КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нематериальные активы
Важнейшим признаком предприятия является наличие у него обособленного имущества, которое может принадлежать ему на праве собственности, либо владения, пользования и распоряжения в пределах установленных собственником. Наличие обособленного имущества обеспечивает материально-технические возможности функционирования предприятия. Главной составляющей для большинства предприятий в имуществе являются внеоборотные активы, которые состоят из нематериальных активов, основных средств и долгосрочных финансовых вложений. В составе внеоборотных активов хозяйствующего субъекта (предприятия, организации), определенную часть имущества занимают нематериальные активы. Их доля зависит от отраслевой специфики. Нематериальные активы являются новым объектом наблюдения, учета, анализа, управления предприятий. Экономический интерес российских предпринимателей связан с желанием использовать исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности для повышения уровня доходности. Нематериальные активы представляют затраты хозяйствующего субъекта в нематериальные объекты, принадлежащие ему на правах собственности и используемые в течение длительного периода (свыше одного года) в хозяйственной деятельности и приносящие доход. Нематериальные активы отражаются в форме № 1 бухгалтерского баланса, приложении к балансу — форма №5. К нематериальным активам относят патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), права на пользование землей, полезными ископаемыми, брокерские места, гудвилл, ноу-хау, программное обеспечение, деловую репутацию организации, организационные расходы, НИОКР, прочие активы, не имеющие материально-технической основы. Инвестиции в нематериальные активы окупаются в течение определенного периода за счет дополнительной прибыли, получаемой хозяйствующим субъектом в результате их применения, и за счет амортизационных отчислений. Наличие нематериальных активов в составе имущества хозяйствующего субъекта характеризует выбранную хозяйствующим субъектом стратегию как инновационную. Отличительной особенностью нематериальных активов является то, что хозяйствующим субъектом не предполагается последующая перепродажа данного имущества, они не имеют материально-вещественней (физической) структуры, обособлены от другого имущества, используются в течение длительного времени (свыше 12 месяцев) с определенной целью в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации, способны приносить экономические выгоды (доход) в будущем. Материальные активы не однородны по своему составу, характеру использования в процессе производства, по степени влияния на хозяйственные и финансовые результаты. Нематериальные активы по источникам поступления могут быть, приобретенными за плату или в обмен на другое имущество, получены безвозмездно от юридических и физических лиц, внесены учредителями, получены в виде субсидий государственных органов. Нематериальные активы оцениваются в зависимости от источника приобретения, вида активов, их роли в хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта: Внесенные учредителями в счет их вкладов в уставный капитал — по цене договоренности сторон. Приобретенные за плату у других организаций и физических лиц — исходя из практических затрат на приобретение и приведение в состояние, в котором они пригодны для использования в запланированном виде. Полученные от других предприятий и лиц безвозмездно — по цене оприходования, устанавливаемой экспертным путем. По степени правовой защищенности выделяют нематериальные активы, защищенные патентами, лицензиями и авторскими правами и без соответствующей защиты. Нематериальные активы различаются по срокам полезного использования. Выбытие нематериальных активов осуществляется в результате: их списания по истечении срока службы и если они полностью амортизированы; их списания ранее установленного срока службы; их продажа (уступка) исключительных прав; их безвозмездная передача. По степени ликвидности и степени риска инвестиций нематериальные активы делятся на три группы: высоколиквидные, среднеликвидные, низколиквидные. Необоснованный рост нематериальных активов приводит к уменьшению собственного оборотного капитала, снижению текущей ликвидности, замедлению оборачиваемости совокупного капитала. Направляя средства в нематериальные активы, хозяйствующие субъекты преследуют целью получение дополнительной прибыли от их использования. Темпы роста выручки и прибыли должны превышать темпы роста нематериальных активов. Хозяйствующий субъект устанавливает срок полезного использования по каждому виду нематериальных активов, если он не установлен в договоре, патенте, свидетельстве. Особый интерес в составе нематериальных активов вызывает деловая репутация хозяйствующего субъекта, которая определяется в виде разницы между покупной ценой хозяйствующего субъетка (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех активов и обязательств. Разница может быть либо положительной, либо отрицательной. Положительная деловая репутация представляет собой надбавку к цене уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод. Это свидетельствует о том, что хозяйствующему субъекту присуще нечто такое, что не определяется как активы и пассивы. Например: репутация качества, навыки маркетинга и сбыта, деловые связи, опыт управления, техническое ноу-хау. Отрицательная деловая репутация своего рода скидка с цены, свидетельствующая об отсутствии этих факторов. В составе нематериальных активов учитывается только положительная деловая репутация, а отрицательная деловая репутация оценивается как доходы будущих периодов.
Объектом учета деловая репутация становится только при продаже хозяйствующего субъекта как имущественного комплекса в целом.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |