его понимании, содержание культурно-исторической миссии России определялось соединением национального интереса с религиозным смыслом исторического развития.

Национальные чувства можно определить как чувства устойчивой привязанности к своей нации, к традициям, обычаям, культуре, быту, национальным и духовным ценностям. Они формируются внутри этнической общности людей, занимающих общую территорию, ведущих сходный образ жизни, говорящих на одном языке.

Национальное самосознание включает в себя такой спектр чувств как: национальная гордость и любовь к родине, радость, переживаемая при восприятии объектов национальной культуры, эмоционально поддерживаемая убежденность в справедливости идеологических положений и политических шагов, которые выражают интересы национального развития и субъективно представляются как интересы своего народа.

Диалектика национального и универсального отражается и в национальном характере. Национальный характер это сумма признаков, отличающая людей одной от людей другой национальности, комплекс физических и духовных качеств, который отличает одну нацию от другой. Это компонент психического склада нации, который определяется как система отношений конкретной этнической общности к различным сторонам окружающей действительности, закрепившаяся и проявляющаяся в устойчивых стереотипах мышления, эмоционального реагирования и поведения в целом. Националистическая психология обладает устойчивостью и заразительностью. Однажды воспринятая психикой, она с большим трудом поддается изменению. Этнические установки и стереотипы такого рода сохраняются в психике людей в виду того, что поведение, построенное при их помощи облегчает групповую солидарность.

Наличие установок на конкретный объект, сходных по направленности и по интенсивности их проявления, служит фактором, объединяющим людей на основе общей симпатии и антипатии. Установка изменяет внимание, восприятие, мнение и поведение людей в ситуациях, затрагивающих межнациональные отношения и связи.

Этнический стереотип содержит в себе устойчивое ядро, определенный комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и пр. Кроме того, этнический стереотип содержит также ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. В определенных случаях этнические установки и стереотипы могут порождать враждебность между представителями различных наций.

Враждебность представителей одной нации к другой часто возникает под влиянием соответствующего воспитания, и имеет определенные причины социально-психологического характера, связанные с явлением «этноцентризма» (совокупность массовых иррациональных представлений о собственной этнической общности как о центре, вокруг которого группируются все остальные). В основе этноцентризма лежат этнические и национальные предрассудки (установки предвзятого отношения без достаточных на то оснований) и националистические настроения.

Таким образом, национальные особенности заслуживают изучения не только ради познавательного, этнографического интереса. Знание этих особенностей помогает глубже вникать в сущность современных проблем, лучше понимать причину явлений и процессов, механизмы взаимодействия общественных и политических сил.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Покажите соотношение категорий свободы и необходимости в педагогики и философии образования. Что представляет собой свободная целесообразность?

2. В чем заключается сущность нового педагогического мышления?

3. Определите роль ценностных и смысловых категорий в воспитании человека

 

Темы для самостоятельной разработки:

 

Тема 1. Сущность идеи демократизации образовательного процесса и ее корни в истории педагогики;

Тема 2. Поиски путей гуманизации воспитания и гуманитаризации образования;

Тема 3. Формирование основ нового культурно-образовательного и социально-педагогического мышления.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящий курс лекций вошли наиболее важные по содержанию вопросы истории педагогики и философии образования, которые могут быть углублены при необходимости студентами за счет изучения основной и дополнительной литературы, предлагаемый в заключительной части настоящего курса.

Настоящий курс лекций является необходимым для будущей профессиональной деятельности студентов, поскольку в систематизированной форме излагает понятийно-категориальный аппарат истории педагогики и философии образования, а также рассматривает основные педагогические идеи концепции прошлого.

Полученные в процессе изучения данного курса знания, позволят будущим педагогам сформировать систему знаний о предпосылках возникновения и развития теории и практики воспитания, образования и обучения, а также расширить представления о социально-деятельной структуре личности и ее отношениях с окружающим миром. Полученные знания могут быть применены в процессе самосовершенствования, саморазвития.

Курс лекций «История педагогики и философия образования» не претендует на широту изложения. С рядом идей и теорий, существовавших в разные исторические периоды, студенты могут успешно самостоятельно ознакомиться. Представленный в курсе лекций материал содержит наиболее значимую информацию, которая, по сути, является основой педагогической культуры будущих педагогов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.