Понятие, содержание и значение охраны труда. Основные понятия
Конституция РФ в ст. 7 устанавливает, что труд и здоровье людей охраняются государством, а в ст. 37 закрепляет, что граждане реализуют право на труд в условиях, безопасных для их здоровья. Охрана труда в широком смысле - это система обеспечения жизни и здоровья работника в процессе труда всеми способами и мерами: правовыми, социально-экономическими, санитарно-гигиеническими, лечебно-профилактическими, организационно-техническими и др. Это широкое понятие охраны труда закреплено в ст. 1 Закона РФ от 17 июля 1999 г. "Об Основах Российской Федерации об охране труда" (Российская газета. 1999. 143) и ст. 209 Кодекса. Поэтому охрану труда каждый изучает в своем аспекте - не только юридические, но и технические, экономические, медицинские вузы. Лишь такое широкое понятие охраны труда способно обеспечить безопасные и здоровые условия труда работников. Если хотя бы один ее компонент нарушен, нарушается вся охрана труда работника. В этом широком смысле охрана труда нужна везде, где трудится человек. Но ст. 2 Закона об охране труда распространяет это понятие более ограниченно - на труд в общественной организации на производстве всех форм собственности, включая труд как работников, так и администрации, членов производственных кооперативов, студентов-практикантов, военнослужащих, привлекаемых к работе на предприятиях, стройках, граждан, отбывающих исправительные работы на предприятиях. В трудовом праве используется понятие охраны труда в узком смысле - это система правовых норм, предусматривающих в законодательстве, коллективных и трудовых договорах и соглашениях мероприятия и средства обеспечения безопасных и здоровых условий труда работников и мер по оздоровлению и улучшению этих условий. Третий аспект понятия охраны труда (как один из основных принципов трудового права) - обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников. Институт охраны труда состоит из следующих групп норм, которые тесно взаимосвязаны: 1) нормы - принципы государственной политики в области охраны труда и правила государственного управления охраной труда; 2) право работника на охрану труда и его гарантии; 3) нормы организации и обеспечения охраны труда работодателем, включая предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве; 4) правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ); 5) правила особой охраны труда женщин; 6) правила особой охраны труда молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью. Значение охраны труда многоаспектно. Всесторонняя охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение. Социальное значение охраны труда: а) охраняет жизнь и здоровье трудящихся от возможных производственных вредностей; б) способствует их культурно-техническому росту: лишь не чрезмерно усталый от работы в грязных, загазованных производственных помещениях работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развлекаться, заниматься спортом, развивать личность; в) способствует гуманизации труда. Экономическое значение охраны труда заключается в том, что она способствует: а) росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики; б) сокращению потерь рабочего времени от временной нетрудоспособности работников из-за производственных травм, профессиональных заболеваний, экономии средств Фонда социального страхования. Правовое значение охраны труда: а) способствует работе по трудоспособности, учитывая женский организм, организм подростков, пониженную трудоспособность инвалидов, пенсионеров; б) реализует субъективное право работников на всестороннюю охрану труда и обязанность работодателя по обеспечению этого права; в) является важнейшим элементом трудового правоотношения, прием работников осуществляется с учетом тяжести условий труда.
Охрана труда - важная проблема каждой страны. У нас централизованные нормы трудового законодательства, которые устанавливают минимум правовых мер по охране труда, сочетаются с договорным методом, конкретизирующим этот минимум по социально-партнерским соглашениям, коллективным договорам, а также трудовым договорам (контрактам). Уже КЗоТ 1918 г. закреплял нормы охраны труда. В настоящее время основными нормативными актами об охране труда являются: Основы законодательства об охране здоровья граждан (ст. 17, 20, 21, 23, 24, 26, 27); Федеральный закон РФ от 17 июля 1999 г. "Об основах охраны труда" заменил ранее действующий Закон РФ 1993 г. "Основы законодательства об охране труда" // СЗ РФ. 1999. 29. Ст. 3702; раздел IX Трудового кодекса и его главы 41 и 42, Закон РФ о профсоюзах (ст. 20), а также иные нормативные акты, принятые Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством труда РФ и специализированными федеральными инспекциями по надзору за охраной труда (Рострудинспекцией, Госгортехнадзором и др.); единые и отраслевые правила по технике безопасности и производственной гигиене труда (многие из которых в целях унификации требований по охране труда взяты в стандарты) система стандартов безопасности труда (ССБТ). Республики и другие субъекты Российской Федерации могут в соответствии с Конституцией, Кодексом и Основами по охране труда издавать свои нормативные акты об охране труда. Перечень нормативно-правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в России, принят постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г., а рекомендации по планированию мероприятий по охране труда утверждены Минтрудом России 27 февраля 1995 г. (Бюллетень Минтруда РФ. 1995. 3. С. 27). На них и ориентируются при создании региональных и локальных актов по охране труда. Генеральное трехстороннее социально-партнерское соглашение на 2002-2004 гг. предусматривает создать и укрепить службы охраны труда, а также институт уполномоченных (доверенных) лиц и комиссий (комитетов) по охране труда в организациях независимо от форм собственности, продолжить работу по разработке новых и пересмотру действующих нормативных правовых актов по охране труда. Другие социально-партнерские соглашения различных уровней, а также коллективные договоры, как правило, имеют раздел по охране труда, где предусматриваются различные меры по ее улучшению. Комплексный Федеральный закон "Об основах охраны труда" закрепил основные принципы государственной политики в области охраны труда, право работников на охрану труда в ее широком смысле и гарантии этого права. В нем предусмотрен правовой и экономический механизм обеспечения охраны труда, надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и ответственность за его нарушение. Этот Закон имеет четыре соответствующих главы: общие положения (ст. 1-7), право работников на охрану труда и его гарантии (ст. 8-10), обеспечение охраны труда (ст. 11 - 19), надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда (ст. 20-22). Как видим, основное внимание в нем уделено обеспечению охраны труда, что в настоящее время особенно важно. Статья 11 гл. V данного Закона предусматривает, что охраной труда управляет государство непосредственно через Федеральное Правительство или по его поручению федеральные органы исполнительной власти. Этот Закон закрепил единые принципы и нормы по охране труда, а также впервые (ст. 1) закрепил легально такие понятия, как: условия труда (в смысле охраны труда), вредный и опасный производственные факторы, безопасные условия труда, рабочего места, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, сертификат безопасности и понятие производственной деятельности. Указанные основные положения этого Закона нашли отражение в Трудовом кодексе РФ. Его ст. 209 указывает: Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Вредный производственный фактор - производственной фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. Опасный производственный фактор - такой, воздействие которого на работника может привести к его травме. Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы. Рабочее место - место, в котором работник должен находиться и в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. С ертификат безопасности - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда. Производственная деятельность - совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных услуг. Следует отметить, что указанные понятия и другие основные Положения, Законы об основах охраны труда целиком перенесены в ТК. Основные принципы (или направления) государственной политики в области охраны труда закреплены в ст. 4 Основ об охране труда и ст. 210 ТК. По направленности их можно сгруппировать в следующие три группы: - принципы организации труда; - принципы экономической политики в охране труда; - принципы организационные. Принципы организации охраны труда: 1) признание и обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности; 2) координация деятельности по охране труда с другими областями экономической и социальной политики, а также в области охраны окружающей природной среды; 3) установление единых нормативных требований по охране труда для всех производств страны; 4) государственное управление деятельностью по охране труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда; 5) общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов в области охраны труда, осуществляемый работниками через органы профсоюзов и иные уполномоченные ими органы; 6) взаимодействие и сотрудничество органов госуправления, надзора и контроля с работодателями, профсоюзными органами, заинтересованными в разработке и реализации госполитики в области охраны труда; 7) обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве; 8) установление статистической отчетности об условиях труда и несчастных случаях на производстве. Принципы экономической государственной политики по охране труда: 1) проведение эффективной налоговой политики, стимулирующее создание здоровых и безопасных условий труда, внедрение безопасных техники и технологий, средств индивидуальной и коллективной зашиты; 2) участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; 3) установление компенсаций и льгот за тяжелые работы, работы с вредными и опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда; 4) защита интересов работников, пострадавших от трудового увечья, а также членов их семей. Организационные принципы охраны труда: 1) подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в вузах и средних учреждениях профтехобразования; 2) информирование работников о состоянии условий и охраны труда на производстве; 3) распространение передового отечественного и зарубежного опыта по улучшению охраны условий труда. К указанным принципам следует добавить и принцип особой защиты от производственных вредностей тех, кто нуждается в такой защите (женщин, подростков, инвалидов). И институт охраны труда в гл. 41 и 42 ТК специальными нормами отражает такую защиту, а также она закреплена в ст. 23, 24, 26 и 27 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление