Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика отдельных моделей отношения к лицам с отклонениями в развитии




Сущность интегрированного обучения.

Интеграция основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Принципы «нормализации» закреплены рядом международных правовых актов: Декларацией прав ребенка (1989), Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии (1971), Декларацией о правах инвалидов (1975). В соответствии с этими документами человеку с ограниченными возможностями даны те же права и привилегии, что и всем остальным членам общества: право жить, учиться, работать в своей местности, иметь свой дом, выбирать друзей и дружить с ними, право быть желанным членом общества, право быть таким, как все. Но равные условия не означают равное качество и не гарантируют равные результаты. Применительно к детям это означает следующее:

· ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке; ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной;

· лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей – способствовать тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались всвоих семьях;

· учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.

В истории развития человеческой цивилизации отношение общества к людям с ограниченными возможностями выражалось в форме социальных «полок» или «ниш», которые им отводились, манере обращения с ними. Некоторыми из таких «ниш» или моделей являются.

Модель «Больной человек» (лица с ограниченными возможностями – больные люди, рассматриваемые как объект лечения). Эта модель стимулировала развитие научных исследований причин и последствий нарушенного развития и возможных способов профилактики и лечения отдельных заболеваний, следствием которых является ограничение возможностей человека. В современных условиях эта модель недостаточна, т.к. сама по себе является ограничителем возможностей человека с особыми потребностями.

Модель «Недочеловек» (человек с отклонениями в развитии рассматривается как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному) лежала в основе выражения негуманного обращения к лицам с ограниченными возможностями.

Модель «Угроза обществу» (некоторые категории лиц с отклонениями в развитии представляют угрозу обществу) опиралась на мнение, что эти люди могут «наслать порчу», «накликать несчастье», нанести материальный и моральный ущерб. Общество ограждало себя от этой потенциальной «угрозы», создавая интернаты, закрытые учреждения призрения, часто в удаленных от общества местах, иногда со строгим режимом содержания в них. Обучение в этом случае либо отсутствовало, либо было недостаточным.

Модель «Объект жалости » (к человеку с ограниченными возможностями подходят как к маленькому ребенку, который не взрослеет, оставаясь в детском возрасте навсегда). В основе модели лежит защита человека с ограниченными возможностями от «плохого» окружающего мира через обособление его от общества, создание комфортной среды обитания, а не обеспечение помощи в образовании и развитии.

Модель «Объект обременительной благотворительности» состоит в том, что траты на содержание лиц, страдающих различными нарушениями, рассматриваются как экономическое бремя, которое пытаются уменьшить через сокращение размеров оказываемой помощи.

Модель «Развитие» подчеркивает наличие у лиц с ограниченными возможностями способностей к образованию и развитию – общество ответственно за их более полное развитие.

Проблема интегрированного обучения является в настоящее время дискуссионной, так как интеграция, по мнению ряда ученых, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Хорошо, что дети с проблемами не будут изолированы от общества, но плохо, что в массовых школах возможности для удовлетворения их специальных образовательных потребностей ограниченны. Следует учитывать при этом запросы и пожелания родителей, которые по-разному относятся к интеграции, особенно в принудительном ее варианте. Сторонники совместного обучения выделяют такие его положительные моменты:

· стимулирующее воздействие более способных одноклассников;

· наличие широкого диапазона ознакомления с жизнью;

· развитие навыков общения и нестандартного мышления;

· возможность проявления гуманности, сочувствия, милосердия, терпимости в реальных жизненных ситуациях, что является эффективным средством нравственного воспитания;

· снижение опасности возникновения снобизма у преуспевающих детей в условиях подчеркивания их исключительности;

· исчезновение страха у здоровых, нормально развивающихся школьников перед возможной инвалидностью.

Противники идеи интеграции выдвигают следующие аргументы:

· неоднородность состава класса наносит ущерб хорошо успевающим учащимся, лишая их возможности продвигаться в обучении более быстрыми темпами, замедляя рост способных учеников;

· дети с проблемами находятся в невыгодных и несправедливых условиях конкуренции, они не получают необходимого внимания;

· учителя стоят перед неразрешимой нравственной проблемой: кого обделить вниманием, заботой и временем;

· стране нужны граждане, обладающие интеллектуальным потенциалом.

В содержании процесса интеграции можно выделить следующие аспекты: нормативно-правовой, психолого-педагогический, программно-содержательный, социально-психологический. Можно также выделить несколько ключевых вопросов интегрированного обучения:

кто учится, т. е. для каких групп детей с проблемами в развитии интегрированное обучение в массовой школе доступно и благоприятно?

где, т. е. каковы организационные формы возможного обучения детей с проблемами в развитии в массовой школе (в специальном классе общеобразовательной школы, в обычном массовом классе, в реабилитационном центре и т. д.)?

чему, т. е. каково содержание специального образования в условиях интеграции, каковы варианты обучения, возможности гибкого перехода с одного варианта на другой?

когда, т. е. каковы сроки начала интегрированного обучения (в дошкольном, младшем, среднем или старшем школьном возрасте)?

кто учит, т. е. какова должна быть подготовка учителя школы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, каковы функции специального педагога и специального психолога в общеобразовательной школе?

Основной идеей интегративной педагогики является положение: от интеграции в школе – к интеграции в обществе. Совместное обучение не только призвано гарантировать право ребенка с ОПФР не быть изолированным от основной массы (Закон о правах ребенка РБ, статья 27), но и обеспечить ему возможность посещать ту школу, которую он посещал бы, если бы был здоров.

Основной принцип интегративной педагогики – как можно меньше внешней и как можно больше внутренней дифференциации.

Основные виды интеграции: социальная и образовательная. Некоторые ученые выделяют еще и физическую (нахождение в одном помещении) интеграцию, функциональную (деятельностную: предметно-пространственное объединение) и социоэтальную (включенную: полное снятие социальной дистанции, равноправное партнерство в деятельности).

Формы интеграции: интернальная и экстернальная. Интернальная интеграция имеет место внутри системы специального образования. Экстернальная предполагает взаимодействие специального и массового образования. Примером интернальной интеграции может служить совместное обучение глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, детей с ЗПР и с тяжелыми речевыми нарушениями и др.

В нашей стране различные модели интегрированного обучения используются с 1995/96 учебного года. Сегодня 65% детей с ОПФР охвачены интегрированным обучением.

Контрольные вопросы и задания к теме:

1. Проведите сравнительный анализ понятий, характеризующих интегративные процессы в образовании детей с ОПФР: «виды», «формы», «модели», «варианты».

2. Продолжите высказывание: «В основу концепции «нормализации» положена идея о том, что …»

3. Перечислите достоинства и недостатки интегрированного обучения

Достоинства Недостатки
   

4. Вставьте пропущенные слова: «Основной принцип интегративной педагогики – как можно … … и как можно … … дифференциации».

5. Вставьте пропущенное слово: «Совместное обучение глухих и слабослышащих является примером … формы интеграции».

6. Установите соответствие между названием модели отношения к людям с ограниченными возможностями и их содержанием:

а) «больной человек»   1) люди с отклонениями в развитии – неполноценные существа
б) «недочеловек» 2) общество несет ответственность за более полное развитие ребенка
в) «угроза обществу» 3) люди с ограниченными возможностями – больные люди, нуждающиеся в лечении
г) «объект жалости» 4) содержание лиц с отклонениями в развитии – экономическое бремя
д) «объект обременительной благотворительности» 5) люди с ограниченными возможностями нуждаются в обособлении от общества, создании комфортной среды обитания
е) «развитие» 6) люди с ограниченными возможностями могут нанести материальный и моральный ущерб обществу

Литература: 14, 15, 32, 39, 57, 75, 97, 107, 122, 129, 132, 137, 140.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 7708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.