Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие внутриличностного конфликта. Особенности протекания

Что касается самой проблемы внутриличностных конфликтов, тс она связана с загадочным внутренним миром человека и в силу этого представляется весьма сложной, различные аспекты которой находят свое отражение во многих психологических концепциях и теориях. В настоящем пособии мы не ставим цель подробно рассмотреть указанную проблему. Здесь мы ограничимся лишь минимальным уровнем знаний о внутриличностных конфликтах необходимых руководителю в рамках его конфликтологической компетентности.

Прежде всего, необходимо иметь в виду, что внутриличностныи конфликт – постоянный спутник человеческой жизни. Трудно представить человека, который бы не сталкивался с такими конфликтами. Но среди них следует различать внутриличностные конфликты конструктивного характера, которые являются необходимым моментом развития личности, и конфликты деструктивной направленности, ведущие к тяжелым переживаниям, вызывающим стрессы и даже крайние формы их разрешения – суициды.

В связи с вышесказанным важно дать следующее понятие внутриличностного конфликта: Это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов – потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов.

Весьма распространенными внутриличностными конфликтами в организации являются так называемые мотивационные конфликты, теория которых разработана К. Левиным (1890–1947). Мотивационные конфликты подразделяются на три типа. К первому типу относятся эквивалентные конфликты, или, по трактовке К. Левина, конфликты типа «приближение – приближение». Такие конфликты возникают при ситуации выбора одного из двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов. Например, сотрудник в организации может оказаться перед выбором времени отпуска, места его проведения и т.п. Особенно ответственные выборы для персонала в организации связаны с новыми должностными назначениями, принятием решений на перспективные задачи и др.

Второй тип конфликтов по К. Левину связан с выбором одного из двух или более непривлекательных объектов. Такие конфликты называются витальными, или конфликтами типа «избегание – избегание». Примером таких конфликтов являются конфликты, связанные с выбором сотрудника остаться в подразделении, которое не устраивает его по каким–либо причинам, или перейти в другое подразделение, которое также не может его устроить.

Третий тип мотивационных конфликтов получил название амбивалентных конфликтов, или конфликтов типа «приближени – избегание». Конфликты такого рода возникают при ситуации выбора объекта, в котором сочетаются как позитивные, так и негативные качества. Иначе говоря, амбивалентные конфликты возникают тогда, когда человек оказывается перед выбором объекта, который чем–то устраивает его, а чем–то нет. Например, сотрудник может быть полностью удовлетворен работой, но транспортные проблемы для него являются тяжелым бременем. Или характер работы вполне устраивает сотрудника, но возникают проблемы с командировками и т.д.

Обобщенная характеристика мотивационных конфликтов представлена в таблице 4.2.

Таблица 4.2. Классификация внутриличностных конфликтов по к. Левину

 

ТИП КОНФЛИКТА ПРИЧИНА
Эквивалентный (приближение – приближение) Выбор одного из двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов
Витальный (избегание – избегание) Выбор одного из двух в равной мере не привлекательных объектов
Амбивалентный (приближение – избегание) Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны

Не менее частыми в организации проявляются и так называемые фрустрирующие конфликты. Такого рода конфликты возникают тогда, когда ожидаемые оценки личностью результатов своей деятельности расходятся с оценками экспертов. Например, сотрудник, выполнивший какое–либо задание, оценивает его результаты высоко, а руководителя не вполне устраивает полученный результат. В этом случае сотрудник может оказаться в состоянии фрустрирую–щего конфликта. Следует заметить, что в большей степени в оценке своего труда нуждаются женщины по сравнению с мужчинами, поэтому они в большей степени подвержены такого рода конфликтам.

Для более глубокого уяснения сути рассматриваемого конфликта можно привести формулу человеческого самоуважения У. Джеймса:

Комментируя приведенную формулу, отметим очевидный факт. Если успех выше ожидаемого результата, то человек будет испытывать восторг, переживать счастливые минуты. И наоборот, если полученный результат ниже ожидаемого, то человек будет испытывать чувство разочарования. Если показатели успеха и ожидания оценивать в баллах, то, очевидно, в первом случае показатель самоуважения (С) будет иметь величину С 1, а во втором случае С 1. Например, во время сдачи экзамена на курсах переподготовки два сотрудника получили оценку 4. Но один из них рассчитывал получить оценку 5, а второй – оценку 3. В первом случае мы будем иметь следующее описание результата по формуле У. Джеймса (сотрудник будет недоволен своим результатом):

А во втором случае сотрудник будет удовлетворен своим результатом:

Особое место среди внутриличностных конфликтов в организации занимают когнитивные конфликты, в основе которых лежит теория когнитивного диссонанса, разработанная американским психологом Л. Фестингером. Когнитивные конфликты можно разделить на два типа. К первому мы отнесем конфликты рассогласования в социальном взаимодействии. Такие конфликты возникают, например, в том случае, когда сотрудник в организации сталкивается с противоположными суждениями двух авторитетных для него людей. Это могут быть лидеры мнений или руководители. Отмеченные конфликты возникают и в том случае, когда человек сталкивается с действиями других людей, которые противоречат его представлениям. Например, измена друга, недостойное поведение руководителя и т.п.

Второй тип когнитивных конфликтов мы назовем конфликтами рассогласования в собственных действиях. Например, конфликты, связанные с вредными привычками и знанием о них. Особенно часто конфликты рассогласования в собственных действиях в организации возникают в случаях, когда действия сотрудника противоречат нормам права или морали.

Обобщенная характеристика когнитивных конфликтов представлена в таблице 4.3.

Таблица 4.3. Обобщенная характеристика когнитивных конфликтов

 

ТИП КОНФЛИКТА КОНКРЕТНЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ
Конфликт рассогласования в социальном взаимодействии Высказывания противоположных суждений двумя авторитетными для личности людьми. Действия/поступки друга, несовместимые с представлениями личности о таких действиях/поступках («друзья так не поступают») или, наоборот, – действия врага Примирение Изменение представлений о действиях/поступках Изменение социальных отношений
Конфликт рассогласования в собственных действиях Вредная привычка и знание об этом (классический пример Фестингера о курящем человеке) Действия, противоречащие нормам права или морали Избавление от вредной привычки или изменение представлений о ее вреде Оправдание своих действий Самонаказание Исповедь (для религиозного человека)

Для разрешения внутриличностных конфликтов важно, во–первых, установить факт такого конфликта, во–вторых, определить тип конфликта и его причину, и, в–третьих, применить адекватный способ разрешения. При этом следует помнить, что часто для разрешения внутриличностных конфликтов их носители нуждаются в психологической, а иногда и в психотерапевтической помощи.

Ниже в таблице 4.4. мы приводим формы проявления внутренних конфликтов и симптомы их проявления, которые призваны помочь их обнаружить у себя или других людей, а в таблице 4.5. – способы разрешения таких конфликтов.

 

Таблица 4.4. Формы проявления внутриличностных конфликтов

 

ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ СИМПТОМЫ
Неврастения Невыносимость к сильным раздражителям; подавленное настроение; снижение работоспособности; плохой сон; головные боли
Эйфория Показное веселье; выражение радости неадекватно ситуации; «смех сквозь слезы»
Регрессия Обращение к примитивным формам поведения; уход от ответственности
Проекция Приписывание негативных качеств другому; критика других, часто необоснованная
Номадизм Изменение места жительства, места работы, семейного положения
Рационализм Самооправдание своих поступков, действий

 

Таблица 4.5. Способы разрешения внутриличностных конфликтов

 

СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЙСТВИЙ
Компромисс Выбор в пользу какого–то варианта и его реализация
Уход Уход от решения проблемы
Переориентация Изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблему
Сублимация Перевод психической энергии в другие сферы деятельности: заняться творчеством, спортом, музыкой и т. п.
Идеализация Предание мечтаниям, фантазиям, уход от действительности
Вытеснение Подавление чувств, устремлений, желаний
Коррекция Изменение «Я–концепции» для достижения адекватного представления о себе

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психологические особенности личности, влияющие на возникновение конфликтов | Типы конфликтных личностей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.