КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методология разрешения проблем
Классы проблем
Во всех случаях результатом решения проблемы является определение некоторого «будущего состояния». В зависимости от возможностей и механизма его определения сформировались, по крайней мере, три наиболее известных подхода к классификации проблем, которые не противоречат, а лишь дополняют друг друга. В качестве признака характера проблемы выступает: а) степень определенности в представлении «образа будущего» как результата решения проблемы; б) возможности использования формальных методов поиска «образа будущего»; в) время наступления «будущего». Согласно первому признаку проблемы классифицируются как «жесткая», «мягкая» и «зловредная» [14]. «Жесткая» проблема подразумевает наличие конкретной цели, оптимального или «предельного» решения для ее достижения и ограничений по формированию вариантов решения и порождается ограниченной ситуацией. Ситуации рассматривается как ограниченная, если: а) известно, в чем заключается проблема и направление поиска ее решения, а также какая требуется информация; б) ясны приоритеты в решении проблемы и ограничены последствия её решения; в) ограничено время для изменения ситуации и количество людей, которое затрагивают результаты решения проблемы. «Мягкая» проблема предполагает, что будущее состояние является плохо определенным и непредсказуемым и требует сложного механизма нахождения решения по изменению или развитию системы. «Мягкая» проблема порождаются неограниченной ситуацией или «беспорядком». Ситуация рассматривается как неограниченная, если: а) неясны суть проблемы и возможный путь ее решения; б) неочевидно, какая информация необходима, и какие существуют приоритеты; в) последствия решения проблемы – серьезные и связаны с риском, проблема не поддается извлечению из контекста, т.е. порождает другие проблемы; г) время для изменения ситуации не ограничено и в изменение вовлекается большое количество людей. «Зловредные» – это чрезмерно сложные для рассмотрения, понимания и решения проблемы. К этому классу следует отнести проблемы, связанные с созданием бизнеса, с реструктуризацией организации, выходом ее из кризиса или состояния бифуркации, а также реализацией проектов с высокой степенью риска. По второму признаку проблемы условно разделены на четыре группы, с которыми несложно увязать ранее рассмотренными классы проблем: – стандартные проблемы (профессиональные задачи), решение которых происходит на основе заданных исходных данных по известным формальным методам, логическим процедурам и правилам; – хорошо структурированные проблемы, решение которых полностью основано на применении формальных методов и процедур; – слабо структурированные проблемы, в процесс решения которых вовлекаются наряду с хорошо изученными, формализуемыми факторами неизвестные и случайные; – неструктурированные проблемы, когда на этапе постановки и в процессе разработки её решения приходится иметь дело со значительной неопределенностью информации и трудностью формализации условий и факторов, воздействующих на бизнес–ситуацию. По третьему признаку проблемы группируются в зависимости от времени реализации результатов решения проблемы или времени наступления «будущего» – это стратегические, тактические и оперативные проблемы. Увязка классов проблем с причинностью исследований даются в табл. 3.2 [27]. Для краткости признаки классификации проблем идентифицируем следующим образом: первый – «образ будущего», второй – «метод поиска будущего» и третий – «время будущего». Следует понимать, что каждый уровень генерирования проблемы – совершенствование, развитие и реорганизация – в зависимости от деловой ситуации может порождать различные классы проблем. Более того, так называемые «мягкие», неструктурированные проблемы могут распадаться на ряд слабо и хорошо структурированных, «жестких» проблем. Обратим внимание, что в табл. 3.2 класс проблемы, помеченный знаком *, имеет подчиненное значение. Например, на этапе разработки проблемы развития компании, которая по характеристике относится к «мягкой» проблеме, часть ее может быть хорошо структурирована и отнесена к жесткой проблеме, решение которой дает однозначные результаты. Подобная логика относится и ко всем сложным проблемам. Таблица 3.2. Причинность проблем и их классы
Для выделенных классов проблем разработаны циклы поиска их решений. Наиболее типичный «классический» цикл исследования проблемы дается в табл. 3.3. В классическом цикле выделено пять этапов. Каждый этап характеризуется своими задачами исследования. Несмотря на достаточно строгую логику последовательности в этапах и задачах «классического» цикла, каждый исследователь вносит свои отличительные особенности в их формулировку. Особенно это касается постановки проблемы и формирования исходного множества альтернатив (ИМА).
Таблица 3.3. Этапы и задачи «классического» цикла исследования
Решение сложных, отнесенных к мягким проблемам, осуществляется на основе методологии «системной технологии вмешательства» (СТВ). Цикл исследования проблемы, представляющий поэтапную организацию знаний, именуется как СТВ – цикл, который ориентирован на преимущественное использование формальных методов исследований. Агрегированная модель СТВ - цикла [14], состоит из трех пересекающихся с некоторым наложением фаз или стадий исследования проблемы: диагностика, проектирование и осуществление (внедрение). Каждая стадия содержит несколько этапов, и каждому этапу соответствуют определенные задачи, техники и методы исследований. На рис. 3.2. дается развернутая модель СТВ – цикла. Отличительная особенность СТВ–цикла относительно классического цикла состоит в следующем: а) работа над проблемой ведется в интерактивном (диалоговом) режиме с возможностью неоднократного пересмотра решений на этапах, в ходе которых перепроверяются и корректируются промежуточные результаты; б) решение проблемы рассматривается как итерационный процесс, позволяющий не только проектировать и сравнивать варианты решения проблемы, но и оценивать различные ее постановки и разработанные стратегии. Интерактивный режим предполагает многовариантную и многоцелевую проработку ИМА с активным вмешательством заказчика проекта СТВ и использованием диалоговой или человеко-машинной системы. Вводом диагностики в качестве первой стадии цикла делается акцент на неопределенность и неоднозначность оценки сложившейся деловой ситуации в организации и на необходимость выбора из «беспорядка» проблем наиболее актуальную на данный период времени.
Рис.3.2. Модель СТВ - цикла для исследования проблемы
Для того чтобы понять образуемый круг проблем, потребуется сформировать дескриптивную модель исследуемой системы (объекта), составить список проблем и выявить их природу, установить патологию (негативные отклонения и их закономерность) и противоречия в управлении. Диагностика завершается ранжированием проблем и, в соответствии с его результатами, постановкой и структурированием проблемы (табл. 3.3), принятой для разработки. Вторая стадия исследования проблемы, на которой выстраивается «будущее состояние», во многом совпадает по форме с этапами II–IV «классического» цикла разработки проблем. В то же время ИМА» понятие «проектирование указывает на то, что по каждому варианту СТВ дается системная проработка, он рассматривается как проект, включая и экономическую оценку. Возможности каждой альтернативы технологии вмешательства устанавливаются экспериментальным путем, как правило, математическим или имитационным моделированием. Результатом стадии «проектирование» является обоснование выбора системной технологии вмешательства в функционирование организации и переход к разработке плана ее внедрения. Внедрению предшествует этап тестирования, на котором подтверждается эффективность найденного решения. Существенное отличие СТВ-цикла содержится в третьей стадии, когда предполагается вмешательство в технологию управления для перевода системы в состояние устойчивого режима функционирования или на новую стадию развития В заключение приведем высказанное Р. Кантер положение о трех нематериальных активах компании, которые помогают своевременно выявлять проблемные ситуации, проводить постановку проблемы и находить эффективное их решение: 1) концепция, отображающая наилучшие и самые новые идеи; 2) компетентность (информированность, концептуальная гибкость, управление взаимодействием и т.д.) персонала; 3) связи, позволяющие расширить сферу деятельности компании, увеличить предложения и «открыть окно» для нововведений и новых возможностей. . Глава 4. Развитие методологии научных исследований
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |