Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I.3.10. Политическое учение марксизма

 

К. Маркс и Ф. Энгельс создали свою оригинальную концепцию возникновения и развития государства. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс связывает возникновение государства с возникновением общественного неравенства и формированием классов.

С точки зрения Маркса, в основе возникновения и развития политических явлений лежит не сознание людей, а их общественное бытие.

Маркс и Энгельс создали учение исторического материализма. Согласно этому учению, непосредственным объективным основанием существования политических явлений являются классы, порожденные способом производства, и классовая борьба. Классовая борьба обусловлена тем, что классы подразделяются на эксплуататорские и эксплуатируемые, и последние эксплуатируют первых. Государство они расценивали, прежде всего, как аппарат насилия, созданный имущими классами для подавления социального движения неимущих.

Общество развивается в ходе развития производительных сил, которые в свою очередь приводят к изменению производственных отношений. Маркс и Энгельс разделили человеческую историю на ряд этапов-формаций (первобытно-общинный строй, рабовладельческое общество, феодализм и капитализм). Переход из одной формации в другую происходит не плавно, а скачкообразно. Согласно закону перехода количественных изменений в качественные внутри старой формации накапливаются изменения. Когда этот процесс доходит до определенной грани, старая формация уже не может более существовать и заменяется новой. В качестве конечного итога человеческого развития марксисты видели возникновение бесклассового общества, в котором полностью отсутствует эксплуатация, т.е. построение коммунизма, а государство отмирает как ненужный институт.

Для осуществления этого проекта эксплуатируемым классам необходимо было взять власть в свои руки. Это было возможно лишь путем революции. Главная роль при этом отводилась рабочему классу. Переходным этапом в построении коммунизма являлась государство диктатуры пролетариата, при котором социально неоднородное общество превращалось в социально однородное, а частная собственность отмирала.

К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на невозможность построения коммунизма в отдельно взятой стране и говорили о необходимости мировой пролетарской революции.


 

Раздел II. Политическая мысль в России

Лекция II.1. ИСТОКИ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

 

II.1.1. Особенности развития политической мысли в России.

II.1.2. У истоков политической мысли.

II.1.3. Полемика иосифлян и нестяжателей. «Москва – Третий Рим».

II.1.4. Светские концепции абсолютной власти.

II.1.5. Политические воззрения Юрия Крижанича.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
I.3.9. Демократические и конституционные идеи американских просветителей | II.1.1. Особенности развития политической мысли в России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.