Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность внутрифирменного планирования

Основные разделы и показатели плана развития предприятия (организации)

Структура планов предприятия

Методы планирования

Методологические основы планирования

Сущность внутрифирменного планирования

Перечень источников для самостоятельного изучения

учебной дисциплины «Экономика организации (предприятия)»

1. Баскакова О.В. Экономика организаций (предприятий): Учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 272 с.

 

2. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2009 с. – 280 с. – (Высшее образование).

 

3. Экономика организации (предприятия): учебник / под ред. Н.А. Сафронова – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Экономистъ, 2007. – 618 с.

 

4. Экономика предприятия: Учебник для вузов (Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. 4-е изд. Перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2007.-670 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников).

 

5. Зайцев Н.Л. Экономика организации: учебник (Н.Л. Зайцев – 3-е изд., исп. И перераб. М.: Издательство «Экзамен», 2006. 607 с. (Серия «Учебник для вузов»).

 

Тема 1.10 Составные элементы, этапы, виды планирования

Тип лекции: текущая

План:

При всем многообразии форм рыночного предпринимательства существуют ключевые положения, применяемые практически во всех областях коммерческой деятельности, для разных предприятий и организаций, необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться, устранить потенциальные трудности, опасности и тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей.

Планирование - это важнейшая часть предпринимательской тактики. Его важность выражена в известном афоризме: «Планировать или быть планируемым». Смысл высказывания заключается в том, что предприятие, которое не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, само оказывается объектом планирования, средством для достижения чужих целей. Конечно планирование это не всемогущий инструмент, не золотой ключик, способный открыть любую дверь. Однако серьезный подход к нему создают основу для устойчивой и эффективной работы предприятий.

Планирование это определение целей на перспективу и анализ способов реализации этих целей.

Главным достоинством планирования является тот факт, что правильно составленный план показывает перспективу развития фирмы и отвечает на самый важный для бизнеса вопрос: Стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доход, окупятся ли все затраты?

Кроме того, планирование деятельности предприятия, организации сулит не мало выгод:

1. Заставляет руководителей фундаментально изучить перспективы
фирмы;

2. Позволяет осуществить более четкую координацию
предпринимательских усилий по достижению поставленных целей;

3. Делает предприятие более подготовленным к внезапным изменениям
рыночных ситуаций;

4. Четко формулирует обязанности и ответственность всех
руководителей.

Главная цель планирования - повышение эффективности производства, получение максимально возможной прибыли.

Планирование является естественной частью менеджмента, первым и наиболее значимым его этапом. Один из «отцов» современного менеджмента Фаиоль отмечал: «Управлять — это предвидеть, а предвидеть — это уже почти действовать». Планирование - это не просто умение предусмотреть все необходимые действия, а это способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть и уметь с ними справляться.

Ранее в условиях командно — административной экономики планирование осуществлялось при соблюдении следующих принципов: партийность, директивность, комплексность, непрерывность, научная обоснованность. Определенные принципы такого планирования характерны и сейчас. Однако в условиях рыночной экономики на первом месте выделяют следующие:

1. Единство, т.е. планирование должно иметь системный
характер. Элементами планирования в организациях являются
отдельные подразделения. Деятельности ни одной части
организации нельзя планировать эффективно, если такое
планирование несвязанно с плановой деятельностью отдельных
единиц данного уровня, т.е.

 

ПРЕДПРИЯТЕ - ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ - ЦЕХ - БРИГАДА - РАБОЧЕЕ МЕСТО

Всякое изменение в планах одного подразделения должно быть отражено в планах других;

2. Участие, т.е. каждый член предприятия становится участников
плановой деятельности не зависимо от должности и
выполняемой функции (планы организации - становятся
планами всех работающих);

3. Непрерывность, т.е. процесс планирования должен
осуществляться постоянно, а разработанные планы должны
непрерывно приходить на смену друг другу;

4. Гибкость это способность менять свою направленность в
связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. В
соответствии с этим принципом планы должны составлять так,
чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая с их
изменяющимися внутренними и внешними условиями;

5. Точность, т.е. планы должны составляться с такой степенью
точности, какая только совместима с нависшей над судьбой
фирмы неизвестностью.

В условиях рынка особая значимость отдается следующим принципам:

• Ориентация на спрос;

• Необходимость обеспечения производственного и
социального развития предприятия;

• Повышение личных доходов работников.

Весь процесс планирования можно разделить на две основные стадии:

1. Разработка стратегии деятельности предприятия (стратегическое планирование). Стратегия с древнегреческого обозначает «военное искусство генерала» находить правильные пути к достижению победы. Определить стратегию — т.е. определить общее направление деятельности, исходя из реальных возможностей развития предприятия;

2. Определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное или тактическое планирование). Тактика с греческого - это маневр силами, подходящими для осуществления данных целей. Тактическое планирование имеет дело с решениями о том, как должны быть распределены ресурсы для достижения стратегических целей.

В зависимости от того, какой период времени охватывают планы, планирование разделяется на три типа:

1. Долгосрочное (от 10 до 25лет). Цель расширение предприятия.

 

2. Среднесрочное (ранее до 5 лет, сейчас до 3). Цель: изменение
номенклатуры, ассортимента продукции;

3. Краткосрочные (до 1 года) — планируются все показатели
деятельности предприятия.

Планирование, как метод хозяйственного предвидения и программирования, основан на детальных расчетах и указаниях. С одной стороны, в плане содержать задания на перспективу для всего персонала - что и когда должен делать каждый работник, с другой стороны в нем содержаться предписания для руководителей - какие управленческие решения они должны принимать, чтобы предприятие достигло поставленной цели. Таким образом, план - это целевое описание последовательно связанных действий и событий, в котором постадийно и до конца планового периода характеризуется обязательное качественное и количественное состояние планируемого объекта. Цели и задачи плана, на всех этапах его исполнения, увязываются с ресурсами, необходимыми для получения заданного результата.

С помощью обратной связи (ведение учета и отчетности, информационные потоки в иерархии управления снизу вверх) ведется контроль исполнения плана, а при необходимости в него вносятся коррективы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопросы для самопроверки. Стандартное отклонение (СО) вычисляется по формуле: | Обоснование планов развития предприятий осуществляется на основе системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.