КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Централизованного государства
В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РУССКОГО Тема 3. ПРАВОСЛАВИЕ И ЦЕРКОВЬ Церковь в условиях монгольского ига. Роль Церкви в политической консолидации Руси. Изменение характера взаимоотношений великокняжеской власти и Церкви в конце XIV в. Возрождение монастырей, проблемы церковного землевладения, нестяжатели и иосифляне. Утверждение автокефалии и разделение Русской церкви. "Москва - Третий Рим". Внутреннее устройство и состояние Церкви в XV-XVI вв. Стоглавый собор 1551 года. Учреждение Патриаршества. Патриарх Иов и царь Борис. Церковь в годы Смутного времени (1605-1612). Патриарх Гермоген. Восстановление государственной и церковной жизни после Смуты. Патриарх Филарет. Земский собор 1648-1649 гг. Патриарх Никон: личность, воззрения, деятельность, судьба. Церковь при ближайших преемниках Никона (1667-1690). Распространение православия на восток страны. Становление светского образования и позиция Церкви.
Рубеж между киевским и московским периодами истории Русской православной церкви (как и российской истории вообще) был проложен, по выражению известного историка Церкви А.В. Карташева, "катастрофой монгольского нашествия". Однако предпосылки этой катастрофы начали складываться задолго до монгольского завоевания.
Практически вся история Киевской Руси сопровождалась княжескими междоусобицами. Они возникали чаще всего в момент смены власти на великокняжеском престоле. Драма междоусобной борьбы продолжилась затем в Северо-Восточной Руси.
Уже на рубеже ХII-ХIII вв. Древнерусское государство практически распалось на несколько частей, а Киев превратился в запустелый город. Суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский, захватив Киев в 1169 г. и приняв великое княжение, не остался, однако, в этом городе. Тем самым он положил начало практике, когда носившие титул великого князя Киевского жили не в Киеве, а во Владимире.
Русь, раздробленная, переживавшая экономический упадок, не могла ни собраться с силами, ни найти в себе политической воли для того, чтобы противостоять монгольской орде. В течение 1237-1240 гг. были поодиночке разгромлены и разорены Рязанская земля, Суздаль и Владимир, Тверское княжество, наконец, юг Руси - Переяславль, Чернигов и Киев. Нетронутым оказался лишь Новгород, до которого конники Батыя не доскакали сотни верст.
После опустошительного нашествия монголы покинули русские земли, оставив в княжеских городах ханских представителей - баскаков. Они контролировали сбор дани, проводя время от времени перепись населения. С целью дополнительных поборов золотоордынцы периодически совершали набеги на русские земли.
Наиболее часто таким набегам подвергались степные и лесостепные регионы юго-запада Руси - Киевский, Чернигово-Северский, Галицко-Волынский. Население этих регионов бежало на северо-восток, во Владимиро-Суздальскую землю, или на север - в Новгород. Постепенно на территории бывшего Древнерусского государства сложились три самостоятельных центра политической жизни: Новгородская феодальная республика, Владимиро-Суздальская Русь с ее "единодержавными" тенденциями и Галич на Днестре - наименее устойчивое образование, где властвовали бояре, соперничавшие между собой.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |