Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Усиление роли внесудебных репрессивных органов

Государственная прокуратура УССР была создана по образцу прокуратуры РСФСР. "Положение о прокурорском надзоре" было принято ВУЦИК 28 июня 1922 г. Оно предусматривало создание государственной прокуратуры УССР как отдела в составе наркомата республики. Согласно "Положению о судоустройстве Украинской ССР" государственная прокуратура УССР оставалась в составе Наркомюста УССР. Нарком юстиции был одновременно и генеральным прокурором республики. Он осуществлял общее руководство отделом прокуратуры Наркомюста УССР. Местными органами прокуратуры были прокуратуры округов, которые непосредственно подчинялись генеральному прокурору УССР. Положение 1925г. определяло права и обязанности прокуратуры УССР в целом и каждого ее органа отдельно.

Через несколько месяцев после утверждения прокуратуры была создана советская адвокатура. "Положение об адвокатуре" от 2 октября 1922 г. предусматривало создание при губернских советах судей коллегий защитников по гражданским и уголовным делам. На членов коллегий защитников возлагалась задача судебной защиты и участия в организации и деятельности юридических консультаций.

В рассматриваемый период произошли изменения и в правовом положении Государственного политического управления (ГПУ). 15 ноября 1923 г. оно было превращено в Объединенное государственное политическое управление при СНК СССР. ІЗ августа 1924г. ВУЦИК и СНК УССР утвердили Положение о Государственном политическом управлении УССР, которое создавалось при СНК УССР для борьбы с политической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом. Отныне этот орган становится главным орудием репрессий большевистской партии. Органы ГПУ проводили массовые аресты инакомыслящих, священнослужителей, разрушали церкви и т.д.

Переход к двухступенчатой системе управления требовал изменений в судебной системе. В октябре 1930 г. были ликвидированы окружные и созданы межрайонные суды. Переход в мае 1932 г. к трехступенчатой системе управления привел к ликвидации межрайонных судов. Судебная система приняла следующий вид: народный суд, областной суд, Верховный Суд УССР.

Изменения в административно-территориальном делении УССР привели к изменениям в органах прокуратуры. В 1930 г. были созданы межрайонные, городские и участковые прокуратуры. В связи с созданием областей в мае 1932 г. были ликвидированы межрайонные прокуратуры. Были созданы участковые, городские, областные прокуратуры и прокуратура республики. Городские прокуратуры создавались только в городах, а областные - в каждой области. Все органы областной прокуратуры подчинялись областному прокурору. Областных, городских и участковых прокуроров назначал и освобождал Генеральный Прокурор УССР.

Прокуратура республики входила в состав Наркомата юстиции УССР. Ее возглавлял Генеральный Прокурор республики, который одновременно был также народным комиссаром юстиции УССР.

17 декабря 1930 г. ЦИК и СНК СССР принимают Положение о прокуратуре СССР, согласно которому прокуратуры союзных республик выводились из состава наркоматов юстиции и переподчинялись непосредственно Прокурору СССР.

В соответствии с Конституцией УССР 1937 г. прокурор республики и областные прокуроры назначались Генеральным Прокурором СССР на пять лет. Районные и городские прокуроры назначались прокурором УССР также на пять лет.

Наркомат внутренних дел УССР выполнял административно-политические функции, а именно: осуществлял руководство по управлению коммунальной службой, милицией, местами лишения свободы, уголовным розыском и др. 15 декабря 1930 г. наркомат был ликвидирован. Его функции были переданы разным ведомствам: руководство коммунальным хозяйством перешло в Главное управление коммунального хозяйства, руководство местами лишения свободы - в наркомюст УССР, записи актов гражданского состояния стали вести президиумы исполкомов Советов. Для руководства милицией и уголовным розыском было создано Главное управление милиции и уголовного розыска при СНК УССР.

Последствием такой реорганизации было значительное усиление роли ОГПУ СССР и ГПУ УССР. Органы ОГПУ занимались охраной государственной безопасности, общественного порядка, охраной государственной и общественной собственности, обеспечивали паспортизацию.

Централизация репрессивного аппарата привела к созданию 10 июля 1934 г. общесоюзного НКВД. ОГПУ ликвидируется, а вместо него создается Главное управление государственной безопасности, которое входило в состав НКВД. В УССР, как и в других союзных республиках, было создано НКВД УССР как союзно-республиканское ведомство. В его структуру входили главное управление государственной безопасности, главное управление пограничной и внутренней охраны, главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, главное управление пожарной охраны, административно-хозяйственное управление и отдел общественного положения.

НКВД УССР не имел никакой самостоятельности и полностью подчинялся союзному НКВД.

Во второй половине 30-х годов НКВД фактически стал внеконституционным органом, поскольку был окончательно выведен из-под государственного контроля. В своей деятельности он руководствовался исключительно собственными нормативными актами - приказами, директивами и распоряжениями.

Формирование тоталитарного режима привело к созданию надконституционных, внесудебных карательно-репрессивных органов. Начиная с февраля 1930 г. во всех областных центрах Украины были созданы "тройки"- карательные внесудебные органы, в состав которых входили начальник управления ГПУ, областной прокурор и первый секретарь обкома КП(б)У. Эти органы брали в свое ведение любое уголовное дело, которое рассматривалось без свидетелей, участия защиты, ознакомления с ним обвиненного и даже без него самого. Постановления "тройки" не подлежали обжалованию. В 1932 г. в составе ОГПУ была образована судебная коллегия, которая являлась надконституционным органом и могла применять все виды наказания, даже расстрел. Исполнительные функции управления дополнялись судебными. Эта коллегия была ликвидирована в 1934 г., а вместо нее 10 июля 1934 г. принимается решение о создании при НКВД СССР Особого совещания, деятельность которого была направлена непосредственно на проведение массовых репрессий. Особое совещание в административном (внесудебном) порядке могло применять следующие наказания: ссылку, выселение, заключение в лагеря на срок до пяти лет, выселение за пределы СССР. В 30-е годы репрессивная деятельность внесудебных органов стала массовым явлением.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственный строй | Правовая система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.