Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм хозяйствования на предприятии




Процесс управления деятельностью предприятия базируется на определенном механизме, который представляет собой совокупность различных форм, методов воздействия на хозяйственную деятельность.

Побудительным мотивом деятельности людей и организаций в условиях рыночной экономики является экономический интерес. Этот интерес находит выражение в экономической выгоде, которая принимает различные формы. Для собственника и предпринимателя выгода состоит в увеличении рыночной стоимости предприятия, в получении прибыли, для работника — в своевременной и обоснованной оплате труда, для членов некоммерческих организаций — в удовлетворении потребностей в благах, получение которых является целью создания этих организаций. Механизм функционирования предприятия должен обеспечивать сочетание интересов всех участников хозяйственной деятельности — собственников, руководителей предприятий, работников.

В составе механизма хозяйствования предприятия выделяют следующие основные элементы: построение производственной и организационной структура предприятия; коммер­ческий расчет; планирование; ценообразование; экономическое стимулирование труда; управление качеством продукции; инновационная деятельность.

Производственная структура предприятия определяется организацией и технологией производственного процесса, и зависит также от объемов выпуска продукции. Построение организационной структуры должно обеспечивать гибкость и быстроту принятия и осуществления решений, эффективную работу всего предприятия.

Коммерческий расчет — это совокупность принципов обо­снования экономической целесообразности отдельных операций и всего предпринимательского дела (создания предприя­тия, производства какого-либо товара, приобретения оборудования, совершения сделки). Основные принципы коммерческого расчета — окупаемость затрат, рентабельность, сохранение своего места на рынке, обеспечение конкурентоспособности предприятия (товара).

Планирование — основное звено управления на предпри­ятии. В современных условиях предприятия самостоятельно ставят перед собой цели, определяют виды, объемы хозяйственной деятельности. Планирование позволяет выработать стратегию и тактику поведения предприятия на рынке, обеспечить эффективное использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов, технологий, земли.

Ценообразование на предприятии осуществляется под влиянием рынка, спроса и предложения. Однако чисто конкурентных рынков очень мало, в большинстве случаев имеет место монополистическая конкуренция. Поэтому предприятия вырабатывают ценовую политику. Цена должна стимулировать развитие производства и сбыта товаров. Высокие цены тормозят расширение объемов выпуска продукции, затрудняют сбыт, низкие — могут привести к убыткам. Правильно выбранная политика цен обеспечивает развитие хозяйственной деятельности и укрепление конкурентоспособности предприятия.

Экономическое стимулирование труда — важный элемент управления эффективностью работы. Предприятия самостоятельно выбирают формы и системы оплаты труда, устанавливают размеры должностных окладов, расценки оплаты труда, показатели и размеры премирования.

Управление качеством продукции предполагает постоянный, планомерный процесс воздействия на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимального качества. Качество — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. В условиях кон­куренции качество продукции — важный фактор успеха предприятия. Политика предприятия в области качества продукции может предусматривать: расширение и завоевание новых рынков сбыта; достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм; ориентацию на удовлетворение спроса определенных групп потребителей; освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах; улучшение важнейших показателей качества продукции; увеличение сроков гарантии на продукцию; развитие послепродажного сервиса. Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства. Внедрение новшеств всегда имеет большое значение для развития производства. В современной экономике инновации становятся основополагающим фактором экономического роста, лучшим средством укрепления предприятия. В связи с этим в механизме хозяйствования на предприятии инновационной деятельности принадлежит особая роль. Инновации способны изменить не только научно-технологический уровень производства, качество продукции, но и организацию, управление производством, мотивацию труда.

В организациях потребительской кооперации есть особенности хозяйствования, обусловленные организационно-правовой формой, многоотраслевой деятельностью, социальной ориентацией, наличием внутрисистемных отношений, государственной поддержкой кооперации в разных формах и др. Например, многоотраслевой характер экономики потребительских обществ влияет на организационную структуру кооперативной организации, на систему плановых показателей и необходимость координации планов развития разных отраслей, на формирование конечного финансового результата и управление финансами. Социальная ориентация дея­тельности потребительских обществ оказывает влияние на планирование, ценообразование, распределение прибыли. Внутрисистемные экономические отношения предполагают особенности в управлении финансами.

Механизм хозяйствования на предприятиях должен постоянно совершенствоваться, изменяться под влиянием меняющихся условий внешней среды и изменений в деятельно­сти самого предприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.