Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маржинальный анализ




Маржинальный анализ — это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственных взаимосвязей между объемом продаж, себестоимостью продукции, соотношением переменных и постоянных затрат и прибылью. Затраты — выраженные в денежной

форме расходы, которые организация несет, осуществляя свою хозяйственную деятельность.

Расходы, произведенные организацией в отчетном периоде, включаются в себестоимость производства и реализации продукции, которая представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Расходы, образующие себестоимость продукции, группируются по экономическому содержанию по следующим элементам: материальные; на оплату труда; отчисление на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие. Для анализа себестоимости используются данные бухгалтерского учета и отчетности.

Перечень статей расходов, их состав и методы распределения по видам продукции определяются отраслевыми методическим рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции с учетом характера и структуры производства. Расходы, включенные в состав себестоимости производства и реализации продукции, подразделяются на постоянные и переменные. Постоянные – это расходы организации не связанныефункциональной зависимостью с объемом производимой продукции (расходы на аренду, содержание помещений и т.д.). Эти виды расходов могут меняться из-за внешних факторов, таких как изменения ставок арендной платы; тарифов на электроэнергию, связь и другие коммунальные услуги; норм начисления амортизации.

Переменные — это расходы организации, связанные функциональной зависимостью с объемом производимой продукции (расходы сырья, материалов, зарплата работников, определяемая по методу «сдельной оплаты», расходы на электроэнергию, топливо для производственных нужд и т.д.).

Отношение переменных затрат и выручки от продаж продукции называется коэффициентом пропорциональности (а):

 

где S пер — сумма переменных затрат;

N — выручка от продажи продукции.

Сумму полных затрат организации на производство и реализацию продукции можно выразить формулой:

S = S пер + S пост,

или (используя коэффициент пропорциональности):

S = S пост + aN,

где S — полная сумма затрат на производство и реализацию продукции;

S пост — сумма постоянных затрат;

S пер — сумма переменных затрат;

a — коэффициент пропорциональности;

N — выручка от продажи продукции.

Маржинальный доход (M) — это выручка от продажи продукции

(N) за вычетом переменных затрат:

M = NS пер.

Если выручку (N) представить как сумму постоянных (S пост), переменных (S пер) расходов и прибыли (P) от продаж продукции, то маржинальный доход можно определить также:

M = S пост + P.

Маржинальный анализ позволяет изучить зависимость прибыли от продаж от объема реализованной продукции, переменных и постоянных затрат, а также цен на продукцию. В процессе маржинального анализа определяются порог рентабельности (безубыточный объем продаж) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат; оценивается влияние факторов на критический безубыточный объем продаж; устанавливается зона финансовой прочности, т.е. объем продаж, превышающий безубыточный объем продаж; объем продаж для получения заданной прибыли от продаж.

Организация достигает в своей деятельности за определенный временной отрезок порога рентабельности (безубыточности), когда объем продаж продукции полностью «покрывает» сумму постоянных и переменных затрат, не принося ни прибыли, ни убытков, т.е.:

N = S пост + S пер.

В этом случае объем выручки называется критическим объемом продаж (N кр):

или

(6.7)

где S пост — сумма постоянных затрат;

α — коэффициент пропорциональности.

Моделируя формулу критического объема продаж, можно получить:

 

Определим критический объем продаж (точку безубыточности) при условиях: сумма постоянных затрат — 20 млн руб., сумма переменных затрат — 30 млн. руб., сумма выручки от продаж —60 млн руб. Используем формулу (6.2):

 

Зона финансовой прочности будет составлять 20 млн руб. (60 – 40).

Важным моментом в маржинальном анализе является изучение влияния факторов (постоянных и переменных затрат и цен) на критический объем продаж в натуральном выражении (q кр). Выразим N кр как произведение количества реализованной продукции (q) на цену (p):

 

Тогда

откуда

где S1 пер — удельные переменные затраты на 1 ед. продукции.

Используя эту формулу, можно рассчитать влияние факторов на критический объем реализуемой продукции.

1. Влияние изменения постоянных затрат:

 

2. Влияние изменения переменных затрат:

 

3. Влияние изменения цен:

 

Осуществляя хозяйственную деятельность, организация ставит цель: получение заданной прибыли. Сумму прибыли от продаж можно определить исходя из формулы выручки от продаж (N), представленной в виде суммы постоянных (S пост) и переменных (S пер) затрат и прибыли от продажи продукции (P): N = S пост + S пер + P, преобразовав данное выражение, получим: NS пер = S пост + P,

т.е. величину маржинального дохода, формирующую прибыль. Тогда объем продукции для получения определенной прибыли будет (q p):

где S пост — сумма постоянных затрат;

P — планируемая сумма прибыли от продаж;

Z — цена 1 ед. продукции;

S1 пер – сумма переменных затрат на 1 ед. продукции.

Подставляя в данную формулу планируемую прибыль, рассчитаем необходимый для этого объем продажи продукции в натуральном выражении, а умножив объем на цену, определим стоимостное выражение выручки от продаж.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.