КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и виды бюджетно-налоговой политики
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса, экономического роста при производстве неинфляционного ВВП (ВНП). Основными инструментами осуществления бюджетно-налоговой политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др. Фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования. Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса. Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек. Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте. При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, работающий в режиме саморегулирования и позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов, в том числе страхование по безработице и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента. Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса. Циклический дефицит (излишек) – дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности. Действие "встроенных стабилизаторов" объясняется следующим образом. В фазе циклического подъема налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается. В период же циклического спада налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада. Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способов его финансирования, в качестве которых могут использоваться: увеличение налоговых поступлений в госбюджет, выпуск займов, денежная эмиссия. Если дефицит госбюджета финансируется за счет выпуска государственных займов, то это ведет к росту рыночной ставки банковского процента. А рост последней приводит к удорожанию кредитов и к уменьшению объема инвестиций, что снижает стимулирующий эффект фискальной политики. В случае финансирования дефицита госбюджета за счет денежной эмиссии государство получает особый доход (доход от печатания денег), который называется сеньораж. Сеньораж возникает при превышении прироста денежной массы над приростом реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате этого все экономические агенты платят своеобразный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через механизм повышения цен. Однако, следует отметить, что встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. Дискреционная фискальная политика в зависимости от фазы экономического цикла может быть стимулирующей или сдерживающей. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной денежно-кредитной политикой Центрального (Национального) банка и оптимизацией структуры государственных расходов. Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более продолжительном периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создаёт предпосылки для разрушения экономического потенциала. Стабилизационное воздействие налогов и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций. Мультипликатор государственных расходов (МРг) рассчитывается по формуле: , где МРС – предельная склонность к потреблению. Он показывает приращение ВВП в результате роста государственных расходов на закупку товаров и услуг. При значительном уровне безработицы государство проводит стимулирующую политику в форме сокращения налогов. Более низкие налоги вызывают увеличение доходов домашних хозяйств, что ведет к увеличению расходов и к росту совокупного спроса, цен, расширению объема производства и совокупного предложения. В результате повышается реальный ВВП. Низкие налоги также стимулируют рост сбережений домашних хозяйств и увеличение прибыльности предпринимательских инвестиций. Это способствует повышению нормы накопления капитала, расширению производства, снижению безработицы и увеличению национального продукта. Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту. Мультипликатор чистых налогов – это отношение величины изменения совокупного спроса к величине заданного изменения реальных чистых налогов. Его абсолютная величина определяется по формуле: МР налогов = МРг – 1. Если в эту формулу подставить значение мультипликатора расходов, то получится: МР налогов = МРС (1 – МРС). Налоги по сравнению с государственными расходами в меньшей степени воздействуют на изменение национального продукта. Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению. Это объясняется тем, что государственные расходы являются составляющей совокупных расходов, а налоги выступают фактором, влияющим только на потребление – одну из переменных совокупных расходов. Кроме того, если каждая денежная единица, использованная на закупку товаров и услуг, оказывает прямое воздействие на прирост ВВП, то при сокращении налогов только одна часть доходов семейных хозяйств идет на рост потребления, поскольку другая часть уходит на сбережения. Выбор правительством форм и методов стабилизационной фискальной политики зависит и от используемой концептуальной модели государственного регулирования. В теории и практике государств с рыночной экономикой выделяются две концептуальные модели – неокейнсианская и неоклассическая. Неокейнсианская модель государственного регулирования экономики базируется на теории Дж. Кейнса. Он придавал особое значение недискреционной бюджетно-налоговой политике, которая, по его мнению, способна амортизировать кризис. Встроенная стабильность возникает вследствие существования функциональной зависимости между налогами и национальным доходом. Так, величина собираемого чистого налога варьирует пропорционально величине чистого национального продукта (ЧНП). Следовательно, по мере изменения уровня ЧНП возможны автоматические колебания (увеличение или уменьшение) размеров налоговых поступлений и возникающих бюджетных дефицитов и профицитов. Антиинфляционный эффект заключается в том, что по мере роста ЧНП растут доходы производителей и происходит автоматическое повышение налоговых поступлений, которое со временем обусловливает сокращение потребления, сдерживает избыточный инфляционный рост цен, а в итоге вызывает понижение ЧНП и занятости. Следствием этого является замедление экономического подъема и формирование тенденции к ликвидации дефицита государственного бюджета и образованию профицита. Неоклассическая модель налогового регулирования основывается на теории «экономики предложения», в которой одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для этого используется бюджетная концепция А. Лаффера, где главной переменной величиной являются предельные ставки налогов. Так, если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то ликвидируются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение предельных налоговых ставок вызывает противоположный эффект. Таким образом, неокейнсианцы строят механизм налогового регулирования на основе изменений уровня налогов как средства проведения антициклической политики, снижения их в периоды спада экономики, повышения в годы оживления и подъема с целью сдерживания деловой активности, а неоклассики – на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений. Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь Республика Беларусь относится к странам с малой, но открытой экономикой, для которых в условиях трансформационного периода характерно усиление бюджетно-налоговых методов государственного регулирования в сочетании с поддержанием фиксированного обменного курса, политикой стимулирования развития экспортоориентированного производства и импортозамещения. Анализ бюджетно-налоговой системы свидетельствует, что в Беларуси высока доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете (48,7 %); относительно высокая общая налоговая нагрузка на реальный сектор экономики (45,2 % к ВВП); большое количество взимаемых налогов и льгот; неравномерна налоговая нагрузка по отраслям и секторам экономики; высока дотационность бюджетов территорий и доля встречных потоков финансовых ресурсов между бюджетами. Основными недостатками проводимой в настоящее время в нашей стране фискальной политики являются ее преимущественно фискальный характер, сдерживающий производственно–инвестиционную активность товаропроизводителей. Наблюдается слабая координация фискальной политики с другими формами государственного регулирования, прежде с денежно–кредитной политикой. Сильный налоговый пресс приводит к низкой собираемости налоговых и неналоговых платежей, стимулирует уклонения от уплаты налогов; ухудшает финансовое положение хозяйствующих субъектов, уменьшает налогооблагаемую базу и снижает налоговые поступления в бюджет, способствует сдерживанию притока прямых зарубежных инвестиций, утечке отечественного капитала из страны. Недополучение бюджетом средств сопровождалось сокращением бюджетных статей. Предприятиям и организациям наряду с налогами приходится выплачивать сборы во внебюджетные фонды (государственные республиканские внебюджетные фонды, централизованные внебюджетные фонды министерств и ведомств, внебюджетные фонды местных Советов), которые значительно повышают себестоимость и цены на отечественную продукцию. Налоговое бремя распределяется неравномерно в зависимости от форм хозяйствования вследствие того, что некоторые отрасли, предприятия имеют различные льготы. Так, суммы налоговых и неналоговых платежей и отчислений по отраслям распределяются следующим образом: промышленность – свыше 50 %, строительство – менее 10%, торговля и общественное питание – менее 5 %, сельское хозяйство – менее 3%. Подобная тенденция пока сохраняется и в настоящее время. Кроме того, ряд налогов и неналоговых платежей включены в выручку и себестоимость. Сложилась ситуация, когда выручка, фонд заработной платы и прибыль выступают объектами многократного обложения. С прибыли изымается 6 республиканских налогов, а также местные налоги. Фонд заработной платы является самым высокооблагаемым элементом и выступает объектом исчисления 4 платежей предприятий и 2 платежей работников (походный налог и отчисления в пенсионный фонд). В результате налоги и неналоговые платежи учитываются в элементах себестоимости продукции и повышают цену продукции. Это ведет к тому, что многие предприятия выплачивают налоги по сумме, превышающей размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия изымают средства из амортизационных отчислений, обостряя проблемы накоплений, расширения инвестиционной деятельности. Вследствие этого налоги и неналоговые платежи перекладываются на потребителей. Недостатки обусловливают необходимость поэтапного реформирования фискальной системы по следующим направлениям. В области налоговой политики предстоит серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса Республики Беларусь унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации и направленного на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для юридических и физических лиц Беларуси и России. Достижение поставленных целей предполагает: · введение в Республике Беларусь общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения, понятийного и терминологического аппарата, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов; · совершенствование структурыналогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, а также сокращение количества республиканских налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные и целевые бюджетные фонды, объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу; · существенную модернизацию методов расчета, а также механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как на добавленную стоимость, прибыль и доходы организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц; · выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в первую очередь, за счет поэтапного сокращения льгот по налоговым платежам и ужесточения подходов к предоставлению индивидуальных налоговых льгот и преференций; · установление оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также обеспечение эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов. Бюджетная политика в ближайшие годы будет направлена на инвестирование бюджетных средств в формирование конкурентоспособной структуры национальной экономики, реализацию социально–экономических приоритетов и государственных программ, проведение активной социальной политики при одновременном ужесточении контроля за целевым исполнением запланированных расходов. Приоритетными направлениями бюджетной политики в прогнозируемом периоде являются: · реструктуризация и оптимизация бюджетных расходов с их концентрацией на решении ключевых социально–экономических задач; · проведение целенаправленной политики управления государственным долгом и активами, ограничение уровня дефицита бюджета с учетом необходимости погашения внешней задолженности; · совершенствование бюджетного процесса, эффективное взаимодействие республиканского и местных бюджетов при их формировании и исполнении; · дальнейшая унификация бюджетного законодательства республики с законодательством Российской Федерации в рамках создаваемого Союзного государства. Требует продолжения работа по реформированию межбюджетных отношений с учетом интересов всех уровней бюджетной системы по сокращению встречных финансовых потоков, что позволит снизить дотационность территориальных бюджетов. В этой связи необходимо разработать действенные стимулы для регионов к увеличению своих доходов, более рациональному и ответственному использованию бюджетных средств. Поддержка из республиканского бюджета местных бюджетов будет осуществляться преимущественно за счет субвенций на содержание объектов социально–культурной сферы и строительство объектов коммунальной собственности. Раздел 4 – Основы теории мировой экономики Лекция №26 Тема: Мировая экономика. Формы экономически отношений в мировом хозяйстве
26.1 - Сущность и противоречивое единство мирового хозяйства Мировое хозяйство, его сущность. Мировое хозяйство прошло длительный исторический период своего становления, пока оно приобрело современный вид и структуру. Первоначально экономические связи между государствами существовали преимущественно в виде торговых отношений. Однако постепенно эти связи становились постоянными, на смену чисто рыночным приходили производственные связи, налаживались финансовые и денежно-кредитные отношения, появились международные институты, регулирующие межгосударственные экономические отношения. Под мировым хозяйством ныне понимается система экономических отношений, возникшая на базе международного разделения труда и сотрудничества национальных экономик. Оно весьма сложно, противоречиво, специфично, подвержено воздействию различных факторов и изменениям, но всегда имеет свое исходное, организованное начало. Если подходить ко всемирному хозяйству как к организованной системе отношений, следует определять экономический механизм ее внутреннего саморазвития и движения. По всей видимости, именно с этим механизмом следует соотносить общие принципы построения экономической системы, структуру производства, систему обмена деятельностью, другие звенья жизнеобеспечения национальных экономик. Однако в любом случае основой устанавливаемых в рамках мирового хозяйства экономических отношений будут выступать общественное разделение труда, специализация и обобществление производства, проявляющиеся в условиях определенных отношений собственности. Общественное разделение труда и обобществление производства -категории парного порядка, взаимодействующие и взаимосвязанные между собой. Во всемирном хозяйстве как организованной системе действует ряд объективных экономических законов, определяющих основные закономерности функционирования мирохозяйственных связей и тенденций их развития. Сказанное опровергает сложившуюся в свое время трактовку всемирного хозяйства как арены экономического противоборства двух социально-экономических систем - капиталистической и социалистической, причем не сотрудничающих, а противоборствующих между собой. Единственное, что признавалось, - это мирное сосуществование и экономическое соревнование между ними. Однако где есть экономическое, там налицо и политическое, а значит, и военное противостояние. Таким образом, экономическое противоборство неизбежно приводит к политическому и военному противостоянию. Это не позволяло исследователям вести обстоятельный анализ закономерностей развития всемирного хозяйства, и не случайно в экономической литературе до сих пор отсутствует сколько-нибудь четкое и обстоятельное определение всемирного хозяйства. Однако с начала 90-х гг. XX в. взгляды в области оценки содержания всемирного хозяйства меняются. Представление о том, что всемирное хозяйство - это целостная, взаимозависимая система, имеющая свою экономическую основу и ориентирующаяся в своем развитии на тенденцию к сотрудничеству, начало превалировать. В таких условиях по-иному воспринимается проблема конвергенции различных хозяйствующих систем. Начали складываться взаимодействующие звенья мировой экономики. С учетом этого всемирное хозяйство можно представить как сложившуюся на основе международного разделения труда и всемирного обобществления производства систему экономических отношений, функционирующую на базе всемирных производительных сил и экономического сотрудничества различных типов государств, социально-экономических блоков и союзов. Становление всемирного хозяйства прошло длительный исторический путь. Экономические связи между различными регионами и странами земного шара начали складываться еще в древние века: увлекаемый сказочным богатством Древней Индии и Китая, до предгорья Гималаев довел свои войска Александр Македонский; на вратах Царьграда (Византия) прикрепил в знак победы свой щит древнерусский царь; за золотым руном на северное побережье Черного моря ходили в поход древние греки; с торговыми целями в последней четверти XIII в. совершил путешествие в Китай и прожил там 17 лет итальянец Марко Поло; с этими же целями в конце XV в. португальский мореплаватель Васко да Гама морским путем отправился в Индию и достиг ее; несколькими годами раньше генуэзец Христофор Колумб в поисках кратчайшего пути в Индию открыл Америку. Однако возникшие вследствие этого экономические связи были эпизодическими, развитие общественного производства имело локальный характер и только с появлением в конце XVIII в. крупного машинного производства, транспортных систем и коммуникаций экономические связи во всемирном хозяйстве значительно упростились и начали приобретать стабильные, динамичные черты. На базе временных региональных рынков начал складываться всемирный рынок, чему способствовало развитие капиталистической системы хозяйства. Именно капиталистический способ производства первоначально экономическими, а затем политическими и военными средствами окончательно подорвал и разрушил феодальную замкнутость местных рынков, создал экономические условия подвижности техники, технологии, миграции рабочей силы. Он выявил две тенденции в национальном вопросе: одна из них связана с пробуждением национальной жизни и национальных движений, борьбой против всякого национального гнета, созданием национальных государств; вторая привела к развитию и учащению различных отношений между нациями, ломке национальных перегородок, созданию интернационального единства капитала и экономической жизни вообще. Сложившиеся первоначально торгово-экономические связи активно дополнялись производственными и финансово-экономическими, что и привело к складыванию в конце XIX в. всемирного хозяйства. С этого момента активную роль в хозяйственной жизни стран начали играть внешнеэкономические факторы. Становление всемирного хозяйства первоначально происходило на базе мирового капиталистического хозяйства и законов его развития. Однако это не означает, что на определенном этапе можно отождествлять всемирное хозяйство и мировое капиталистическое хозяйство. Всемирное хозяйство всегда шире, богаче по содержанию. В период становления всемирного хозяйства в сферу международного разделения труда входили капиталистические хозяйствующие регионы, зоны колониального господства, система феодальных отношений. В последующем с победой Октябрьской революции система всемирного хозяйства пополнилась Советской Россией, а затем и другими социалистическими государствами; крушение колониальной системы породило хозяйства развивающихся экономик, которые активно стали втягиваться в систему всемирного разделения труда, привнося в него новые экономические отношения. Происходящие ныне изменения в экономическом развитии ряда стран также вносят коррективы во всемирное хозяйство. Предпосылки формирования мирового хозяйства. Среди множества предпосылок функционирующего мирового хозяйства можно выделить важнейшие из них: наличие природно-климатических и географических особенностей в положении отдельных стран и регионов; международное разделение труда; промышленная революция и связанная с ней интернационализация производства; обострение глобальных проблем современности. Природно-климатические и географические особенности служат предпосылкой складывания мирового хозяйства в силу того, что они оказывают воздействие на объем и структуру потребностей людей. Даже первичные физиологические потребности неодинаковы для различных стран и континентов: калорийность питания у населения северных широт земного шара должно быть более высокой, чем у населения юга. Это относится также к одежде. Сложнее на севере добывать природные ресурсы, больше нужно расходовать электричества, дороже обходится строительство и содержание жилого фонда и т.д. На развитие производственной сферы существенное влияние оказывает географическое положение стран: одни страны расположены в горной местности и они не могут иметь развитое сельское хозяйство; другие расположены на побережье морей и океанов и имеют преимущества в развитии пароходства и морского промысла; есть страны богатые железной рудой, медью, оловом, но не располагают залежами угля, газа, нефти и т.д. В силу этого страны просто вынуждены налаживать торгово-экономические, производственные, экскурсионные и т.п. связи друг с другом. Международное разделение труда проявляет себя в том, что, опираясь на ресурсный потенциал, национальные экономики специализируются на выпуске тех продуктов, которые наиболее целесообразны и экономически выгодны для них. Вместе с тем разделение труда не только специализирует производства, оно одновременно делает их взаимозависимыми, дополняющими друг друга. Промышленная революция дала мощный толчок развитию международных интеграционных процессов, которые явились предпосылкой складывания мирового хозяйства. Международная экономическая интеграция ведет к созданию постоянно действующих производственных структур, носящих межгосударственный характер. На их основе создаются новые технологии, информационные структуры, складывается международная инфраструктура. Производственный процесс увязывается со сферой обращения и все чаще протекает на территории ряда государств. Это дало возможность экономистам вести разговор о международном производстве благ и услуг и структуре международных потребностей. Технический прогресс, развитие производительных сил и науки вызвал к жизни и одновременно обострил глобальные проблемы человечества. С одной стороны, формирование международного производства делает экономические связи и отношения глобальными, их регулирование невозможно усилиями одной страны, какой бы мощной не была ее экономика; с другой стороны, мировое хозяйство породило ряд глобальных проблем, таких как экологическая, продовольственная, ресурсная, поражение озонового слоя планеты, потепление климата, уничтожение лесов, наступление пустынь и т.д. Их следует решать только совместными усилиями стран и народов. Этапы развития мирового хозяйства. В развитии мирового хозяйства можно выделить несколько этапов. Процесс складывания и функционирования мирового хозяйства заключается в развитии производительных сил, международном разделении труда и специализации производства. Главным критерием для выделения первого этапа должен послужить промышленный переворот. Раньше других стран на путь промышленного переворота встала Англия. Этот процесс здесь начался в 60-х гг. XVIII в., с момента внедрения в производство механической прялки «Дженни», которая была изобретена рабочим Дж. Харгривсом. В 1887 г. в промышленности Англии применялось 20 тыс. таких машин. С 70-х гг. XVIII в. здесь начали применять мюль-машины, и хлопчатобумажная пряжа начала изготовляться только фабричным способом. С конца 90-х гг. XVIII в. в текстильной промышленности стал использоваться паровой двигатель Дж. Уатта. В первой четверти XIX в. появились пароходы и паровой железнодорожный транспорт. Первый экономический кризис 1825 г. знаменовал собою завершение промышленного переворота в Англии, и этот год можно считать началом первого этапа становления мирового хозяйства, который продолжался до 1910 г. За это время промышленные перевороты произошли во Франции, США, Германии, Японии, России и других странах. Второй этап охватывает 1910 - 1930-е гг. Вследствие подготовки и хода Первой мировой войны, милитаризации экономики произошло резкое ускорение промышленного развития. Появились новые отрасли производства, такие как нефтехимическая, алюминиевая, энергетическая и другие. Одновременно в развитии мирового хозяйства появились и негативные тенденции, обозначенные выходом из мирохозяйственных связей России, экономическим кризисом мирового хозяйства 1929 - 1933 гг. Третий этап связан со Второй мировой войной и восстановлением экономики. Он включал 1940 - 1950 гг. Из мирового хозяйства оказались исключенными страны мировой социалистической системы, началось противостояние и противоборство двух противоположных социально-экономических систем, которое деформировало развитие мирового хозяйства, направив его на рельсы милитаризации. Произошло крушение колониальной системы. Возникли экономические противоречия внутри мирового хозяйства между тремя крупными центрами промышленного производства: США - Западная Европа - Япония. Между ними обострилась борьба за рынки сбыта. Четвертый этап (1970 - начало 1990-х гг.) ознаменовался назреванием кризиса мировой системы социализма и ее крушением. В этот период резко усилилась интеграция экономик в пределах мирового хозяйства, активно начали действовать транснациональные корпорации, усилились темпы экономического развития США, Япония, стран ЕС. Пятый этап начался с середины 1990-х гг. и продолжается до сих пор. Его особенностью явилось то, что постсоциалистические страны начали активно включаться в систему мирохозяйственных связей, в экономике этих государств активно идет процесс перехода от командно-административной системы хозяйствования к рыночной. Быстро развивается индустрия технологий, в особенности информационных, резко расширяется производство услуг. Вместе с тем обостряются проблемы глобализации, загрязнения окружающей среды, в мире процветает теневая экономика, наркобизнес, в открытую борьбу с мировым сообществом вступил международный терроризм, потребовавшие объединения усилий всех стран и народов.
26.2. Общемировой характер современных производительных сил и экономического прогресса Интернационализация производительных сил означает сближение экономик различных стран, их интеграцию с целью обеспечения экономического и социального прогресса во всемирном масштабе. Интернационализация производства сопровождается интернационализацией обмена, включающего договорные поставки товаров под интегрированное производство или для кооперативных предприятий различных стран. Рамки внутреннего рынка в этих условиях становятся не просто узкими, а неспособными решать экономически проблемы интегрированной экономики. Международная интеграция и интернационализация производительных сил расширяют технологические границы производства. В настоящее время около 30% всего товарооборота между развитыми странами осуществляется на основе договорных или кооперированных поставок. На интернациональную основу в современных условиях ставится подготовка и переподготовка кадров по самым различным профессиям и профилям знаний, что в равной степени касается как развитых, так и развивающихся государств. В сферу обмена по подготовке кадров специалистов все больше включаются страны СНГ, что во многом предопределено созданием совместных предприятий и объединений. В 80 - 90-е гг. XX в. наблюдалась устойчивая тенденция к региональной межстрановой интеграции. Создание единого экономического пространства предполагается в рамках Европейского союза (ЕС). В 1990-е гг. расширились границы ЕС за счет ее новых членов, таких как Венгрия, Чехия, Польша и т.д. На создание единого североамериканского экономического пространства нацелены такие государства, как США, Канада и Мексика. В свою очередь южноамериканские государства - Боливия, Венесуэла, Колумбия и Перу -планируют создать Андский общий рынок. Межгосударственные интеграционные процессы характерны для стран Юго-Восточной Азии, арабского мира, стран Африки и Центральной Америки. Интенсивно идут интеграционные процессы благодаря деятельности транснациональных корпораций. Транснациональные воспроизводственные структуры взаимосвязывают звенья национальных экономик в единый хозяйствующий организм. Эти связи настолько мощны и значимы, что их разрыв отразился бы на состоянии национального хозяйства. Всемирная инфраструктура. Она представляет собой совокупность национальных элементов различных видов транспортных систем, средств связи, информационных коммуникаций, унифицированных узлов статистических данных, обслуживающих внешнеэкономическую деятельность, обеспечивающих охрану окружающей среды, рациональное использование естественных ресурсов, нормальное функционирование совместных объектов. Важнейшими видами инфраструктурных систем являются мировая транспортная система, международный трубопроводный транспорт, мировая сеть информационных коммуникаций, мировой свод унифицированных статистических данных и др. Мировая транспортная система как важнейшая составная часть всемирной инфраструктуры включает морской, речной, воздушный, железнодорожный и автомобильный транспорт, каждый из которых располагает своей системой стандартов, поэтому их унификация дает колоссальную экономию материальных и денежных ресурсов. Международный трубопроводный транспорт связывает различные континенты и национальные экономики государств Европы, Ближнего Востока, Азии и Америки. Он широко используется для транспортировки нефти, газа и нефтепродуктов. Мировая сеть информационных коммуникаций включает систему радио- и телесигналов, передаваемых через искусственные спутники и космическую связь, технические средства для приема и обработки информации, является важнейшим фактором развития как отдельных стран, так и всемирного хозяйства в целом. Мировой свод унифицированных статистических данных представлен сведениями об экономическом и социальном развитии стран, расширяет и удовлетворяет познавательный интерес народов и государств друг к другу, служит фактором экономического и социального сотрудничества. Информационная база, возможности ее использования определяют ту или иную позицию страны в международном разделении труда и во всемирном хозяйстве. Основы целостности всемирного хозяйства. Причиной развития всемирного хозяйства и упрочения его целостности явились необходимость международной специализации и кооперирования производства, упрочение экономических связей между государствами. Важнейшими факторами, предопределяющими формирование целостности всемирного хозяйства, выступают усиление интернационализации мировой экономики, развитие всеобъемлющего характера современного научно-технического прогресса и средств информации, интернационализация возможностей использования ресурсного потенциала планеты, возрастание опасности общей экологической катастрофы, возникновение проблемы выживания самого человеческого рода. Сюда же следует отнести обострение проблемы сбыта и реализации товаров, поиск возможностей более прибыльного приложения ресурсов, налаживание сотрудничества в области изучения и разрешения глобальных проблем человечества. В мире возросли заинтересованность государств в установлении устойчивого импорта продукции из развитых стран, прежде всего продукции машиностроения, развитии сотрудничества в освоении космоса, усилилось их стремление шире использовать прогрессивные организационные формы управления экономикой. Развитие торговли, культурных контактов между различными государствами и регионами земного шара неизбежно сопровождается установлением деловых связей в сфере производственной, коммерческой и научной деятельности, что упрочивает целостность всемирного хозяйства. Эта целостность осуществляется посредством все более широкого совместного участия всех государств в международных экономических организациях. Речь идет о таких органах и специализированных учреждениях ООН, как Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Программа ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и т.д. Это, с одной стороны, позволяет активно использовать международный опыт хозяйствования, а с другой - оздоровляет внешнеэкономические связи. Международное экономическое сотрудничество осуществляется на основе ряда принципов: мирного урегулирования экономических споров, не нанесения ущерба национальным интересам, исключения возможности использования экономических связей для политического нажима, воздействия на внешнюю политику государств и т.д. Оздоровление международных экономических отношений будет осуществляться успешно при условии развития между всеми странами разносторонних торговых, производственных и научных контактов, исключения из отношений партнеров дискриминационных принципов, налаживания сотрудничества на взаимовыгодной основе. Необходимо обеспечивать технико-экономическую независимость всех государств, не допускать чрезмерной кредитной задолженности одних стран другим.
26.3. Тенденции мирового экономического и социального развития Экономический прогресс. Для второй половины XX в. было характерно ускорение экономического роста. По оценкам специалистов эта тенденция будет характерна для общемирового развития начала XXI в. Для развитых стран она будет стабильной и приблизительно одинаковой, что связано с растущей экономической взаимозависимостью стран вследствие возрастающего объема и увеличения разнообразия потоков товаров, услуг и капиталов, а также в результате быстрой и весьма обширной диффузии технологий. Это сопровождается и будет сопровождаться возникновением новых качественных характеристик в мирохозяйственных связях и отношениях, в результате чего мировое экономическое сообщество из рыхлой совокупности более-менее взаимосвязанных национальных экономик будет превращаться в целостную экономическую систему, в единый организм, где национальные экономики будут всего лишь элементами этой системы. Это происходит благодаря ряду обстоятельств. Во-первых, это связано с четко выразившейся тенденцией опережающего развития обрабатывающей промышленности, в первую очередь отраслей, производящих средства производства. На этой основе углубляется общественное разделение труда и специализация производства, сопровождающиеся увеличением объема конечного потребления. Во-вторых, весьма активной и эффектной становится производственная инфраструктура. Резко возросла сеть нефте- и газопроводов, линий электропередач, что сделало весьма подвижным ресурсный потенциал. Этому способствует также быстрое развитие транспорта - железнодорожного, автомобильного, водного,- воздушного. Все вместе взятое вызвало значительное сокращение так называемого экономического расстояния между материками, территориальными зонами, регионами, странами и их административными делениями. Это привело к снижению издержек производства, упорядочению цен и тарифов на перевозимые товары и услуги, сырье и полуфабрикаты. В-третьих, это связано с формированием сети информационных коммуникаций, использующей достижения космической связи, с новыми технологиями, применяемыми в электронной промышленности, кибернетике, микропроцессорной технике. Своеобразной нервной экономической системой в экономической и социальной сферах мирового сообщества стала всемирная сеть электронной связи Internet. Это вызвало диффузию производства и сфер занятости. Используемая ранее крупномасштабная концентрация производства оказалась часто не нужной, экономически не оправданной, ибо территориальное размещение дочерних предприятий не играло существенной роли, более того их можно было разместить и дальше от головного предприятия, если это касалось близости к источникам сырья, трудовым ресурсам или рынкам сбыта. Экономическую выгоду от этого имеют не только развитые, но и развивающиеся страны, так как все они получают доступ к новым технологиям, перемещение которых на межстрановом уровне занимает часто буквально считанные секунды. Это же касается международного инвестирования капитала, кооперирования производства и маркетинга, принципов менеджмента, заимствования передового опыта хозяйствования. В-четвертых, благодаря изменениям неоколониалистских взаимоотношений между развитыми и развивающимися государствами. Если ранее капитал стремился из развитых стран на периферию капиталистического мира, делая ее сырьевым придатком государств-метрополий, на чем и базировался неоколониализм, теперь резко возрос экспорт капитала из развивающихся стран в развитые, что объясняется большей стабильностью производства в этих странах. Усиливается процесс перекрестного (взаимного) инвестирования как между развитыми, так и развивающимися странами, что усиливает, расширяет и упрочивает экономические связи между странами, ведет к формированию международной собственности, укрепляет доверие стран друг к другу. В-пятых, это связано с изменениями на рынке ссудного капитала. Если в 1960-х гг. преобладающей формой вывоза капитала выступал физический капитал, то на рубеже ХХ-ХХІ вв. резко возрос спрос на кредитные ресурсы, ибо этого требовала экспансионистская политика ТНК и быстрый рост товарообмена между странами. С кредитными отношениями тесно связаны межбанковские отношения. На смену страновой специализации банков пришла международная банковская система. Теряет свой смысл монополизм какой-то одной национальной валюты на международной арене - фунта стерлингов, доллара, японской иены и т.д. Более того, активно идет процесс кредитования в местной валюте, что упрощает валютно-финансовые отношения между странами, но вместе с тем это усиливает валютно-финансовую зависимость между странами. Постепенно усиливается процесс глобализации в финансовой сфере экономики. Мировое экономическое поле становится единым полем для деловых игр крупного бизнеса. В-шестых, развитие и углубление разделения труда, формирование международной инфраструктуры и информационной сети электронной связи дали огромный импульс развитию ТНК и их филиалов в различных странах. Сейчас около 40% всех международных потоков товаров и услуг осуществляется через каналы ТНК, превратившихся в могущественные самостоятельные геоэкономические системы, которые по своему могуществу превосходят национальные государства и межгосударственные объединения. ТНК стали одним из главных субъектов международных торгово-экономических и финансовых отношений, и это явилось качественно новой ситуацией, не имеющей аналогов в истории. С учетом изложенного можно констатировать, что намеченные процессы будут усиливаться, а на их основе - меняться положение отдельных национальных экономик как элементов общей глобальной экономической системы. Если в прошлом судьбы государств определялись преимущественно эндогенными факторами, что позволяло им то вырываться в экономическом развитии вперед, то консервироваться на каком-то уровне на определенный промежуток времени, то теперь экономическая открытость возросла, взаимозависимость усилилась и рыночный конгломерат стран более стабильно и устойчиво осуществляет общемировое прогрессивное продвижение вперед. Причем судьбы национальных экономик все в большей степени определяются внешнеэкономическими и внешнеполитическими факторами. Политика стабилизации экономики. Стабилизация экономики в мире действует в единстве с концепцией устойчивого развития. При этом понятие «устойчивое развитие» включает в себя обеспечение умеренных стабильных темпов экономического роста. В прежние годы достичь этого было невозможно в силу действия закона неравномерности экономического и политического развития различных стран. Неравномерность вызывается погоней отдельных стран, фирм, корпораций за прибылью, стремлением максимизировать ее, она предопределена частной собственностью и системой капиталистических экономических отношений. Действие этого закона дало о себе знать в период с последней четверти XIX в., оно явилось причиной многих мировых экономических кризисов конца XIX в., политического и военного противоборства стран, политических блоков и союзов. С появлением тенденции к глобализации экономики, ее интернационализации действие этого закона ослабло, ушло, с одной стороны, в плоскость противоборства развитых и развивающихся стран, с другой стороны, в плоскость межгосударственных интересов и с третьей стороны, вылилось в те или иные виды совершенной и несовершенной конкуренции между фирмами, концернами, конгломератами и т.п. Этому способствовала интернационализация производственных сил и складывание на этой основе системы международных экономических отношений. Возникли проблемы, связанные с экологизацией производства и охраной окружающей среды, экономического расходования ресурсного потенциала планеты Земля, глобализацией процессов образования, здравоохранения, проблемы изменения климата и разрушения озонового слоя Земли и др., которые потребовали совместного использования экономического потенциала всего мирового сообщества. На мировом уровне ныне предпринимаются попытки управления и регулирования процессом потребления природных ресурсов. Разработан и постепенно внедряется принцип многоуровневого и многомерного сотрудничества и международной ответственности за нарушение общепринятых стандартов хозяйственной деятельности, связанных с развитием вредных производств, чрезмерными выбросами отходов производства, бесконтрольным техническим использованием пресной и опресненной воды и т.д. Человечество сталкивается здесь с множеством проблем. Во-первых, далеко не все страны в состоянии перейти на современные технологии производства, добычи полезных ископаемых и их расходования. Во-вторых, многие развивающиеся страны не желают нести ответственность в равной степени с развитыми странами за нанесенный ранее и наносимый ныне ущерб экосистеме. В-третьих, проводимая в мире политика глобализации массового экологического сознания привела к положительным результатам в том плане, что население многих развивающихся стран, располагающих значительными природными ресурсами, включилось в активную борьбу за их сохранение и рациональное использование, выступает против хищнического разграбления и уничтожения реликвий национальной культуры и духовных ценностей. В-четвертых, существует реальная опасность того, что под различными благовидными предлогами глобализации экономики развитые страны будут проводить прежнюю унизительную политику неоколониализма в отношении развивающихся государств. И все же в мире всегда проявляют себя и дают положительные результаты прогрессивные тенденции как в экономическом, так и в социальном развитии. Мировая социальная политика. Мировой экономический прогресс и политика стабилизации темпов экономического роста привели к развитию интеграционных процессов и глобализации в сфере социальной политики. На смену национально-государственной социальной политике пришла мировая социальная политика. Она представляет собою комплекс предпринимаемых мировым сообществом мер, направленных на поддержание на должном уровне занятости населения; регулирование безработицы и пособий по безработице; повышение уровня потребления, качества потребляемых благ и услуг и совершенствование их ассортимента; улучшение условий труда, социальных его гарантий; обеспечение экологически стабильной и безопасной среды обитания населения. В сфере международной социальной политики решается проблема, направленная на то, чтобы, наконец, нарушить и разорвать ту негативную связь, которая сложилась между рационализацией производства, с одной стороны, и обострением ситуации на рынке труда -с другой стороны. В этом же направлении решается задача обеспечения конкурентоспособности на мировых рынках товаров и услуг при сочетании целесообразной взаимозависимости между темпами экономического роста, расширения занятости населения, повышения качества жизни и увеличения свободного времени населения. В основе складывающейся системы мировой социальной политики лежит научно-технический прогресс. Это связано с тем, что в процессе совершенствования техники и технологии осуществляется структурная перестройка экономики, а вместе с ней формируется трудовой потенциал общества в наибольшей степени обеспеченный занятостью, имеющий более высокую заработную плату и уровень жизни, получающий наиболее высокие социальные выплаты и т.д. Этому способствует необходимость иметь более высокое качество образования и непрерывность повышения квалифицированного уровня знаний. Под воздействием НТП происходит смещение акцентов в национальной социальной политике: по-прежнему значительные вливания в социальную политику делает государство, но и бизнес начинает занимать активную позицию в формировании трудовых ресурсов и их использовании. Идет процесс развития человеческого капитала. Участие бизнеса в формировании трудовых ресурсов имеет очень важный экономический смысл, ибо непрерывное расширение социальных функций государства на определенном этапе превращается в «неподъемную» ношу для государственных бюджетов: приходится усиливать налоговое бремя на физических и юридических лиц, а это вызывает рост издержек и повышение цен, сопровождающиеся падением конкурентоспособности товаров на внутреннем и международном рынках. Реформирование и унификация социальной сферы диктуются демографической ситуацией. Во всем мире идет процесс старения населения и сокращения в его общей массе нетрудоспособной доли населения. Это вызывается ростом продолжительности жизни, падением рождаемости. Эти проблемы приобретают глобальный характер и требуют общемирового решения. На мировом уровне идет качественная структурная перестройка социальной политики. Главные тенденции здесь вырисовываются в направлении рыночных методов регулирования хозяйственной жизни, а вместе с ней и социальной политики: повышается удельный вес платных услуг в образовании, медицинском обслуживании; пенсионное обеспечение строится таким образом, что государство обеспечивает минимальную, общую и одинаковую для всех долю пенсии, а остальная часть формируется в зависимости от размера вклада каждого лица в фонд пенсионного обеспечения. На выравнивание социальной политики оказывает воздействие рост во всех рыночных странах среднего слоя населения, основную долю расходов по социальному обеспечению возлагающего на самого себя. В этом же направлении действует расширяющаяся практика участия наемных работников в собственности, распределении прибыли предприятий. В мире развивается социальное предпринимательство. По своим масштабам пенсионные фонды просто огромны. Рядом с ними находится система разного рода поощрительных и благотворительных фондов. Поскольку по своему целевому назначению эти фонды расходуются не каждодневно, складывается возможность их вовлечения в производство или сферу услуг и получения за счет этого дополнительных доходов по процентам и дивидендам на вложенный капитал. По мере развития системы рыночных отношений, усугубления международного разделения труда социальная политика государств будет дополняться и расширяться за счет развития в этом направлении творческих инициатив самого населения, связанных с участием в разного рода неправительственных ассоциациях, творческих коллективах и группах, возникающих в домашних хозяйствах, на предприятиях и в организациях.
26.4. Развивающиеся страны: динамика и общемировая дифференциация Общая динамика экономики развивающихся стран. Международная интеграция производительных сил и глобализация экономических процессов обусловили в определенной степени сглаживание закона неравномерности социально-экономического развития стран и регионов. Формирование экономических блоков и союзов государств усилило этот процесс, ибо они способствовали выравниванию темпов экономического роста и уровня жизни населения в этих странах. Экономическое сближение развитых и развивающихся стран благодаря развитию мирового прогресса в области производственной и социальной инфраструктуры, сети информационных коммуникаций позволило развивающимся странам получить доступ к передовой науке, прогрессивной технике и технологии производства. В итоге социально-экономическая ситуация в развивающихся странах в целом за последние 20-25 лет улучшилась. Об этом свидетельствует динамика темпов подушевого производства валового внутреннего продукта за указанные годы. При этом увеличение подушевого потребления наблюдалось в 35 странах, охватывающих собою порядка 70% населения развивающихся стран, в то время как за предыдущие этому периоду 25 лет подобных стран насчитывалось около 15 и на их территории проживало порядка 10% совокупного населения развивающихся стран. Несмотря на серьезные противоречия, в развивающихся странах на протяжении 50 лет наблюдается социально-экономический прогресс. По производству ВВП на душу населения многие страны из категории стран с низкими показателями переходили в категории с более высокими показателями. За последние 50 лет число развивающихся стран, у которых ВВП на душу населения превышал десять тыс. долл., возросло с двух до четырнадцати, а с производством ВВП от пяти тыс. долл. до десяти тыс. долл. - с шести до двадцати одного. По всей вероятности, данная тенденция будет продолжаться и в ближайшие десятилетия. Более того, по имеющимся оценкам, экономическое развитие отстающих стран даже несколько ускорится. В будущем экономический рост для подавляющего большинства развивающихся стран без сомнения останется основным приоритетом. Изложенное характеризует общую динамику экономики развивающихся стран, но не отражает дифференциацию внутри развивающегося мира, а она свидетельствует об усилении действия закона неравномерности экономического и социального развития. Дифференциация развивающихся стран, ее причины и последствия. Ранее было сказано, что в течение истекших 20-25 лет динамика экономического прогресса в развивающихся странах была выше, чем в развитых, из чего можно сделать выводы, во-первых, теоретически давно доказано, а практикой подтверждено, что самые высокие темпы экономического роста и душевого производства ВВП страны испытывают в период индустриализации народного хозяйства, а это в рассматриваемом период присуще именно развивающимся странам. Развитые же государства находились и находятся ныне на стадии постиндустриального общества, где темпы экономического роста обычно не превышают 4%. Во-вторых, сдвиг в соотношении темпов прироста ВВП на душу населения в пользу развивающихся стран произошел только отчасти за счет прогресса экономик этих стран, он произошел и благодаря тому, что в этот период наблюдалось замедление темпов экономического роста в развитых странах. В-третьих, установлено, что экономический прогресс сопровождается снижением уровня рождаемости в стране, в результате производимый каждый последующий год ВВП соотносится с относительно падающим темпом прироста населения, поэтому душевое потребление ВВП возрастает. Можно возразить, что по мере роста богатства нации увеличивается продолжительность жизни населения. Подобная закономерность имеет место, но характерна странам, достигшим достаточно значимого уровня жизни, что пока применимо для небольшого числа развивающихся стран. В-четвертых, как покажет дальнейший анализ, изменение динамики душевого потребления ВВП произошло не за счет всех, а лишь части развивающихся, в других государствах произошло падение темпов прироста этого показателя. Если в период с 1940-х до середины 1980-х гг. «на обочине» социально-экономического прогресса находилась четверть развивающихся стран, то на рубеже XX и XIX вв. - одна треть. Подобная дифференциация была в основе своей обусловлена спецификой социально-экономического развития самих развивающихся стран. Она проявилась в следующем: • слишком велики различия развивающихся стран по обеспеченности природными ресурсами, степени их разведанности, добычи и поставок другими странами, прежде всего развитыми. За счет этого формируется значительная доля доходной части государственного бюджета очень многих из развивающихся стран; • страны весьма отличаются друг от друга объемом и структурой экономического, технологического, общеобразовательного, кадрового и научно-технического потенциала, а именно они обеспечивают темпы роста национальной экономики; • действенным рычагом развития экономики этих государств выступает устойчивость политических режимов и общей направленности экономической политики; • экономический прогресс в современном мире зависит от политики стран на мировом рынке, от того, насколько их экономика смогла влиться в систему международного разделения труда. Все эти факторы участвуют прямо и косвенно в формировании условий для экономического роста, они ускоряют его либо сдерживают и тем самым осложняют экономическое развитие. Для иллюстрации процесса дифференциации экономического развития развивающихся стран обычно группируют их по уровню производства ВВП на душу населения. В соответствии с наиболее признанными в мире принципами и методами группировок выделяют чаще всего 6 групп развивающихся стран. В первую группу входят страны, у которых ВВП в расчете на душу населения в год производит свыше десяти тыс. долл. Сюда относятся следующие государства: Бахрейн, Бруней, Гонконг, Катар, Кувейт, Маврикий, Объединенные Арабские Эмираты, Пуэрто-Рико, Саудовская Аравия, Сингапур, Тайвань, Тобаго, Тринидад, Чили, Южная Корея. Как и все развивающиеся государства, эта группа стран неоднородна. Здесь можно выделить три подгруппы в зависимости от того, за счет чего формируются доходы общества. В подгруппу А входят Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия. Главной статьей дохода у них являются поступления от продажи нефти и другого углеводородного сырья. Подгруппу Б образуют в основе своей так называемые новые индустриальные страны - Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, а также Пуэрто-Рико и Маврикий. Высоких экономических показателей эти страны добились за счет четко разработанной разумной экономической политики, сориентированной на учете главных закономерностей экономического прогресса в современном мире в сочетании с национальными социально-экономическими особенностями своих стран. В подгруппу В входят три страны - Чили, Тобаго и Тринидад. Ими был определен свой путь к экономическому прогрессу. Так, Чили использовала свои сравнительные преимущества в эксплуатации имеющихся природных ресурсов и развитии обрабатывающей промышленности и сферы услуг, примерно то же сделали Тобаго и Тринидад с переработкой нефти. Некоторые из стран, относящиеся к первой группе, совершили за полувековую историю поистине гигантский экономический скачок: Южная Корея и Тайвань переместились в эту группу из последней, шестой группы; Гонконг, Маврикий, Сингапур - из четвертой; Пуэрто-Рико и Чили - из третьей; Бахрейн, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия - из второй. Только Бруней и Объединенные Арабские Эмираты изначально относились к первой группе. Вторая группа состоит из 21 страны с душевым доходом от пяти до десяти тыс. долл. в год. Сюда входят: Аргентина, Ботсвана, Бразилия, Венесуэла, Габон, Иран, Колумбия, Коста-Рика, Ливан, Ливия, Малайзия, Марокко, Мексика, Оман, Панама, Сирия, Таиланд, Тунис, Турция, Уругвай, Южно-Африканская Республика (ЮАР). Эта группа, хотя и однообразна по основному экономическому показателю - производству ВВП на душу населения, - весьма пестра по другим экономическим характеристикам. В ней также можно выделить по крайней мере три подгруппы. В подгруппу А входят традиционная для этой группы стран Аргентина, а также Бразилия и Мексика. Они оказывают свое воздействие на показатели развития группы в целом, с одной стороны, несомненными экономическими успехами, а с другой стороны, размерами по численности населения и общим объемом производства ВВП в год. Это - промышленные страны с широкомасштабным импортозамещением, разветвленными предпринимательскими структурами, хотя в связи с затяжным экономическим кризисом в последние 2-3 десятилетия темпы роста экономики у них заметно снизились. Более активно здесь начали действовать Малайзия, Таиланд, Турция, Тунис, образующие подгруппу Б второй группы. Они активно включились в международное разделение труда и резко подняли свой экспортный потенциал, а следовательно, и уровень доходности производства. Остальные государства можно объединить в подгруппу В, которые своими успехами обязаны собственной четкой ориентации на разумное и целесообразное использование национального ресурсного потенциала (ЮАР, Ботсвана, Венесуэла - запасов алмазов; Оман, Габон - добычи и переработке нефти и т.д.). Хотя первая и вторая группы стран разнятся между собою по объему производства ВВП в расчете на душу населения, но по характеру производственной деятельности, содержанию проводимой социально-экономической политики они во многом схожи, поэтому их можно рассматривать в единении как первый эшелон развивающихся стран, куда входят 35 государств и охватывающих 17,7% совокупного населения развивающегося мира. Третья группа объединяет 14 стран с годовым доходом от трех до пяти тыс. долл. ВВП на душу населения в год. К ней относятся: Алжир, Боливия, Гватемала, Доминиканская Республика, Египет, Индонезия, Ирак, Парагвай, Перу, Ф
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |