КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мышление как процесс
Для того чтобы человек мог жить и трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Предвидение предполагает обобщение единичных предметов и фактов и способность из этих обобщений делать определенный вывод. Этот многоступенчатый процесс – от единичного к общему и от общего к единичному – осуществляется благодаря особому психическому процессу – мышлению. Мышление – это психический процесс, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности в ее связях и отношениях. Мышление является предметом комплексных, междисциплинарных исследований. В философии изучается соотношение материи и мышления, возможности и пути познания мира с помощью мышления. Основные формы мышления рассматриваются формальной логикой. Социологический аспект исследований мышления характеризуется анализом процесса его исторического развития в зависимости от социальной структуры различных обществ. Физиология изучает мозговые механизмы, с помощью которых реализуются акты мышления. Психология рассматривает мышление как познавательную деятельность, дифференцируя ее на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления действительности. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно расширяет возможности человека в его стремлении к познанию. Мышление существенно отличается от других психических процессов. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует. Оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти – и развивает их работу. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в них определяет их уровень развития. Мышление преимущественно выполняет функцию отражения, хотя присутствует и функция регулирования. Мышление тесным образом связано с действием. Специфическим признаком мышления является неразрывная связь с речью. Выделяют следующие виды мышления.
Мышление носит индивидуальный характер. Его особенности проявляются в разных соотношениях форм и видов, разных операций и процедур умственной деятельности. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей могут проявляться в следующих качествах мышления: 1) широта мышления; 2) глубина мышления; 3) самостоятельность мышления; 4) гибкость мышления; 5) быстрота ума; 6) торопливость ума; 7) критичность ума; 8) инициативность ума; 9) оригинальность ума. Мышление – это особого рода умственная и практическая деятельность. Она предполагает систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Мыслительные действия обладают обратимостью. Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Следовательно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции:
Кроме перечисленных мыслительных операций выделяют также формы мышления.
Операции и формы мышления реализуются в ходе мыслительного процесса. Определим данное понятие. Мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи). Он является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и завершается каким-либо результатом. Структура мыслительного процесса: 1. Мотивация (желание решить данную проблему). 2. Анализ проблемы. 3.Поиск решения: 3.1 на основе известного алгоритма; 3.2 на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов; 3.3 на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов; 3.4 поиск принципиально нового решения (творческое мышление) при помощи: а) углубленных логических рассуждений (умственных операций); б) использования аналогий; в) эвристических приемов; г) метода проб и ошибок; 3.5 в случае неудачи: отчаяние, переключение на другую деятельность, «созревание идей», озарение, вдохновение, мгновенное осознание решения проблемы. 4. Логическое обоснование найденной идеи решения. 5. Реализация решения. 6. Проверка решения. 7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу «2»). В развитии мышления необходимо отметить особую роль самоорганизации, осознания приемов и правил умственной деятельности. Мышление человека можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Творческое мышление – это особая характеристика мышления человека, позволяющая ему решать задачи, не похожие ни на одну из известных, не имеющие готового пути решения. Дж. Гилфорд определил следующие особенности творческого мышления: - оригинальность, необычность высказываемых идей; творческий человек всегда стремится найти свое решение, отличное от других известных; - семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, расширять его функциональное применение на практике; - образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны; - семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой ситуации, которая не содержит ориентиров для этих идей. Существует ряд условий, которые способствуют творческому мышлению либо препятствуют ему.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |