КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие государства
Государство представляет собой сложную структуру, включающую в себя суверенную, универсальную организацию политической власти, призванную обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющую свою территорию, аппарат принуждения и взимающую налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций, выражающую интересы его граждан, социальных групп. Попытки дать его определение, предпринимаемые ученными, политическими деятелями, мыслителями сводились главным образом к перечислению наиболее значимых общепризнанных признаков государства: 1. Административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы). 2. Наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству (гражданство). 3. Наличие публичной легитимной власти, имеющей три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. 4. Обладание суверенитетом (состояние независимости государственной власти при решении как внутренних, так и внешних задач). 5. Наличие особого аппарата управления, обеспечивающего выполнение функций государства. 6. Единая денежная система, единое экономическое и правовое пространство. 7. Существование системы взимания налогов. 8. Наличие внешней атрибутики: гимн, герб, флаг, столица. Средствами, с помощью которых государство организует и управляет обществом, являются: Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Власть – способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью воли, авторитета, права, насилия. С учетом перечисленных признаков государство можно определить какполитико-территориальную организацию общества, которая осуществляет руководство обществом с помощью системы государственных органов и права. Сущность государства – то главное, что определяет его содержание, цели, функционирование, иными словами раскрывает социальное предназначение государства. Сущность государства выражается в реализации государством политической воли определенного класса. Из сущности государства вытекает и его социальное назначение, то есть обеспечение посредством права объективно возможных благ для всех слоёв населения. Форма государства – организация государственной власти, обусловленная его сущностью и социальным назначением. В юридической науке традиционно в форме государства принято выделять три взаимосвязанных элемента: - форма правления – это порядок образования и организации верховной государственной власти. Различают монархическую и республиканскую форму правления; - форма территориального (государственного) устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности, между центральными и местными органами. Основными видами государственного устройства являются: унитарное (простое) государство, федеративное государство и конфедерация. - политический режим - это совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых реализуется государственная власть. Различают два основных вида политического режима – диктатура и демократия. Сущность и социальное назначение государства проявляются в его функциях, в его многогранной деятельности. Функции государства различают: 1. по сферам общественной жизни (политические, экономические, социальные, идеологические, экологические, юридические и др.); 2. по территориальному признаку (внутренние (правотворческая функция: принятие законов и иных нормативных актов; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; определение общих программ экономического развития, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием (административно-хозяйственная функция); осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и таможенной политики (функция финансового контроля); обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция охраны правопорядка); оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества (социальная функция); осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды (экологическая функция) и внешние (обеспечение обороноспособности страны, взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества.); 3. по времени исполнения (постоянные и временные). Каждое государство представляет собой четкую и хорошо структурированную организацию власти, которая обеспечивает выполнение стоящих перед ним целей и задач. Звеньями такой властной структуры являются государственные органы. Государственный орган – это специально созданная организация, имеющая строго определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Объединенные в единую систему органы государства образуют аппарат государства. Наиболее совершенным и справедливым государством является правовое государство, т.е. государство, осуществляющее управление делами гражданского общества посредством издания законов, закрепляющих и гарантирующих неотъемлемыми права и свободы человека, выражающих интересы всех слоёв населения. Теоретические разработки позволили юридической науке сформулировать признаки правового государства, или критерии, которым должно отвечать государство, претендующее называться правовым. В настоящее время принято выделять пять основных признаков правового государства: 1. господство права в общественной и политической жизни; 2. принцип разделения властей; 3. незыблемость прав и свобод личности, их гарантированность и реальность осуществления; 4. взаимная ответственность государства и личности; 5. легитимность власти. Господство права предполагает правовую организацию государственной власти, т.е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе законов; правовой характер принимаемых законов, которые по своему содержанию должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека; связанность государства им же созданными законами; самоограничение государства законом, установление рамок для деятельности государства и его органов; верховенство конституционного закона в системе нормативных правовых актов государства, прямое действие конституционных норм. Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное существование и функционирование трех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной, каждая из которых служит своеобразным противовесом другой. Данный принцип означает, что все споры и конфликты между ветвями власти разрешаются правовым путем. Незыблемость и гарантированность прав и свобод личности означает, что правовое государство может считаться таковым лишь в случае, если оно устанавливает, закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, равенство всех перед законом. Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство вправе не только требовать от личности выполнения установленных законом обязанностей, но и само несет перед личностью определенные обязанности. Следовательно, личность может требовать от государства реальности закрепленных прав и свобод, защиты их от нарушений. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений, а также актов государственных органов и должностных лиц, которыми были нарушены права и свободы граждан. Легитимность власти означает ее формирование в строгом соответствии с Конституцией и действующим законодательством с соблюдением принципов гласности, прозрачности и подконтрольности со стороны общества. В числе названных признаков правового государства стержневым является признак господства права. Без него не возможна нормальная жизнедеятельность общества.
3. Понятие права. Обычно право воспринимается как совокупность правил поведения, установленных государством в качестве общеобязательных и обеспеченных в случае их невыполнения принудительной силой государства. При таком подходе выделяются следующие признаки права: Право – это выраженная в системе общеобязательных правил поведения государственная воля общества. Признаки права: Ø право – это, прежде всего система норм; Ø право исходит от государства, т.е. принимается, санкционируется или признается им; Ø право охраняется государством – нарушение норм права должно повлечь государственное принуждение; Ø обязательность права, состоит в том, что нормы права распространяют своё действие на все субъекты, нормы права обязательны для всех; Ø право выступает регулятором всех общественных отношений. Для того, чтобы право было воспринято сознанием, оно должно быть материально оформленным. Формой существования (выражения) права являются письменно оформленные документы, исходящие от государственных органов и содержащие нормы права. Норма права – государственно-властное предписание, общеобязательное правило, направленное на регулирование общественных отношений. Есть нормы, которые прямо не регулируют общественные отношения, но необходимы для правового регулирования общественных отношений. Например, декларативные нормы, нормы-принципы и т.д. Главным делением правовых норм признается деление их на следующие виды: Ø Регулятивные, их еще называют правоустановительными, поскольку в них содержатся предписания, предоставляющие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности. Ø Охранительные – устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности и другие принудительные меры защиты субъективных прав. В зависимости от характера и отраслевой принадлежности предусмотренной санкции охранительные нормы классифицируются на: уголовно-правовые, гражданско-правовые, административные, дисциплинарные. Регулятивные нормы по своему содержанию делят на: императивные, т.е. не допускающие никаких отступлений и диспозитивные, т.е. допускающие поведение адресата норм по соглашению с партнером. Структура правовой нормы – это ее внутреннее строение, состоящее из ее элементов. Структура правовой нормы согласно общепризнанной точке зрения состоит из 3-х элементов: 1. Гипотеза – это указание на условия и обстоятельства, при которых реализуется данная норма; 2. Диспозиция – это содержание нормы, т.е. устанавливаемое нормой само правило поведения; 3. Санкция – это ответственность за неисполнение. Нормы права существуют для того, чтобы активно воздействовать на поведение людей, регулировать общественные отношения. Влияние права на поведение людей осуществляется через их волю и сознание. Благодаря правовому регулированию люди могут поступать так, как это предписывается нормами права. Их поведение упорядочивается, приводится в соответствие с потребностями общественного развития, общими и индивидуальными интересами граждан государства. Под источником права современная юридическая наука понимает официальные и иные способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значения. Иначе говоря, это – внешняя форма выражения права. В качестве форм (источников) права признаются: - правовой обычай; - правовой прецедент; - правовая доктрина; - договоры нормативного содержания; - нормативно-правовой акт; - религиозные нормы. Правовой обычай представляет собой обычай, который получил признание и одобрение со стороны государства и, следовательно, его защиту. Правовой прецедент – главный источник права в государствах, принадлежащих к англосаксонской правовой семье. Под правовым прецедентом понимается решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое принимается за обще обязательное правило при решении впоследствии аналогичных дел. Правовая доктрина – это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения ученых – юристов. Договоры нормативного содержания представляют собой соглашение между субъектами, призванное урегулировать их отношения путем закрепления взаимных прав и обязанностей, которые субъекты обязуются добровольно выполнять. Религиозные нормы основываются на религиозных воззрениях и играют большую роль в обществах, где та или иная религия является официальной, общегосударственной. Нормативно-правовой акт в большинстве государств служит главным источником и формой права. Он представляет собой акт, закрепляющий нормы права, то есть правила поведения, установленные государством и обеспеченные возможностью применения принуждения со стороны государства. Для нормативно-правового акта характерны следующие признаки: Ø нормативный правовой акт исходит от государства; Ø существует особый порядок (процедура) принятия этого акта; Ø используется письменная форма и сам акт оформляется в специальном виде; Ø иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов; Ø содержание акта составляют правила поведения. Нормативные правовые акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Законы принимаются представительными органами, подзаконные акты – всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами. Закон – это нормативный правовой акт, принятый представительными (законодательными) органами власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные для жизни общества общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Классификация законов: 1. Конституция 2. Конституционные законы 3. Законы о ратификации международных договоров 4. Программные законы 5. Кодексы 6. Обыкновенные законы 7. Декреты Президента Подзаконные правовые акты – это акты, изданные в соответствии с законом и ему не противоречащие. Это постановления, распоряжения, приказы, инструкции, решения. Действия любого нормативно-правового акта, как основного источника права, имеет свои пределы и ограничения. Эти ограничения различаются: Ø по кругу лиц; Ø по действию во времени; Ø по действию в пространстве. Под действием нормативно-правового акта во времени понимается с какого момента он начинает действовать и когда его действие прекращается. Определение времени начала действия нормативного акта связано со временем его официального опубликования в «Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь» и иных официальных изданиях. Нормативный правовой акт прекращает свое действие в случаях: - с истечением срока; - признание НПА неконституционным; - признание НПА утратившим силу; - отмена НПА. В отличие от действия нормативно-правовых актов во времени, их действие в пространстве связано с определением территории, на которой их нормы подлежат обязательной реализации. Нормативно-правовые акты высших и центральных органов государства действуют на всей территории государства или на обозначенной в них части этой территории. Нормативно-правовые акты местных государственных органов действуют в пределах территории, на которую распространяется их юрисдикция. С действием нормативно-правовых актов в пространстве тесно связано их действие по кругу лиц. По общему правилу нормативно-правовые акты государства действуют в отношении всех субъектов права, находящихся на его территории. Некоторые нормативно-правовые акты распространяют своё действие лишь на определённые категории лиц, государственных органов, организаций. Например, Закон «О милиции» действует в отношении органом милиции и их сотрудников. Закон РБ «О нормативных правовых актах РБ» конкретизирует перечень НПА и располагает их по юридической силе в следующей последовательности: 1. Конституция РБ; 2. Решение референдума; 3. Закон РБ. Среди законов выделяется кодекс; 4. НПА Президента; 5. Постановления палат Парламента; 6. Постановления СМ; 7. Акты Конституционного Суда, ВХС, Генпрокурора; 8. Постановления республиканского органа госуправления (министерств, Нацбанка); 9. Решения органов местного управления и самоуправления.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |