КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы проектирования, применяемые при разработке ТП
Многовариантность проектирования ТП, этапы ТП Технологический процесс как объект проектирования ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И СТРУКТУРА САПР ТП
В основу разработки ТП изготовления изделий машиностроения положены два принципа - технический и экономический. В соответствии с первым из них спроектированный процесс должен полностью обеспечить выполнение всех требований конструкторской документации и технических условий приемки изделия. Согласно второму принципу изготовление изделия должно быть осуществлено с учетом минимальных затрат труда и издержек производства. Проектирование ТП - многовариантная задача. Для изготовления одной и той же детали или сборочной единицы могут быть спроектированы различные ТП, отличающиеся технико-экономическими показателями и, прежде всего, затратами на изготовление и производительностью, а также надежностью обеспечения заданного качества изделия. Технический и экономический принципы проектирования ТП, отражая различные стороны изготовления машины, находятся в диалектическом противоречии. Разрешение данного противоречия достигается за счет компромисса и оптимизации ТП. Технический принцип должен соблюдаться всегда. Наиболее часто достигают компромисс между производительностью и затратами. При равной производительности сопоставляемых ТП выбирают процесс, обеспечивающий минимум затрат. При равных затратах обычно выбирают более производительный ТП. При разных затратах и производительностях выбирают ТП, обеспечивающий минимум затрат, при условии, что производительность всех сравниваемых вариантов не ниже заданной. При выпуске особо важной продукции или в экстремальных условиях на определенный период времени предпочтение отдают более производительному ТП. Для изделий высокой ответственности, например, газотурбинных авиадвигателей, независимо от типа производства предпочтение отдают ТП, более надежно обеспечивающим заданное качество изготовления. Если выбор ТП по результатам сравнения отдельных показателей невозможен, используют комплексные критерии (Кк), например: , где Q — полезный эффект от реализации спроектированного ТП; 3 — затраты на проектирование и реализацию ТП. В качестве функции полезного эффекта для ТП можно использовать производительность, надежность обеспечения доминирующих показателей качества и т.д. Предпочтительным считают процесс, обеспечивающий Кк max. Изготовление любого изделия машиностроения объединяет процессы, соответствующие основным технологическим переделам (заготовительному, изготовления деталей, сборочному). Главное внимание уделяют проектированию ТП изготовления деталей и сборки. Любой из указанных ТП представляет собой сложную, иерархически организованную, целенаправленную систему. Элементный состав и структура этой системы зависят от уровня ее рассмотрения. Маршрутный ТП изготовления детали может быть представлен, например, последовательностью этапов, на каждом из которых решают соответствующие технологические задачи (табл. 2.1). Каждый этап ТП состоит из отдельных технологических операций, выполняемых в определенной (заданной) последовательности.
Таблица 2.1. Характеристика и задачи этапов технологического процесса
Примечание. Заготовительный этап часто выполняется по самостоятельному ТП в зависимости от вида и способа изготовления заготовки. В ТП изготовлении детали заготовительный этап обычно включают в сокращенной форме. У спроектированного ТП или его части должны быть полностью определены элементы, структура и необходимые характеристики. При разработке ТП является объектом соответствующего проектного технологического решения, предназначенного для последующей реализации в производстве. Формирование такого решения применительно к ТП имеет следующие особенности: • процесс проектирования может быть разделен на стадии и уровни. Получение общего решения, связанного с разработкой единичного ТП, является результатом выполнения отдельных проектных задач и процедур (принцип декомпозиции). Любой ТП может быть разделен на этапы (см. табл. 2.1). Каждый этап состоит из отдельных операций. Каждая операция включает технологические и вспомогательные переходы. Принимая решения на каждом уровне проектирования, последовательно детализируют его объект. Пример: заготовительный этап ТП – горячая объемная штамповка (ГОШ); операции ГОШ на молоте – протяжка, подкатка, окончательная штамповка; протяжка выполняется в несколько переходов (несколько ударов верхнего бойка (технологические переходы) с промежуточными кантовками заготовки (вспомогательные переходы)); • связь между уровнями проектирования носит иерархический характер. Высшим уровнем является, например, уровень установления маршрутного ТП изготовления детали, низшим — уровень разработки содержания и последовательности выполнения рабочих и вспомогательных ходов. Принятие проектного решения ведут последовательно по соподчиненным уровням. Маршрутным ТП называют последовательность технологических операций, результатом выполнения которых является достижение заданного состояния предмета производства (детали, заготовки). Список операций, входящих в маршрутный ТП, определяет его состав. Порядок выполнения операций определяет структуру ТП. Технологическая операция - основной элемент ТП, имеющий собственную структуру. Технологический переход - законченная часть технологической операции, выполняемой одними и теми же средствами технологического оснащения при неизменных технологических режимах. Технологическим режимом называют совокупность изменений параметров ТП в определенном интервале времени. К изменяемым параметрам процесса, определяющим режим, относят, например при протяжке (операция ковки), величину обжатия заготовки, подачу, скорость перемещения верхнего бойка, температуру нагрева металла. Пример: маршрутный ТП изготовления детали «шестерня» состоит из ТО - резка (сортового проката на заготовки), нагрев, операции ГОШ на КГШП (осадка, предварительная и окончательная штамповка), обрезка облоя и прошивка перемычки, термообработка, галтовка, точение, фрезерование, нарезание зубьев, термообработка, шлифование. • существует приоритет решений, принятых на высших уровнях проектирования, по отношению к низшим. Решения, принятые на высших уровнях, обязательны для низших. Так, например, если на этапе разработки маршрутного ТП изготовления детали была выбрана закрытая ГОШ поковок (без облоя), то на уровне определения содержания операции резки прутков на заготовки необходимо предусмотреть получение точных по объему заготовок; • при невозможности на более низком уровне проектирования исполнить решение, принятое на более высоком уровне, низший уровень информируют о необходимости корректировки решения (принцип обратной связи). Например, нет возможности для получения точных заготовок. Поэтому необходимо вернуться на более высокий (ранний) уровень проектирования и вместо закрытой ГОШ использовать открытую (облойную); • процесс проектирования носит итерационный характер. Этот принцип предполагает обязательно полное (пусть вариантное) решение задач каждого уровня, после чего возможен переход к следующему; • действует принцип неокончательности решений. Он позволяет проектировщику получать не одно, а несколько решений, близких к оптимальному. Это особенно важно для верхних уровней проектирования, где трудно использовать формальные критерии выбора рационального варианта; • при проектировании ТП изготовления изделий некоторые решения могут быть использованы повторно для аналогичных проектных ситуаций (принцип преемственности решений).
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |