Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономика региона





ЛЕКЦИЯ № 6. Региональные процессы в национальной экономике

В структуре национальной экономики России в силу ее федеративного государственного устройства существует специфическая структурная единица – регион; это ограниченная рамками субъекта РФ экономическая система с взаимосвязанными протекающими в ней экономическими процессами.

Исследованию экономики региона посвящена наука и учебная дисциплина – региональная экономики. Она занимается изучением возникающих закономерностей в процессе функционирования экономик на уровне региона, отражает национальные, исторические, демографические, религиозные, природно-ресурсные, экологические особенности.

Первоначально термином «регион» обозначали территорию, отделенную по определенным, характерным признакам. Например, Сибирский, Южный регион. Сегодня под регионом понимаются субъекты РФ, входящие в состав Российской Федерации – относительно обособленные административные единицы и соответствующие им социально-экономические хозяйственные системы. В этом случае экономика региона представляет собой часть национальной экономики, повторяющую ее по основным функциональным характеристикам. Выделение в составе национальной экономики более мелких единиц – экономики регионов – позволяет выработать и реализовать более эффективную экономическую политику, так как каждый регион отличается своими специфическими чертами. Соответственно в предмет региональной экономики включается региональная специфика функционирования национальной экономики, в том числе инвестиционный процесс, человеческие ресурсы, качество жизни, хозяйственной деятельности.

В целях выработки национальной экономической политики существуют следующие типы регионизации:

1) макрорегионизация, исходящая из деления национальной экономики на определенные зоны в целях долгосрочного планирования структуры размещения производительного потенциала. В соответствии с этим выделяют восточную и западную экономическую зону. Для западной зоны характерно доминирование производства в отрасли машиностроения и наукоемких сфер экономики. Восточная зона ориентирована на ресурсодобывающие и энергетические отрасли. Основным критерием подобного рода деления является общность преобладающей специализации хозяйственной деятельности, природного и ресурсного потенциала. Каждый из них представляет собой укрупненный экономический район, целостную хозяйственную систему. Одним из звеньев макрорегионализации являются укрупненные экономические районы – Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Северный, Северо-Западный, Центральный. Для повышения эффективности их функционирования, на их базе созданы региональные ассоциации – «Уральская», «Сибирское соглашение», «Дальневосточная ассоциация», «Северо-Запад», «Центральная Россия», «Черноземье», «Большая Волга»;



2) мезорегионализация, исходящая из деления регионов в соответствии с существующей административной структурой – субъекты, входящие в состав Федерации. Они представляют собой функционально независимые хозяйственные системы. Существует и более мелкая мезорегионализация – выделение хозяйственных систем подрайонов, которые обладают общей специализацией и тесными хозяйственными связями.

3) микрорегионализация, исходящая из выделения уровня местного самоуправления и соответствующих ему сельских, городских административных районов, общая численность которых составляет 4 тыс. человек. Они представляют собой первичный уровень национальной экономики как целостной системы.

Система воспроизводства региона состоит из следующих процессов:

1) воспроизводства регионального продукта, характеризующегося показателем «валовой региональный продукт» (ВРП);

2) накопления и концентрации капитала;

3) использования и воспроизводства экономических ресурсов;

4) движения материальных потоков;

5) движения финансовых потоков.

Главным признаком региональной экономики является ее хозяйственная целостность – потенциальная способность региональной экономики функционировать независимо от национальной экономики.

Качественно новый этап функционирования региональной экономики связан с утверждением Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2000 г. семи федеральных округов и соответствующих им полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Нормативно закрепленными задачами института полномочного представителя Президента РФ в федеральных округах являются:

1) согласование проектов решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта Российской Федерации, находящегося в пределах этого округа;

2) участие в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

3) организация по поручению Президента Российской Федерации проведения согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа;

4) внесение Президенту Российской Федерации предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа, в случаях противоречия этих актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина;

5) организация работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;

6) организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

7) представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение соответствующих предложений;

8) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;

9) анализ эффективности деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояния их кадровой обеспеченности;

10) организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;

11) разработка совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации программ социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;

12) контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, за реализацией федеральных программ в федеральном округе.

Система федеральных округов является основной формой укрепления вертикали государственной власти в России.

Основой экономики региона является его производственный комплекс – хозяйственная система, направленная на обеспечение функционального состояния производственного потенциала, необходимого для независимого и устойчивого развития экономики региона.

О степени производственной комплексности экономики региона свидетельствуют следующие показатели:

1) объем продукции, произведенной внутри региона;

2) объем продукции межотраслевого характера;

3) характер использования экономического потенциала региона.

Для каждого региона характерна определенная отраслевая структура – совокупность отраслей хозяйственного комплекса, взаимосвязанных между собой. Она представляет собой основу экономики региона, определяющую характер и специфику его функционирования.

В состав национальной экономической политики входит и региональная экономическая политика – часть экономической политики государства, отражающая ее региональные аспекты. Основным ее направлением является формирование системы эффективного воспроизводства и использования экономического потенциала экономики региона для достижения состояния устойчивого развития национальной экономики.

Приоритетное значение формирования и реализации региональной экономической политики объясняется тем, что национальная экономика по своей природной, географической, социальной, демографической и экономической структуре неоднородна, а следовательно при формировании национальной экономической политики необходимо максимально полно учитывать эти региональные особенности.

Основными целями региональной экономической политики являются:

1) активизация социально-экономического развития регионов;

2) формирование эффективной системы использования экономического потенциала регионов;

3) формирование единого экономического пространства национальной экономики;

4) повышение уровня жизни населения.

2. Концепция развития регионов «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации»

Основным направлением функционирования экономики региона является ее устойчивое развитие – достижение более высокого по сравнению с предыдущим функционального состояния.

Для оценки уровня развития региональной экономики применяются следующие показатели:

1) совокупный региональный общественный продукт – совокупность благ, произведенных в региональной экономике;

2) совокупная вновь созданная стоимость в региональной экономике;

3) валовой региональный продукт (ВРП).

Развитие региональной экономики непосредственно зависит от функционального состояния рынков, составляющих ее структуру.

Существуют следующие направления развития региональных рынков:

1) рынок товаров потребления (направление установления соответствия доходных и расходных статей бюджетов семей);

2) рынок ресурсов производства (направление увеличения соответствия остаточной прибыли производственных предприятий с общим объемом выпуска средств производства в регионе);

3) рынок капитала (направление установления соответствия процента по депозитам и дивидендов на акции, а также превышения совокупных долгосрочных инвестиций в экономику региона над краткосрочными);

4) рынок человеческих ресурсов (направление установления оптимального количества и качества человеческих ресурсов в соответствии с потребностями экономического роста).

Основой устойчивого развития экономики региона является пропорциональная целостность его производственного потенциала – такой вид интеграции производственного комплекса, который позволяет активно развиваться производительному потенциалу, сбалансированному бескризисно.

Об экономическом росте региона свидетельствует соответствие производимой и потребляемой в регионе продукции.

Управление экономическим развитием входит в прямую задачу Министерства регионального развития Российской Федерации. Этим органом государственной власти была принята концепция «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», которая является единственным нормативно-правовым документом, официально регулирующим вопросы экономического развития регионов.

В концепции «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» обозначено основное направление федеральной региональной политики – создание условий и содействие социальному и экономическому развитию регионов, а именно повышение качества жизни и благосостояния населения, вывод экономического роста на позиции устойчивости и высокого качества, создание условий конкурентного развития регионов.

Разработчиками этой концепции считается, что только активизация региональной экономики и повышение эффективности использования имеющихся в распоряжении ресурсов позволит России выйти из затяжного экономического кризиса и существенным образом увеличить ВВП.

Целями федеральной региональной политики в соответствии с концепцией являются:

1) создание условий развития конкурентной способности регионов. В связи с этим предполагается создание условий эффективной интеграции внутри РФ в мировую экономику. Распределение производственного потенциала таким образом, чтобы это создавало условия конкурентоспособности. Предполагается существенным образом активизировать темпы создания инфраструктуры для экономического роста регионов. Утверждается насущная потребность содействия развитию наукоемких отраслей экономики;

2) интеграция экономик регионов между собой для создания единого экономического пространства национальной экономики. При этом акцент делается на сохранение функциональной независимости регионов. Предполагается активным образом содействовать устранению препятствий как экономических, так и административных в движении товаров и услуг, капитала, человеческих ресурсов. Основой развития регионов выделено создание условий для малого бизнеса;

3) создание условий для развития человеческих ресурсов, а акцент делается на квалификационную и пространственную мобильность. Для реализации этой цели необходима стабилизация демографической ситуаций – установление такого режима воспроизводства человеческих ресурсов, при котором рождаемость превышает смертность. Улучшение качественной характеристики связано с созданием подготовки кадров необходимой квалификации и профессионализма для обеспечения нужд производства. Выдвигается необходимость формирования миграционных процессов в интересах экономического развития регионов;

4) содействие стабилизации и улучшению экологической ситуации в регионах как основы устойчивого экономического роста. Для этого ставится необходимость разработки и внедрения таких технологий производства, которые минимизируют вред, наносимый экологии;

5) создание условий для внедрения новых технологий государственного управления регионами. В качестве базиса реализации этой цели предполагается проведение реформирования региональных органов государственной власти в направлении повышения эффективности их функционирования.

В целях эффективной координации работы органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также для максимально полной согласованности социального и экономического развития регионов, подготовки нормативно-правовой базы региональной политики при Министерстве регионального развития Российской Федерации создана межведомственная комиссия.

Задачами межведомственной комиссии в рамках концепции развития регионов являются:

1) согласование с общественными и научными организациями, органами местного самоуправления основных аспектов концепции;

2) разработка нормативно-правового обеспечения концепции и действенных механизмов согласования социально-экономических интересов регионов;

3) рассмотрение международных нормативно-правовых документов, принимаемых Российской Федерацией и непосредственно затрагивающих интересы регионов, их экономическое положение и развитие;

4) разработка и утверждение направлений и конкретного перечня, приоритетных для регионального экономического развития проектов, для их последующего включения в федеральные целевые программы;

5) оценка эффективности реализации концепции и в случае необходимости вынесение предложений по ее корректировке;

6) разработка проектов нормативно-правых документов, направленных на экономическое развитие регионов;

7) мониторинг влияния проводимых реформ в части их влияния на регионы в целях их своевременной корректировки для предотвращения негативного воздействия на региональные экономические процессы.

Реализация концепции «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» происходит в рамках следующих этапов:

1) на первом этапе (2005—2006 гг.), который уже завершен, были проведены исследования, выделены основные инфраструктурные ограничения социально-экономического развития регионов Российской Федерации и организован процесс согласования плана развития регионов. В результате были разработаны положения генеральной схемы пространственного развития, сформирован пакет инфраструктурных проектов.

2) на втором этапе (2007—2010 гг.) предполагается реализовать в пилотных, т. е. выбранных для апробирования, регионах меры, направленные на реализацию концепции. В результате должна быть разработаны система конкретных методов государственного регулирования региональной экономики и необходимые для этого нормативно-правовые акты;

3) на третьем этапе (2011—2020 гг.) предполагается реализовать разработанные и принятые в соответствии с концепцией федеральные и ведомственные целевые программы регионального развития и генеральную схему пространственного развития Российской Федерации. Результатом реализации этого этапа является формирование нескольких регионов, которые по уровню своего социально-экономического развития будут соответствовать мировым критериям экономически развитых регионов.

Действия в рамках концепции проводятся взаимодополняюще и поэтапно, и при необходимости производится их корректировка. Это делает концепцию жизнеспособной и повышает ее актуальность.

Для финансирования реализации концепции привлекаются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, средства муниципальных образований и внебюджетных источников.

В результате реализации концепции предполагается, что к 2020 г. общий объем средств, направляемых на развитие регионов, достигнет 1 трлн руб. в год. Значительно повысится эффективность расходования финансовых ресурсов, что позволит создать условия для активизации экономического роста регионов. Стратегическими результатами реализации концепции являются сохранение территориальной целостности Российской Федерации, сокращение количества кризисных регионов, формирование единого экономического пространства, конкурентоспособного на мировом уровне.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. Административно-территориальное устройство и региональное деление украинских земель в составе Российской и Австрийской империй в конце 18—19 в.
  2. АНАТОМИЯ И ОРИЕНТИРЫ ПРИ РЕГИОНАРНОЙ АНЕСТЕЗИИ
  3. Барьеры входа на региональный рынок и выхода из него
  4. Бюджетное обеспечение регионального и муниципального развития
  5. В. Патентная охрана на региональном уровне
  6. Валовой региональный продукт
  7. Взаимоотношение федеральных и региональных органов государственной власти
  8. Внутри региональные различия
  9. Возникновение Хазарского Каганата (ХК), основные этапы его истории. Экономика и культура ХК
  10. Вопрос 2. Диагностика кризисных ситуаций в экономике региона
  11. Вопрос 2. Национальная экономика как единое целое, ее цели и структура. Модель кругооборота в открытой национальной экономике
  12. Вопрос 3. Государственная региональная политика в области обеспечения экономической безопасности

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.007 сек.