Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие рынка




Обращаясь к понятию "рынок", можно выделить два основных подхода к его трактованию.

Первый основан на выделении политико-идеологического и философского содержания рынка и рыночных отношений, когда в качестве основных характеристик рынка рассматриваются:

а) рынок как способ организации общественного производства, основанного на свободе предпринимательства и ограниченной роли государства. В этом качестве рынок противостоит способам организации, опирающимся на применение методов централизованного планирования и административного регулирования;

б) рынок как способ поведения хозяйствующих субъектов, определяющих критерии принимаемых ими решений и характер отношений между субъектами ("рыночное поведение");

в) рынок как способ мышления, формирующий соответствующее мировоззрение участников хозяйственной деятельности ("рыночное мышление").

Второй подход к трактовке понятия "рынок" основан на выделении его конкретно-экономического содержания. Рынок трактуется как механизм, позволяющий определить соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг.

С позиций экономической теории рынок - это система экономических отношений по поводу предпринимательской деятельности на основе многообразных форм собственности и обмена ее результатами.

Основными признаками рынка являются:

- обмен товарами и услугами по эквиваленту;

- распределение благ по факторам производства;

- механизм воспроизводства, регулирующий обновление и развитие основного капитала;

- саморегулирование экономического равновесия;

- средства стимулирования рационального использования ресурсов ради максимизации выгод (прибыли).,

Рынок зародился много тысяч лет назад на стадии разложения первобытнообщинного строя. Причины или условия возникновения рынка:

- общественное разделение труда.

- развитие товарного производства.

-обособление хозяйств с ответственностью за результаты производства.

Рыночное хозяйство может быть простым товарным и капиталистическим. Различия между ними можно представить следующим образом:

 

Простое товарное производство Капиталистическое товарное производство
Средства производства принадлежат производителю Средства производства принадлежат собственнику-капиталисту
Продукт создается трудом производителя Продукт создается наемным работни­ком
Цель - удовлетворение личных по­требностей Цель - максимизация прибыли
Рабочая сила не является товаром Рабочая сила – товар

 

Капиталистическое товарное производство возможно только при наличии рынка, обеспечивающего обмен результатами.

Обмен осуществляется либо непосредственно - бартер: Т-Т1, либо опосредованно с помощью денег: Т-Д-Т1, Т-Д... Д-Т1.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели, в качестве которых выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйствующие субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный "поток купли-продажи".

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (труд, земля, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Рыночный механизм взаимодействия субъектов предполагает:

- согласие обменивающихся сторон;

- эквивалентную возмездность;

- свободный выбор партнеров;

- наличие конкуренции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.