КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие учения о составе вещества
Лекция 5. Химические концепции постижения природы Химия – наука, изучающая свойства веществ и процессы их превращения, сопровождающиеся изменением их состава и строения. Это система знаний о химических элементах и их соединениях, энергетики химических процессов, реакционной способности веществ, катализаторах и др. Современная химия занимается получением веществ с заданными свойствами (производственная задача) и выявлением способов управления свойствами веществ (научная задача). Свойства веществ зависят от элементарного и молекулярного состава, структуры молекулы, термодинамических и кинетических условий процесса химической реакции, уровня химической организации вещества. Концептуальные этапы получения знаний по химии можно представить следующим образом: XVII в. – учение о составе вещества; середина XIX в. – учение о структуре вещества; конец XIX в. – учение о химических процессах; середина XX в. – учение о химической эволюции. Химической системой является молекула, атом, ее элемент. Развитие учения о составе вещества. Демокрит и Эпикур считали, что все тела состоят из атомов различной величины и формы, чем и объясняли различие тел. Аристотель и Эмпедокл объясняли видимое разнообразие тел природы сочетанием в телах различных стихий: тепла и холода, сухости и влажности. Переход одних веществ в другие связывался ими с появлением новых специфических свойств и «форм». В эпоху эллинизма возникло учение о «трансмутации» (превращении), согласно которому, изменяя сочетание элементов, можно получать вещество с иными свойствами. Так, алхимики пытались получить золото из более распространенных металлов – ртути, свинца и др. Главной целью алхимии были поиски «философского камня» для превращения неблагородных металлов в благородные, получение эликсира долголетия, универсального растворителя и др. Парацельс в отличие от алхимиков подчеркивал вещественный характер трех начал: «серы» – начала горючести, «ртути» – начала летучести, «соли» – начала огнепостоянства. Он ставил цель исследовать свойства веществ и найти новые соединения с более полезными свойствами, чтобы помогать человеку от болезней. Парацельс успешно применял эти препараты ртути при лечении сифилиса. Вскоре медицинскую химию стали преподавать на медицинских факультетах университетов. Из истории науки известны четыре способа решения основной проблемы химии. Первый уровень научных химических знаний, продолжавшийся с работ Р. Бойля (1660-е гг.) до 1820–1830-х гг.: свойства вещества определяются его составом. Различают химический элемент и химическое соединение: дальтониды – химическое вещество молекулярного строения и бертоллиды – соединения немолекулярного строения. При вовлечении новых химических элементов в производство материалов происходит синтез новых элементоорганических соединений, например фторорганических, обладающих исключительной устойчивостью. Второй уровень развития химических знаний (середина XIX в.): свойства вещества и их качественное разнообразие обусловливаются составом и структурой молекул. Возникает структурная химия благодаря работам Д. Дальтона, И. Я. Берцелиуса, Ш. Жерара, А. Кекуле, A. M. Бутлерова. Основоположником системного подхода в химии стал Д.И. Менделеев, который в 1869 г. открыл периодический закон и разработал Периодическую систему химических элементов. Третий уровень химических знаний (середина XX в.): учение о химических процессах и механизмах изменения вещества. Было выяснено, что свойства вещества зависят от термодинамических и кинетических условий, в которых вещество находится в процессе химической реакции. Возникает учение о химических процессах, осуществляется глубокое взаимопроникновение физики, химии и биологии. Начинает развиваться химическое производство синтетических материалов. Доказана принципиальная обратимость всех химических реакций, открыты законы Я. Вант-Гоффа и А. Ле Шателье, зависимость хода химических процессов от структурно-кинетических факторов: строения исходных реагентов, концентрации, наличия катализаторов и др. Четвертый уровень химических знаний (с 1970-х гг.): свойства вещества зависят от высоты химической организации вещества. Происходит биологизация химии – возникает эволюционная химия. Основа лаборатории живого организма – биокатализ. Подражание живой природе – химия будущего. Создание катализаторов ведется по принципу ферментов. Изучение брожения – один из первых опытов изучения химии живой природы. Намечаются пути освоения каталитического опыта живой природы: ведутся исследования в области металлокомплексного катализа, моделирования биокатализаторов, изучаются иммобилизованные системы, применение принципов биокатализа в химической технологии. Научное изучение химических явлений начинается еще в 1600 г. с работ Р. Бойля. Он создает теорию, по которой окружающий нас мир построен из мельчайших частичек – корпускул, различных по размерам, форме и массе. Они, объединяясь и разъединяясь, образуют качественно различные тела – «структурные формы вещества», среди этих тел вода, земля, железо, ртуть. При получении химических элементов как «простых тел» пользовались универсальным по тому времени методом разложения «сложных тел» – прокаливанием. Изучение процессов горения привело к появлению первой (хотя она и оказалась ложной) научной теории в химии – теории флогистона Г. Шталя. Наблюдая за процессом плавки металлов, он заметил, что часть металла теряется в виде окалины («извести», как тогда называли), но при соприкосновении с древесным углем вновь превращается в олово. Шталь сделал вывод о том, что уголь участвует в реакции, и предположил, что в нем содержится вещество, которое превращает «известь» в металл. Позже это вещество было названо флогистоном. При всех огромных недостатках теории флогистона (путаница в понятии простого и сложного вещества) впервые были разработаны научные представления о реакциях окисления и восстановления. Основатель научной химии М. В. Ломоносов в 1756 г. сформулировал один из основополагающих, действующих и по сей день законов естествознания, – закон сохранения массы материи: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции. Иначе говоря: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего от одного тела отнимется, столько присовокупится к другому; так, если где убудет несколько материи, то умножится в другом месте. Сей всеобщий закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее своей силой другое тело, столько же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает». Гипотеза флогистона была опровергнута А. Лавуазье после открытия кислорода и установления его роли в процессах горения и окисления. Так, явление обжига металлов и горение стали рассматривать как процессы соединения элемента с кислородом, а не как процесс разложения «сложного вещества» на элемент и флогистон. Это была настоящая революция в химии. Лавуазье впервые разделил вещества на простые (химические элементы) и химические соединения. В 1869 г. Д. И. Менделеев систематизировал известные тогда 62 элемента на основании их атомного веса и представил их в виде таблицы, которая получила название «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева». Периодический закон, сформулированный Менделеевым, гласит: «Свойства простых тел, а также формы и свойства соединения элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов». Современная формулировка периодического закона звучит так: свойства химических элементов, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от величины положительного заряда ядра их атомов. В таблице Менделеева выявлена периодичность изменения свойств элементов с увеличением их сложности в каждом новом периоде. Систематизация элементов, выполненная Менделеевым, оказала основополагающее влияние на дальнейшее развитие химических исследований. На основании выявленных общностей он предсказал существование неизвестных элементов, оставив для них вакантные места в периодической таблице. Впоследствии эти элементы были открыты, и их свойства оказались такими, какие предсказал Менделеев. Изотопы – атомы с одинаковым зарядом ядра (и соответственно химическими свойствами), но разным числом нейтронов. Химический элемент – вид атомов с одинаковым зарядом ядра, т.е. это совокупность изотопов. С начала ХIХ в. активно обсуждался вопрос о том, что относится к химическим соединениям, а что – к смесям. Закон постоянства состава сформулировал Ж. Пруст: любое индивидуальное химическое соединение обладает строго определенным неизменным составом, «прочным притяжением составных частей» (атомов) и тем отличается от смесей. С позиций атомно-молекулярного учения данный закон был обоснован химиком Д. Дальтоном. Он доказал, что все простые и сложные индивидуальные вещества состоят из мельчайших частиц – молекул, которые в свою очередь образованы из атомов химических элементов. Так, молекулы простых веществ – водорода (Н2), кислорода (О2), озона (О3) – образованы из атомов одного элемента. Молекулы сложных веществ образованы из разных атомов. Химик К. Бертолле утверждал возможность существования индивидуальных химических соединений переменного состава с непрерывным изменением. Так, интерметаллические соединения, состоящие из двух металлов: цинк – сурьма, магний – серебро и др., образуют соединения как с постоянным, так и с переменным составом. Н. С. Курнаков первые из них назвал дальтонидами в честь Д. Дальтона, а вторые – бертоллидами в честь К. Бертолле. Молекула – наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами и состоящая из одинаковых или разных атомов. В состав молекул входят атомы. Большинство неорганических веществ не имеют молекулярного строения. Атом – наименьшая частица химического элемента, носитель его свойств. Химическое соединение – определенное вещество, состоящее из одного или нескольких химических элементов, атомы которых химической связью объединены в частицы – молекулы, комплексы, монокристаллы
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |