1. Ожидания клиента. 2.Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем. З. Характер проблем клиента. 4. Готовность клиента к сотрудничеству. 5. Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия. 6. Профессиональный и личностный опыт психолога. 7. Специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции.
По мере распространения психокоррекционной помощи вопрос об оценке ее эффективности становится все более актуальным. Это относится как к временным аспектам работы психолога (быстрое и эффективное воздействие), так и к качеству коррекционной работы. Для того чтобы можно было говорить о сопоставимости результатов коррекционного воздействия, необходимо помнить следующее: — оценка эффективности коррекционного воздействия требует четкого определения методов. В практике зачастую очень трудно выделить какой-то один метод, так как в коррекционных целях большинство психологов используют сочетание различных методов; — даже один и тот же метод в руках специалистов разной квалификации дает разные результаты. для сопоставимой оценки эффективности изучение эффективности должно проходить на гомогенном материале, причем группа клиентов должна формироваться как случайная выборка, что является весьма затруднительным с практической и этической точек зрения; — оценку работы должны давать независимые эксперты, независимые специалисты, при этом целесообразно, чтобы эксперт не был бы осведомлен о применяющемся методе, что исключало бы возможное влияние на его оценку собственных представлений о методе; — следует учитывать структуру личности психолога, степень выраженности у него качеств, необходимых для прогнозирования успешности воздействия; — необходимо сравнивать непосредственные и отдаленные результаты психокоррекционного воздействия (это особенно важно при личностно-ориентированном воздействии); необходимо учитывать теоретические предпосылки психолога, влияющие на его профессиональные цели и задачи, а также отношение психолога к профессии и его представления о своих профессиональных качествах; — при групповой форме коррекционной работы необходимо учитывать профессиональные возможности психолога, направленные на использование своих индивидуальных качеств для оптимизации психокоррекционного воздействия, оптимальный уровень активности психолога при работе с группой, его объективное значение в зависимости от фазы развития группы.
Какой бы содержательный критерий эффективности ни анализировался, в любом случае речь идет о следующих группах переменных, характеризующих психокоррекционное воздействие: — субъективно-переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире; — объективно-регистрируемые (экспертом, наблюдателем) параметры, характеризующие изменения в различных модальностях мира человека; — устойчивость изменений в последующей (после воздействия) жизни человека.
При оценке эффективности воздействия могут использоваться объективные психофизиологические методы, регистрирующие вегетативно-соматические, физиологические и психические функции. Поиск критериев эффективности психокоррекционного воздействия всегда будет требовать учета своеобразия механизмов нарушений, используемых методов воздействия и тех целей, которые стремятся реализовать с их помощью.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература: 1. Карвасарский Б.Д., Ледер С. Групповая психотерапия. М., 1990. 2. Осипова А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: ТЦ «Сфера», 2001, 512с. 3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999
Дополнительная литература: 4. Дорис Бретт. Жила-была девочка, похожая на тебя: Психотерапевтические истории для детей.–М.: «Класс», 2003. 224с. 5. Эсклайн В. Игровая терапия. М.: Апрель Пресс, 2001. 480с. 6. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. СПб.: Изд-во Пирожкова, 2003. 7. Мустакас К. Игровая терапия. СПб.: «Речь», 2004, 282с. 8. Лендрет Г., Хоумер Л., Словер Дж. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка. М.: НПО «МОДЭК», 2004, 320с. 9. Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: «Речь», 2003, 160с.
- метод анамнеза, - корреляционный метод, - экспериментальный метод, - оценка личности, - типы методов оценки.
3. Метод наблюдения: цель, схема, виды.
Список литературы для ПРАКТИКУМА:
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1968.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука. - 1977.
Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1982. – Т.
Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.М. Вероятностные методы в психологии. – МГУ: 1975.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев: Наукова думка, 1989.—197 с.: ил.
Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии. – Киев: Высшая школа, 1979.
Ганзен В.А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984. – 176 с.
Годфруа Ж. Что такое психология: Пер. с франц. – М.: Мир, 1992.—Т. 1-2.
Дмитриева М.А., Суходольский Г.В. Основы классификации профессиографических методов// Методология исследований по инженнерной психологии труда. – Л.: ЛГУ, 1974. -- Ч.1. - 148 с.
Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1976.
Кабанов М.М., Личко А.Е., Смиинов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
Краткий психологический словарь – хрестоматия. / Под редакцией Платонова К.К. – М.; Высш. шк., 1974. – 137 с.
Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – М.: Медицина, 1984. – 216 с.
Методы практической психологии общения.// Под ред. В.П. Захарова и Е.В. Сидоренко- -- Ленинград, 1990.
Марищук В.Л., Сенопальников У.В., Шестаков С.С. Психодиагностическая беседа с элементами физиогномики. – Санкт-Петербург, 1996. -- Ч.1 – 3.
Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М.: Наука, 1976. – 336 с., 1 л. порт.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993.
Общая психодиагностика.// Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – Изд-во Моск-го ун-та, 1987.
Практикум по психодиагностике // Под ред. Бодалева А.А. и Столина В.В. – М.: МГУ, 1988. – 102 с.
Практическая психология// Под ред. Тутушкиной М.К. – СПб,: ГАСУ, 1993. – 252 с.
Процесс социального исследования. // Пд ред. Волкова Ю.Е. – М.: Прогресс, 1975. – 576 с.
Психологический словарь // Под ред. Давыдова В.В., Запорожца А.В. и др. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление