Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Россия в ХVII в




В истории России ХVII столетие – переходное время, канун Петровских реформ и нового времени. Новое московское правительство, первостепенную роль в котором играл отец царя патриарх Филарет, руководствовалось принципом: все должно быть по старине.

Вместе с тем некоторые реформаторские идеи нашли отражение в русской жизни. Существенное место в общественно-политической сфере стал занимать Земский собор. Его роль и компетенция значительно возросли. Отличительной особенностью его качественного состава стал выборный элемент вместо должностного, что позволяет увидеть в этом факт сословного представительства западного образца. Следует отметить и другое. Активная работа Земских соборов в этот период была обусловлена временной потребностью нового правительства преодолеть последствия Смуты. Выборным на соборе предписывалось, как правило, лишь изложить свое мнение, а принимать решение должна была верховная власть. Состав Собора был изменчив, лишен устойчивой организации и назвать его всесословным нельзя. Механизм центрального управления восстанавливался по старым образцам – в форме приказов. Во второй половине ХVII в. усилилась тенденция централизации власти. Традиционная монархия с Боярской думой постепенно уступала место абсолютной монархии. В царствование Алексея Михайловича все реже собирались Земские соборы, снижалась роль Боярской думы и все более разветвленной становилась приказная система.

В 1649 г. на Земском соборе было принято Соборное уложение – основы законодательства России. В нем утверждался принцип централизованного государства с авторитарной властью царя, ограничивались корпоративные интересы церкви. Соборное уложение завершило юридическое оформление системы крепостного права: сыск беглых крестьян становился бессрочным, устанавливалась наследственность крепостного состояния, жители посадов были прикреплены к тяглым посадским общинам. Уложение также утверждало, что царь в управлении опирается на чиновничество – дворян. Власть стремилась к тому, чтобы все в государстве делалось в соответствии с законом, а сами законы были крайне жестокими. Фальшивомонетчикам, например, заливали горло расплавленным свинцом и оловом, за царское бесчестие вырезали язык. Все эти нововведения сдерживали поступательное развитие России, удаляли ее от западной цивилизации. Российский абсолютизм отличался от западноевропейского. Его социальной основой было дворянство и общинная организация крестьян вместо третьего сословия и буржуазии.

Несмотря на эти тенденции, ХVII в. был важным этапом в развитии экономики России. Развивается товарное производство, возникают мануфактуры, складывается единый всероссийский рынок.

Парадокс описываемой эпохи состоит в том, что Алексей Михайлович, получивший прозвище «тишайшего», правил в эпоху, которую называли «бунташным веком», так как народные восстания сотрясали страну. Самое крупное восстание в середине века (1648) произошло в Москве под названием «соляного бунта», а вскоре вспыхнул «медный бунт». Причем оба мятежа были вызваны не какими-либо иррациональными причинами, а непосредственными экономическими решениями царской власти. Правление Алексея Михайловича связано также с многочисленными войнами, требовавшими значительных расходов. Ликвидируя дефицит в бюджете, власть увеличила налог на соль, что привело к резкому удорожанию основного продукта питания городских низов – соленой рыбы, что и вызвало взрыв народного возмущения, со всеми последствиями русского бунта – «бессмысленного и беспощадного». Решением, вызвавшим сходные результаты, стало уравнивание номинальной стоимости медной и серебряной монеты во внутреннем обращении. В сочетании с политикой выплаты государством в медной монете и сборе налогов в серебряной оно привело к вымыванию серебра из денежного оборота и резкому падению уровня доходов низших сословий, мало связанных с натуральным хозяйством.

Однако самым значительным было восстание под предводительством донского казака Степана Разина (1667-1671). В восстании участвовали крепостные крестьяне, городские низы, работные люди, а также чуваши и марийцы, мордва и татары. Однако главной движущей, а одновременно и военной ударной силой было такое особое российское сословие как казачество, игравшее весьма важную роль в событиях смутного времени, когда казаки и их атаманы порой претендовали на роль вершителей исторических судеб страны. Соответственно, как впрочем и в случае восстания Пугачева (1773-1775), восстание Разина вряд ли правомерно определять как крестьянскую войну, несмотря на участие в ней крепостных крестьян.

Массовость выступлений свидетельствовала о том, что Россия нуждалась в глубоком реформировании, в особенности духовной сферы, поскольку оставалась религиозным обществом. Церковь настаивала на том, что все неправославные, даже если они христиане, - «поганые». Религиозная регламентация, таким образом, сдерживала процесс изменений в обществе. В силу этих обстоятельств в обществе наметились два общественных течения, отражающих желания «теоретиков и практиков» ориентироваться на Европу и стремления части общества и духовенства не допускать перемен. Эта ситуация отразилась в расколе русской православной Церкви. В 1653-1655 гг. патриарх Никон произвел церковную реформу, против которой выступил протопоп Аввакум со своими сторонниками. На той и другой стороне были люди разных слоев, разного социального статуса. Заседавший в 1666-1667 гг. в Москве церковный собор признал, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх в делах церковных. Церковная реформа показала, что общество поддается изменениям. Эти события породили раскол в Русской православной церкви, последствия которого не преодолены вплоть до настоящего времени.

Таким образом, объективная необходимость перемен к концу ХVII в. была очевидна. Готовились они на протяжении целого века. Однако сроки и методы, конкретное выражение реформ в значительной степени зависели от субъективных факторов, прежде всего, от личности реформатора и его ближайшего окружения.

Внешняя политика Московской Руси в XVII в. Активную внешнюю политику Россия продолжала проводить и в XVII в. Внешнеполитический курс страны был нацелен на решение трех основных задач, связанных с территориальными утратами, вызванными периодом слабости государственной власти Руси:

- воссоединение с украинским и белорусским народами;

- обеспечение выхода к Балтийскому и Черному морям;

- достижение безопасности южных границ от набегов крымского хана.

Необходимо было отобрать Новгород у Швеции, Смоленск у Польши, а также заставить польского королевича Владислава отказаться от притязаний на московский престол. Войны со Швецией (XVI-XVII вв.) Россия вернула Новгород, но потеряла все побережья Финского залива. В 16-18 в. было заключено перемирие с Речью Посполитой, по которому Россия вынуждена была отдать Польше Смоленск, Черниговские и Северские земли. По Поляновскому миру (1634 г.), который завершил Смоленскую войну (1632–1634 г.) Смоленск и Северская земля остались у Польши. Русская делегация сумела, однако, заставить польского короля Владислава IV отказаться от претензий на московский престол, признать Михаила Романова русским царем. Несмотря на невыгодные для России условия, Поляновский мир явился определенным успехом русской внешней политики. Он разрешил династическую проблему и укрепил международный авторитет династии Романовых. Русские земли, оставшиеся после Поляновского мира во владениях Польши, были возвращены России в результате русско-польской войны (1654–1667 гг.)

Главным успехом внешнеполитической деятельности российского правительства в середине XVII в. было объединение Украины с Россией. В 1648 г. на Украине началось восстание против поляков, переросшее в освободительную войну, охватившую и Белоруссию. Во главе движения, главную силу которого составляли запорожские казаки, стоял Богдан Хмельницкий. Повстанцы обращаются за помощью к Москве. В 1653 г. Земский собор принял решение о воссоединении Украины с Россией. В январе 1654 г. Рада (Совет) в Переяславле также приняла решение о вхождении Украины в состав России (вошла лишь левобережная Украина с Киевом, правобережная Украина осталась в составе Речи Посполитой вплоть до разделов Польши в конце XVIII в.).

Хотя Украина и объединилась с близким по вере и культуре народом, однозначно говорить о прогрессивном значении воссоединения нельзя. Длительное время украинские и белорусские земли входили в состав Литвы, затем Речи Посполитой, развивались в иных условиях, нежели Россия. Местные феодалы и горожане не знали самодержавного гнета, пользовались правами, привилегиями и свободами, каких не было в Московском государстве. Политика Москвы мало считалась с тем фактом, что по условиям договора 1654 г. украинские земли получили автономию и должны были управляться выбираемым на Раде гетманом. В условиях оформления российского самодержавия Украина постепенно теряла элементы автономии в составе империи. На нее распространялось крепостное право, а остатки самостоятельности были утрачены в 80-х гг. ХVIII в. при Екатерине II.

В 1686 г. Россия заключила с Речью Посполитой «Вечный мир», по которому Киев был закреплен за Россией.

С 1656 г. Россия вела войну со Швецией за побережье Финского залива, но неудачно и побережье осталось у Швеции.

В 1677 г. началась русско-турецко-крымская война, закончившаяся в 1681 г. Бахчисарайским перемирием, по условиям которого Турция признала права России на Киев. Походы на Крым закончились неудачно и Россия не смогла получить выходы к морям, что станет задачей русской политики уже следующего века.

Среди успехов российской внешней политики – присоединение Восточной Сибири. Еще в первой половине ХVII в. русские землепроходцы В. Поярков и С. Дежнев достигли берегов Тихого океана. Приамурье вошло в состав России, что вызвало недовольство правителей Маньчжурии. Нерчинский договор 1689 г. установил границу между владениями Китая и России по Амуру и его притокам. Территория близ Охотского побережья оставалась без разграничения.

Таковы были основные направления внешнеполитической деятельности России, ее успехи и неудачи в условиях формирования централизованного государства и накануне становления абсолютной монархии.

Культура Московского государства (ХIV-ХVII вв.)

Рассматривая проблемы русской культуры этого времени, многие историки подчеркивают влияние монголо-татарского ига на ее развитие.

Видные российские историки С.М. Соловьев и В.О. Ключевский считали, что, несмотря на заимствования восточных терминов, элементов одежды, оружия, предметов декоративно-прикладного искусства, монголо-татарское иго отрицательно сказалось на русской культуре. В пожарах сгорели библиотеки, сократилось количество школ при церквах и монастырях, что привело к снижению образовательного уровня древнерусского населения. Практически до середины ХIV в. русская культура находилась в упадке, по сравнению с предшествующим уровнем и лишь со второй половины ХIV в. начался этап ее возрождения. Этому способствовали две идеи: борьба против иноземцев и подъем национального самосознания, тяга к объединению русских земель.

Патриотизм, подвиги простых русских людей стали темами многих эпических и литературных произведений. В это время происходит как бы второе рождение героических былин, переосмысливаются прежние сюжеты. Борьба с татарами становится главной темой нового фольклорного жанра – песен. Наряду с историческими песнями создавались и другие литературные произведения. Среди них «жития» Сергия Радонежского, митрополита Петра, Стефана Пермского, Александра Невского. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина и др.

В ХIV в. в Москве был составлен общерусский летописный свод, а в середине ХV в. – «Хронограф» обзор по всемирной истории, в который была включена и история русских земель. Большую роль в создании историко-литературных произведений сыграл митрополит Макарий. Написанные им и его соратниками труды закрепляли авторитет церкви.

Наиболее ярким примером бытового жанра ХVI в. стал «Домострой», где содержались советы по воспитанию детей, ведению хозяйства уплаты налогов и др.

К важнейшим событиям русской культурной жизни ХVI в. относится начало книгопечатания. В 1525 г. белорусский просветитель и ученый основал типографию в Вильно, а Москве первая типография Ивана Федорова появилась в 1533 г. Русская культура в этот период становится более мирской, как бы освобождается от влияния церкви. Церковь уже не могла претендовать на исключительное владение умами людей. Среди торгово-ремесленного люда Москвы существенно возросло число грамотных. Обучение грамоте обычно было домашним, то есть детей отдавали «грамотеям» для помощи в домашнем хозяйстве, чтобы те попутно учили их грамоте. Существовали немногочисленные школы при церквях. В 1687 г. в Москве появилось первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия. Студентами этой академии становились выпускники типографской школы и молодежь из бояр. Они изучали грамматику, философию, богословие, физику и так далее. Только за вторую половину XVII в. печатный двор в Москве издал 450 тысяч букварей и других учебных книг, не считая церковной литературы.

В ХVI в на Руси стало возрождаться ремесленное производство, в основном железоделательное, ювелирное, а также искусство резьбы по кости и дереву.

В ХIV-ХV вв. Окончательно сложились иконописные школы отдельных земель. В древнерусских церквах появились высокие иконостасы, заменившие прежние алтарные преграды. Расцвет московской школы живописи начался с 80-х гг. ХIV в. и связан с именем Андрея Рублева. Главная идея иконописца - объединение русских людей во имя мира и покоя, постижения нравственной чистоты. Вершиной творчества Рублева считается икона «Троица», написанная в память Сергию Радонежскому.

Для зодчества ХVI в. характерно возобновление каменного строительства. Домовую церковь московских государей – Благовещенский собор. Возводили псковские мастера, а Успенский и Архангельский строили итальянские мастера. Возникает новый тип храмовой архитектуры – шатровый. Первой каменной шатровой церковью стала церковь Вознесения в селе Коломенском по Москвой, построенная в 1532 г. в честь рождения Ивана IV. Еще один шатровый храм – Покровский собор (Собор Василия Блаженного), был построен на Красной площади в 1555-1560 гг. в честь взятия Казани.

Итак, в конце ХV-ХVI вв. русское искусство утратило черты отдельных школ, превратилось в общенациональное, а признанным центром культурной жизни стала Москва.

Культура Московского государства в ХVII в. Сложное, «бунташное» ХVII столетие завершило период средневековой истории России. В российском обществе того времени сосуществовали элементы старого и ростки нового.

Можно отметить следующие особенности развития культуры XVII в.:

- ослабление роли ее религиозной составляющей;

- обретение культурой светского характера;

- проявление в культуре демократических тенденций.

Происходившие изменения в экономической жизни, усложнение системы государственного управления, расширение контактов с зарубежными странами – все это требовало развития просвещения и повышения уровня грамотности. Русская культура в этот период становится более мирской, как бы освобождается от влияния церкви. Церковь уже не могла претендовать на исключительное владение умами людей. Среди торгово-ремесленного люда Москвы существенно возросло число грамотных. Обучение грамоте обычно было домашним, то есть детей отдавали «грамотеям» для помощи в домашнем хозяйстве, чтобы те попутно учили их грамоте. Существовали немногочисленные школы при церквях. В 1687 г. в Москве появилось первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия. Студентами этой академии становились выпускники типографской школы и молодежь из бояр. Они изучали грамматику, философию, богословие, физику и так далее. Только за вторую половину XVII в. печатный двор в Москве издал 450 тысяч букварей и других учебных книг, не считая церковной литературы.

В литературе сформировалось демократическое светское направление (биографическая повесть, бытовая и сатирическая повести). Активизировалась общественная мысль и публицистика. Расширились географические знания, чему способствовали материалы, собранные русскими первопроходцами в Сибири и на Дальнем Востоке. Традиции старого и черты нового отразились также в зодчестве и живописи. В культуре России все больше просматривалось воздействие Запада.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.