Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек как креативный субъект





Понимание специфики гуманитарного и естественно-научного компонентов культуры, ее связи с особенностями мышления, природы отчуждения и необходимости их воссоединения на основе целостного взгляда на окружающий мир, задач и возможностей научного метода, его дополнительной природы по отношению к художественному методу освоения действительности позволяет на современном уровне ставить проблемы и решать задачи моделирования открытых неравно­весных систем различной природы.

Моделированию действительности способствует изучение и понимание сущности конечного числа фундаментальных законов природы, определяющих облик современного естествознания, а также ознаком­ление с принципами научного моделирования, понимание роли представлений и социокультурных факторов и законов самоорганизации в процессе развития естествознания и техники, диалога науки и обще­ства. Все это дает возможность адекватно моделировать действитель­ность, состоящую из естественной и искусственной природы.

Объяснение есть точное знание, а модели – игра фантазии. Объяснение аподиктично, а модели – гипотетичны, и вечно гипотетичны, по природе своей обречены на гипотетичность. Описание как речь состоит из слов. Каждому слову соответствует некоторая наглядность, и эта наглядность ничем не отличается от образности физических моделей или математических символов. По выражению П. А. Флоренского, «физика есть не что иное, как язык, и не какой-либо, не выдуманный, а тот самый язык, которым говорим все мы, но только ради удобства и выгоды времени – в известной обработке».

Суть научного объяснения – в широте его охвата и связанности. Объяснить в точном смысле слова – это значит дать описание всестороннее, т.е. исчерпывающе полное или предельное. «Объяснить – это тоже описать. Объяснительность – лишь свойство описания; объяснение – не что иное, как описание особой уплотненности, проникновенной сосредоточенности, – описание любовно вдумчивое», – отмечал Флоренский.

Исследовательский институт глубоко укоренен в человеческой природе. Человеку всегда было свойственно стремление превзойти самого себя, свои достижения и результаты. Человек страстно желает увидеть свое собственное будущее, представить себе будущее человеческого рода, человеческой цивилизации.

Восприятие мира человеком. На самом деле мы ежедневно и ежечасно приспособлены переводить хаос в порядок. Как это ни трудно, мы постоянно, перед лицом заново возникающего «множества» жизни обязаны совершать, и без конца совершаем эту работу. Без нее не­возможно восприятие не только музыки Баха или Чайковского, прозы Достоевского или Чехова, без нее мы не могли бы сделать вообще ни одного жизненного шага вперед – как буквально, так и фигурально, имея в виду решения каких угодно проблем личного и общественного развития. И всегда при этом мы бессознательно или сознательно опираемся в такой работе на закономерности, которые царят во всей природе, а людям стали открываться уже тысячи лет назад.



Мир, в котором живет современный человек, разнообразен и противоречив. Это мир беспрецедентных возможностей развития. Какие из них будут претворены в жизнь, а какие нет (в результате выбора путей и форм общественного развития), в решающей степени зависит от обстоятельств субъективного порядка.

Научное осмысление субъективного характера деятельности людей может быть осуществлено только на основе материалистического понимания исторического процесса. Объективные условия созидательной деятельности всегда заключают в себе различные возможности – такие допустимые их состояния, которые не находятся в противоречии с объективными закономерностями. Таим образом, данная созидательная деятельность может иметь не единственный выход для своего вопло­щения. Поэтому окружающая среда, детерминируя деятельность людей в целом, не определяет ее строго однозначно. Одни и те же жизненные обстоятельства допускают возможность известного разнообразия форм созидательной деятельности. Выбор объективно детерминированного ее варианта зависит здесь от человека, его сознания и воли, т.е. от того, к чему он стремится и чем при этом руководствуется.

Любая деятельность начинается с зарождения мысли, которая в свою очередь является результатом логического мышления мозга. Будучи отражением окружающей среды, активность человека становится предпосылкой ее преобразования. Возникнув на основе такого преобразования, самодеятельная активность человека становится необходимым условием дальнейшего совершенствования и развития его деятельности по регулированию процессов, происходящих в обществе и природе.

Человек, используя информацию, противостоит энтропийно дезинтегрирующим факторам среды и тем самым сохраняет свою структуру и свое равновесие.

Выбор пути развития творчества. Зная механизмы самоорганизации, человек может сознательно ввести в среду соответствующую флуктуацию, если можно так выразиться, – уколоть среду в нужных местах и тем самым направить ее движение. Но направить опять же не куда угодно, а в соответствующее с потенциальными возможностями место самой среды. Свобода выбора есть, но сам выбор ограничен возможностями объекта, поскольку объект является не пассивным, инертным материалом, а обладает «собственной свободой».

Созданная человеком природа сливается в ноосфере в цельную единую систему. В отличие от биосферы, включающей в себя организмы и неживую среду, охваченную и преобразованную жизнью, ноосфера является структурным особым элементом природы, выделенным по со­циальному признаку. Это постоянно расширяющаяся с прогрессом человеческой практики космическая область взаимодействия человека с материальным миром. Здесь человек не ограничивается рамками биологических взаимодействий с окружающей средой, а действует как существо сознательное, познающее ее средства для своего творчества.

Сознательное и стихийное в регулировании объективных процессов в природе, обществе и человеческом мышлении – это, прежде всего, две формы реализации объективных законов и возможностей. Человеческая деятельность в состоянии лишь модифицировать веще­ство природы и общественные отношения, раскрывать и реализовывать безграничные возможности материального мира.

Духовное творчество. Научно-техническая эволюция вызвала в современном обществе глубокие преобразования, затрагивающие все сферы и стороны человеческого бытия. Меняются отношения челове­ка с природой, его роль в производстве, его творческие возможности и потребности, складываются новые условия существования людей, влияющие на их образ жизни, поведение, характер межличностных отношений, формирующих их внутренний духовный мир. Духовная деятельность человека, как и материальная, носит целенаправленный характер. Это значит, что духовное производство начинается с постановки цели. В соответствии со своими потребностями, жизненными установками и стремлениями люди преобразуют имеющиеся у них представления и взгляды. Одни из них они отбрасывают, другие усовершенствуют и дополняют, а третьи создают как новые формы мышления.

Человек сам изменяет свой духовный мир. Без его фантазии, изобретательности, выдумки, инициативы, смелости, поиска ни одна теория, концепция, идея появиться не может, но формы этой деятель­ности он определяет объективным миром. Характерной особенностью целеполагающей формы духовной деятельности человека является то, что ее объективные результаты психологически переживаются чело­веком как идеальные образы того, что будет достигнуто. Любой «акт творения, – скажем словами Хайека, – есть время космического блаженства материи, в которой исчезает вражда хаоса и порядка, они сливаются в гармонии новообретенного целого». Но в действительности ни хаос, ни порядок никогда реально не бывают сами по себе, их невозможно исключить из общей поражающей логики процессов самоорганизационного развития без ее радикального подрыва.

Каждый уровень материального и духовного развития общества, одни и те же общественные условия содержат в себе различные возмож­ности разработки тех или иных идей и представлений, ибо история духовного развития общества носит альтернативный характер. Созерцание, слушание – вообще восприятие произведения искусства связано с таким напряжением разнообразных душевных сил, при котором ста­новится возможным и одновременное восприятие множества сторон, деталей этого произведения, и целостное интуитивное постижение главной, ведущей его идеи, возникающей при обобщении множества возникающих ассоциаций. Другими словами, возникает состояние, которое можно назвать вдохновением, т.е. множество различных ассоциаций, не связанных между собой и образующих в единении хаос, преобразуется в качественно новую структуру, которая станет в свою очередь источником создания, творения. Искусство действенно, если слушатель, зритель заражается вдохновением, и поэтому подлинно художественные произведения оставляют простор для «домысливания», «дофантазирования». Отсюда возможны различные трактовки одного и того же произведения, а в терминах синергетики возможны множе­ство путей развития системы.

Соотношение чувствительности и креативности. В ответственные моменты жизни, требующие незамедлительных и решительных действий, человек должен менее всего полагаться на недоступные ему и абсолютно независящие от него естественные и сверхъестественные силы и факторы, даже если он еще верит в их существование и благорасположенность. И вполне естественно, что в критической ситуации человек обращается прежде всего к самому себе, к собственным чело­веческим силам и возможностям.

В связи с изучением параметров креативного (инновационного, синергетического) мышления исследователи в числе других особенностей обычно отмечают более высокую восприимчивость, чувстви­тельность личностей, обладающих высоким творческим потенциалом. При этом соотношение креативности и чувствительности мыслится таким образом, что последняя обусловливает первую. Это и понятно: большая восприимчивость субъекта при прочих равных условиях обе­спечивает возможность получения более разнообразных впечатлений, восприятий самой различной природы. Вследствие этого расширяется база исходных данных, возможность нахождения нетривиальных решений и нестандартных ассоциаций. Эффективность созидания на основе переработки такого рода информации оказывается выше.

Большая восприимчивость, эмоциональная и когнитивная открытость, чувствительность оказывается как бы обратной стороной креативности, т.е. неизбежным следствием общего ослабления механизмов психологической защиты, которое (применительно к креативности) оказывает благотворное влияние, а в жизненных ситуациях оборачивается относительной незащищенностью таких людей.

Творчество как многоуровневый процесс самоорганизации. На современном этапе социально-экономического развития общества особо актуально междисциплинарное изучение такой стороны человеческого фактора, как феномен творчества. Необходимый для данной цели синтез естественных, общественных и технических наук связан с использованием общенаучной синтезирующей дисциплины – синергетики, открывающей возможность с позиции самоорганизации и хаоса анализировать качественно различные компоненты творчества на различных структурных уровнях: вопросы о творческой инициативе индивида, о творчестве как диалогическом взаимодействии, о нейрофизиологических механизмах самого креативного акта.

Одним из главных звеньев комплексной программы формирования нового мышления представляется развитие творческой инициативы. Следуя тезису У. Р. Эшби о самоорганизующейся системе как состоящей из организма и окружающей среды, творческую инициативу можно рассматривать как самоорганизацию внутренних (психофизиоло­гических) и внешних (социальных) факторов индивида. В связи с этим творческую инициативу можно представить как источник феномена инновационной культуры, где индивид по собственной инициативе начинает и активно ведет значимую для общества деятельность. Таким образом, творческая инициатива индивида – необходимый элемент его активной адаптации посредством его взаимодействия с внешней средой в целях преобразования желаемого внешнего качества в действительное.

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 177; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.