Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №3 Основы бизнес-моделирования




Бизнес-моделирование ‒деятельность по формированию моделей организаций, включающая описание деловых объектов (подразделений, должностей, ресурсов, ролей, процессов, операций, информационных систем, носителей информации и т. д.) и указание связей между ними. Требования к формируемым моделям и их соответствующее содержание определяются целями моделирования.

Бизнес-моделированием также называют дисциплину и отдельный подпроцесс в процессе разработки программного обеспечения, в котором описывается деятельность компании и определяются требования к системе — те подпроцессы и операции, которые подлежат автоматизации в разрабатываемой информационной системе.

Основное назначение средств бизнес-моделирования — обеспечение взаимопонимания на всех уровнях организации, преодоление разрыва между стратегическим видением бизнеса (в самом широком понимании этого слова) и практической его реализацией. С этой целью в современных средствах бизнес-моделирования используются специальные языки, понятные и легко осваиваемые и менеджерами высшего звена, включая финансовых директоров, и аналитиками, и руководителями IT-департаментов, у каждого из которых свое видение решения бизнес-задач. С помощью таких языков строятся графические модели, диаграммы, наглядно демонстрирующие, уровень за уровнем, шаг за шагом, как построены в компании бизнес-процессы, как организовано взаимодействие между людьми и что необходимо изменить для оптимизации архитектуры организации в целом. Это означает, что современные средства бизнес-моделирования являются средствами проектирования и анализа бизнеса, а не IT-технологий, призванных обеспечить информационную поддержку успешного функционирования бизнеса.

Средства проектирования информационных систем и соответствующие им языки описания (самый известный среди них язык UML — Unified Modeling Language) предназначены для решения чрезвычайно важных, но все же вспомогательных задач бизнеса. Проще говоря, сначала следует понять, что нужно (и нужно ли) автоматизировать в архитектуре организации, а затем уже эту автоматизацию осуществлять. Бизнес-модель, в частности (и только в частности), помогает ответить на этот вопрос. Главное назначение бизнес-модели — дать целостную картину жизнедеятельности организации, согласовать разные точки зрения на постоянно развивающийся и меняющийся бизнес. В этой связи абсолютно неверным представляется тезис о том, что «само по себе описание бизнес-процессов мало что дает, если оно не рассматривается как начальная стадия проекта перед внедрением сложной информационной системы». Ценность бизнес-модели определяется тем, в какой степени она помогает отвечать на актуальные вопросы, стоящие перед организацией, насколько реально затрагивает каждого сотрудника организации.

Создание, внедрение и поддержка бизнес-модели — дорогостоящий инвестиционный проект. И как любому проекту, созданию бизнес-модели должен предшествовать анализ целесообразности и возможности его осуществления.

Современный подход к описанию бизнес-процессов подразумевает идею постоянного развития и модификации, оценки, а также прогноза и своевременного внесения изменений в бизнес-модели. Описание должно адекватно отражать текущее состояние дел, чтобы быть надежной, управляемой основой для получения целостного представления о перспективах развития бизнеса и его автоматизации.

Итак, с нашей точки зрения, наиболее предпочтительно итерационное применение следующей последовательности шагов развития (модификации) бизнеса:

  • определение (корректировка) стратегии компании и бизнес-целей по основным направлениям;
  • создание (модификация) модели архитектуры организации, в том числе модели ее бизнес-процессов;
  • оценка эффективности процессов на основании установленных бизнес-целей развития компании (например, с использованием Balanced Scorecard) и определение их узки хмест;
  • проектирование архитектуры информационной системы на основе созданной модели бизнес-процессов с учетом заданных параметров эффективности деятельности компании и отдельных ее процессов;
  • формирование плана внедрения или модификации информационной системы;
  • детальная постановка требований к ней на основе построенных моделей бизнес-процессов.

Инструменты бизнес-моделирования находятся в процессе постоянного развития. Изначально с помощью таких инструментов можно было описывать лишь бизнес-функции (работы) компании и движение данных в процессе их выполнения. При этом если одна и та же бизнес-функция использовалась при выполнении различных видов работ, то было трудно понять, имеется ли в виду та же самая бизнес-функция или уже другая. Отсутствие возможности в явном виде определить иерархию бизнес-процессов (например, «цепочка создания ценности», «бизнес-процесс», «подпроцесс», «работа», «функция») создавало проблемы при использовании таких описаний. Сами же описания представляли собой просто набор картинок. Позднее стали появляться средства, позволяющие описывать организацию не только со стороны бизнес-функций, но и с других сторон. Так, появилась возможность создания отдельных диаграмм, отражающих организационную структуру компании, потоки данных в организации, последовательность выполнения бизнес-функций, составляющих единый бизнес-процесс, с возможностью использования символов логики и др. Из-за непрерывно возрастающих требований к инструментам бизнес-моделирования стало появляться все больше и больше диаграмм для описания различных аспектов деятельности организации, из-за чего создание модели все более усложнялось. В связи с этим следующий важный этап развития средств бизнес-моделирования связан с идеей использования единого репозитория (хранилища) объектов и идеей возможного повторного использования объектов на различных диаграммах. Именно эти два положения обусловили возможность создания полноценной модели организации, описывающей ее архитектуру.

Таким образом, мы имеем дело с качественно новым уровнем бизнес-моделирования, при котором полноценная модель хранится в репозитории и отображается в виде набора диаграмм, представляющих тот или иной взгляд на архитектуру организации. При этом стоит отметить, что на рынке до сих пор успешно существуют инструменты второго рода — недорогие, служащие скорее изобразительными средствами, приспособленными в какой-то степени под нужды бизнес-моделирования, а целесообразность использования тех или иных инструментов при описании архитектуры организации определяется целями и масштабами проекта.

Совершенно очевидно, что в крупных проектах требуются мощные средства бизнес-моделирования с хорошо развитой функциональностью: с возможностями хранения информации в едином репозитории, коллективной работы над проектом моделирования и проверки созданной модели на целостность, полуавтоматической генерации диаграмм, интеграции с другим ПО, анализа и документации модели — тогда как в небольших проектах по соображениям стоимости разумнее было бы применять вышеупомянутые инструменты второго рода.

Основная цель бизнес-процесса – преобразование входящего массива данных (информации, документов) и ресурсов (материальные, финансовые, людские), необходимых для реализации процесса, в результат (продукцию) процесса. Основными составляющими элементами бизнес-процесса является совокупность подпроцессов, работ, операций, осуществляемых над входами для получения выходов.

Существуют первичные и вторичные входы и выходы процесса. Первичные входы поступают на начало процесса. Вторичные входы появляются в ходе реализации процесса на составляющих его подпроцессах. Первичный выход – это прямой, запланированный результат реализации процесса. Вторичный выход – это побочный продукт процесса, не являющийся его главной целью

Процесс осуществляется с помощью определенного механизма и производится для того, кто потребляет результат процесса, т.е., является клиентом процесса.

Таким образом, бизнес-процесс обладает следующими основными характеристиками:

· Входящий массив данных (информация, документы и т.п.) и ресурсов (материальные и нематериальные активы);

· Результат бизнес-процесса;

· «Владелец»бизнес-процесса: объект (компания, подразделение, сотрудник), отвечающий за данный бизнес-процесс;

· Механизм реализации;

· Производительность – отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе.

· Длительность – время, которое необходимо для выполнения процесса, или промежуток времени между началом процесса и его завершением.

· Стоимость процесса – это совокупность всех затрат в денежном исчислении, которые необходимо произвести для однократного выполнения процесса.

· Контрольные показатели эффективности бизнес-процесса, выражающиеся количественными величинами. Количественные показатели эффективности во многом зависят от специфики деятельности предприятия.

Наряду с количественными параметрами существуют и качественные параметры бизнес-процесса, являющиеся универсальными для описания любых бизнес-процессов.

· Результативность - описывает соотношение полученного результата и того, чего хотят или ожидают заказчики.

· Адаптируемость - свидетельствует о том, насколько хорошо процесс способен реагировать на изменения в окружающей среде.

Обследование любых объектов тесно связано с необходимостью их классификации. Не являются исключением и бизнес-процессы. Классификацию бизнес-процессов целесообразно проводить по их вкладу в создание основной стоимости. По этому признаку бизнес-процессы делятся на три группы:

Основные бизнес-процессы – непосредственно ориентированы на производство продукции, представляющие ценность для клиента и обеспечивающие получение дохода для предприятия.

К ним относятся: производственные процессы; материально-техническое обеспечение деятельности предприятия; материально-техническое обеспечение сбыта; маркетинг и продажи; обслуживание; закупки.

Обеспечивающие бизнес-процессы – вспомогательные бизнес-процессы, которые предназначены для обеспечения выполнения основных процессов. Фактически обеспечивающие бизнес-процессы снабжают ресурсами всю деятельность организации.

К ним относятся: поддержание инфраструктуры фирмы (общее управление, планирование, финансирование, бухгалтерский учет, юридическое обеспечение);

Инженерно-техническое обеспечение (содержание офисов, зданий, производственных корпусов и т.п.)

Информационное обеспечение;

Документооборот;

Управление персоналом;

Экономическая безопасность.

Бизнес-процессы развития – процессы совершенствования, освоения новых направлений и технологий, а также инновации.

К ним относятся: стратегическое управление (разработка видения и миссии, концепции бизнеса, целей и структуры организации);

Развитие технологий (совершенствование процесса или продукта, НИОКР, дизайн);

Управление проектами;

Управление качеством.

Автоматизация бизнес-процессов подразумевает под собой разработку ПО по уже описанным бизнес-процессам, но как поступить, если бизнес-процессы в организации не описаны, в данном случае не следует догадываться, каким образом работает компания и заниматься самодеятельностью не подготовившись должным образом, иначе это влетит в затягивание сроков разработки, не установленным расходам и выяснением отношений с заказчиком.

Поступить можно двумя путями, если объем бизнес-процессов довольно сложен, организация крупный заказчик, есть смысл обратится к сторонней организации за помощью в описании бизнес-процессов. Они опишут структуру организации, бизнес-процессы, сделают их коррекцию, создадут пакет должностных инструкций для сотрудников компании, а также видение и стратегию организации на будущее. После необходимо понять какая деятельность будет автоматизироваться? Чтобы ответить на этот вопрос нужно понять, что именно не устраивает в текущей работе организации. Такими параметрами могут стать: время выполнения процесса, стоимость выполнения процесса, качество (количество ошибок и сбоев). Выделенные бизнес-процессы необходимо детально описать, сделав акцент на информации (используемые документы, отчеты), которая необходима для осуществления какого-либо действия процесса или является результатом его выполнения.

Если система бизнес-процессов не так сложна или вы автоматизируете один из процессов, его можно описать самостоятельно.

Каким образом это можно сделать? Изначально проводится опрос участников процесса и делаются заметки на бумаге. Необходимо выяснить всех участников процесса, исполнителей, передаваемую информацию, входы и выходы процесса и ответственных. Если процессов много, рекомендуется использовать специальное ПО для бизнес-моделирования, это существенно облегчит хранение процессов и вычисление пересечения данных между собой, позволит проводить анализ результатов бизнес-процессов. Примером данных систем являются: Business Studio, Aris, AllFusion Process Modeler, ELMA.

Если бизнес-процесс не является сложным, можно обойтись просто графическим отображением, для этого можно использовать специализированное программное обеспечение, такое как: BizAgi Process Modeler, Bonita Open Solution, ActiveBPEL Engine и др. или же графические редактор для создания блок-схем: Microsoft Visio, OpenOffice.org Draw, yEd Graph Editor. Какой бы инструмент не использовался главное это достижение цели в данном случае описанный бизнес-процесс.

При создании графической блок-схемы для себя, можно разрабатывать ее в свободной форме, главное что-бы процесс был понятен самому себе, но если со схемой работает не один человек и схем много, иногда складывается необходимость в использовании целой методологии.

Методологии описания бизнес-процессов появились уже давно, и если вы преследуете цель полноценного описания бизнес-процессов в организации, можно обратиться к одной из них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2134; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.