КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственный строй. В первой половине 80-х годов правящая в СССР партийно-номенклатурная бюрократия оказалась перед выбором: немедленно приступить к реформам с целью модернизации
В первой половине 80-х годов правящая в СССР партийно-номенклатурная бюрократия оказалась перед выбором: немедленно приступить к реформам с целью модернизации системы или же продолжать курс на укрепление неототалитарного режима. В результате борьбы этих тенденций, которые представляли генеральные секретари ЦК КПСС Ю. Андропов и К. Черненко, к власти пришел представитель младшего поколения партийной элиты - М. Горбачев. Апрельский (1985 г.) пленум ЦК КПСС провозгласил курс на перестройку. С позиций партийной верхушки перестройка означала преобразование в экономике, коренную реорганизацию государственного механизма, изменение форм и методов деятельности органов управления. Эти мероприятия должны были реанимировать коммунистическую идею и были направлены на спасение социалистической государственности. Официальная концепция перестройки предусматривала решение двух взаимосвязанных задач: 1) радикальной экономической реформы; 2) демократизации общественной жизни, расширение гласности. Конечной целью провозглашалось построение гуманного, демократического социализма, который объединял бы политический плюрализм с руководящей ролью КПСС, рыночные отношения с централизованным планированием, расширение суверенитета республик и сохранение единого союзного государства. Перестройка, которая была направлена на спасение социалистической системы, не изменила сути власти, политической системы. Коммунистическая партия оставалась важнейшей государственной структурой. С целью выхода из кризиса Верховный Совет УССР 3 августа 1990 г. принял Закон "Об экономической самостоятельности Украинской ССР". Становилось очевидным, что успех экономических преобразований невозможен без реформирования политической системы. Еще в январе 1987 г. пленум ЦК КПСС провозгласил гласность основой новой политики. Впоследствии 1 августа 1990 г. был принят Закон "О печати и других средствах массовой информации", который ввел свободу печати и отменил цензуру. Публикации по политическим, историческим, экономическим проблемам начали заполнять множество белых пятен украинской истории. Стала общедоступной правда о таких страницах отечественной истории XX в., как деятельность Центральной Рады, голодомор 1933 г., сталинские репрессии, борьба ОУН-УПА и др. Одним из последствий реформ стало изменение политической структуры общества. Перестроечные процессы пробудили к жизни многочисленные общественные организации и объединения. В сентябре 1989 г. была образована общественно-политическая организация Народный Рух Украины за перестройку. 16 июля 1990 г. Верховный Совет Украинской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете Украины. Декларация состояла из введения (преамбулы) и десяти разделов: самоопределение украинской нации; народовластие; государственная власть; гражданство Украинской ССР; территориальное верховенство; экономическая самостоятельность; экологическая безопасность; культурное развитие; внешняя и внутренняя безопасность; международные отношения. Декларация провозгласила государственный суверенитет Украины как "верховенство, самостоятельность, полноту и безраздельность власти Республики в пределах ее территории и независимость и равноправие во внешних отношениях". В Декларации определялось, что Украина как суверенное государство будет развиваться в существующих границах на основе осуществления украинской нацией неотъемлемого права на самоопределение. Любые насильственные действия против национальной государственности 24 августа 1991 г. Верховный Совет УССР принял Акт провозглашения независимости Украины. В этом историческом документе подчеркивалось: "исходя из смертельной опасности, которая нависла над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991 г.,— продолжая тысячелетнюю традицию государственного строительства в Украине, — исходя из права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и другими международно-правовыми документами, — осуществляя Декларацию о государственном суверенитете Украины, Верховный Совет Украинской Советской Социалистической Республики торжественно провозглашает независимость Украины и создание самостоятельного Украинского государства — Украины. Территория Украины является неделимой и неприкосновенной. Отныне на территории Украины имеют действие исключительно Конституция и законы Украины. Этот Акт вступает в силу с момента его одобрения". Акт провозглашения независимости Украины, день принятия которого был вскоре объявлен национальным праздником, не был случайным явлением. Этот Акт украинский народ принял, продолжая тысячелетнюю традицию государственного строительства. На Всеукраинском референдуме, который состоялся 1 декабря 1991 г., 90,35% избирателей подтвердили Акт провозглашения независимости Украины. 5 декабря 1991 г. Верховный Совет Украины принял обращение " К парламентариям и народам мира", в котором делалось ударение на то, что договор 1922 г. о создании СССР Украина считает относительно себя недействительным и недействующим. 7-8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще под Минском лидеры Украины (Л. Кравчук), России (Б. Ельцин), Беларуси (С. Шушкевич) констатировали распад СССР и подписали соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ). 2 1 декабря 1991 г. в Алма-Ате к этому соглашению присоединились еще 8 независимых государств бывшего СССР. В принятой Декларации зафиксировано, что с созданием Содружества СССР прекращает свое существование. Причем СНГ не является ни государством, ни надгосударственным образованием. Для координации деятельности в сферах совместных интересов был образован Совет глав государств и Совет глав правительств. Основатели СНГ определили, что каждая из республик является независимым в своей внутренней и внешней политике государством. Украина вступила в новый этап своей истории. Политика перестройки нуждалась в реформировании государственного аппарата как в центре, так и на местах. В марте 1990 г. в СССР был введен институт президентства, что подтвердило намерение М. Горбачева воплотить на практике государственного строительства теорию распределения властей. В декабре 1990г. Совет Министров СССР был переименован в Кабинет Министров СССР, который четко определялся как исполнительно-распорядительный орган, подчиняющийся Президенту СССР. Реформирование союзных органов власти и управления привело к соответствующим изменениям в союзных республиках. Высшим представительным органом республики оставался Верховный Совет УССР. Именно ему было отведено главенствующее место в проведении демократизации государственной жизни Украины. В 1989-1991 гг. Верховный Совет принял ряд законов, которые изменяли и дополняли Конституцию УССР. Закон УССР "Об изменении и дополнении Конституции (Основного Закона) Украинской ССР" от 27 октября 1989 г. определял компетенцию Верховного Совета. Значительно расширялись полномочия Председателя Верховного Совета УССР, который получал ранг высшего должностного лица республики. Состав Верховного Совета должен был состоять из 450 депутатов (ранее - 650). Срок полномочий народных депутатов - пять лет. Впервые за много лет своего существования Верховный Совет начал работать в парламентском режиме. Порядок его работы определялся Временным регламентом, утвержденным 22 мая 1990 г. В парламенте появилась оппозиция в лице Народной Рады, в состав которой вошли 125 депутатов. Значительным событием стало введение в Украине поста Президента УССР. В связи с этим Верховный Совет УССР принял 5 июля 1991 г. такие законы: "Об основании поста Президента Украинской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Украинской ССР", "О Президенте Украинской ССР", "О выборах Президента Украинской ССР". Выборы Президента Украины назначались на 1 декабря 1991 г. Таким образом, введение поста Президента УССР было новым шагом по созданию в республике государственного аппарата, построенного на принципах распределения власти. Законом УССР "Об изменениях и дополнениях Конституции УССР в связи с усовершенствованием системы государственного управления" от 21 мая 1991 г. в Конституцию УССР были внесены изменения и дополнения относительно структуры органов высшей исполнительной власти республики. Совет Министров был переименован в Кабинет Министров УССР. Должность председателя Совета Министров заменялась должностью премьер-министра. 13 мая 1991 г. был принят Закон "О перечне министерств и иных центральных органов государственного управления Украинской ССР". Кабинет Министров объединяет и направляет работу министерств и других подчиненных ему органов. Министерства и другие центральные органы государственного управления осуществляют руководство отдельными сферами управления, несут ответственность за их развитие. В пределах своей компетенции правительство может издавать постановления и распоряжения, а также организовывать проверку их выполнения.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |