![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие
Классификация финансового контроля в теории финансового права проводится по разным основаниям. В зависимости от времени его проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и т.д. Текущий финансовый контроль происходит повседневно при проведении финансовых операций. Последующий финансовый контроль проводится после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, он может быть подразделен на различные виды. а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления; б) Президента или аппарата Президента РФ; в) исполнительных органов власти общей компетенции; г) финансово-кредитных органов; д) ведомственный и внутрихозяйственный; е) общественный; ж)аудиторский. В зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль, он делится на государственный (общегосударственный и ведомственный); муниципальный; внутрифирменный (внутрихозяйственный); аудиторский. Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Одновременно в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление Федерального казначейства, Департамент страхового надзора, Департамент государственного финансового контроля и аудита), Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Счетная палата Российской Федерации как субъект государственного финансового контроля Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению Федеральным законом от И января 1995г. № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ» была создана Счетная палата Российской Федерации — постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. Основные задачи Счетной палаты РФ: — определение целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; — оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; — проведение экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета; — осуществление контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ и т.д. Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет. Заместитель председателя назначается на должность Советом Федерации на тот же срок. При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет. Для реализации возложенных на нее задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что включает в себя: организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов; экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров РФ, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ; подготовку и представление заключений в обе палаты парламента по исполнению названных бюджетов и т.д. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются, во-первых, на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды; во-вторых, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества. Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу. В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации. Президент Российской Федерации Контроль за финансами со стороны Президента Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, министра РФ по налогам и сборам, директора федеральной службы налоговой полиции, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка. В соответствии с Конституцией РФ Президент страны обращается с ежегодным бюджетным посланием к федеральному Собранию. Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ, образованное в соответствии с Указом Президента РФ от 24 мая 1994 г. № 1015'. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц. Главное контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок, направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции к нарушителям финансовой дисциплины. Материалы об этом направляются в соответствующие контрольные или правоохранительные органы для принятия соответствующих мер. Министерство финансов РФ как субъект государственного финансового контроля Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о нем осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям, организациям, а также средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов. В составе Министерства финансов РФ был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита (бывшее Контрольно-ревизионное управление — КРУ), осуществляющий в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов. В связи с передачей Министерству финансов Российской Феде-Рации функций Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью сфера его деятельности как субъекта государственного финансового контроля значительно расширилась и получила новые черты. В 2000 г. в структуре Министерства был образован Департамент валютного контроля. Министерство финансов Российской Федерации: — проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; — контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств; — проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов; — организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Осуществляя государственный финансовый контроль, Министерство финансов Российской Федерации имеет право: — ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств; — взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством Российской Федерации и т.д. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 8881 были созданы территориальные контрольно-ревизионные органы (управления) Министерства финансов РФ в субъектах Российской Федерации. Основной задачей названных органов является осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего субъекта РФ или региона РФ. Для реализации поставленной задачи органы наделены следующими функциями: а) осуществлять последующий контроль за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств; б) проводить в пределах своей компетенции ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности; в) проводить документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов и другие функции. Названные органы наделены рядом властных полномочий по отношению к проверяемым организациям, в том числе давать обязательные указания об устранении выявленных нарушений, о возмещении причиненного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц и другие полномочия. Для осуществления исполнения бюджета в структуре Министерства финансов было образовано Федеральное казначейство РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря, 1992 г. № 1556. Единую централизованную систему органов Федерального казначейства возглавляет руководитель Федерального казначейства — начальник Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Как отмечалось ранее в соответствии с Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 27 августа 1993 г № 864, единая централизованная система органов Федерального казначейства состоит из Главного управления и подчиненных ему территориальных органов по республикам в составе РФ, краям, областям, городам, районам и районам в городах. Казначейство подчиняется министру финансов РФ. Органы Казначейства взаимодействуют с органами государственной власти субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работ по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации. Казначейство информирует законодательные и исполнительные органы государственной власти РФ о результатах исполнения федерального бюджета, иных финансовых операциях Правительства РФ, а также о состоянии государственных (федеральных) внебюджетных фондов и бюджетной системы РФ. В целях улучшения организации работы и усиления контроля за исполнением федерального бюджета Главное управление Казначейства взаимодействует с Банком России, Министерством РФ по налогам и сборам, иными федеральными органами исполнительной власти. Органы Казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками; материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают правоохранительным органам. В определенных случаях органы Казначейства предъявляют иски в суд и в арбитражный суд. Главные задачи органов Казначейства состоят в следующем: организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства исходя из принципа единства кассы; регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств; сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы; краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов; управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего долга страны; разработка методических и инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов; ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации. Положением о Федеральном казначействе определены функции Главного правления Федерального казначейства Министерства финансов РФ, функции органов казначейства по субъектам РФ, городам с районным делением, имеющим в своем подчинении нижестоящие органы казначейства, а также функции органов казначейства по городам, районам в городах. Для реализации возложенных на систему органов Федерального казначейства задач и выполнения ими своих функций эти органы наделены определенными правами и несут соответствующие обязанности. Правомочия органов Казначейства в сфере финансовых отношений достаточно широки. Их роль значительно повышается в связи с передачей им из банковской системы функций по кассовому исполнению бюджета. В соответствии со ст. 215 Бюджетного кодекса РФ установлено казначейское исполнение бюджетов. В соответствии с Кодексом руководители органов Федерального казначейства и их заместители могут применять следующие меры принуждения. 1) списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению; подлежащие возврату в бюджет, срок возврата которых истек, 2)списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил; 3) взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки; 4) выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; 5) составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов; 6) взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки; 7) приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца. Одной из мер принуждения, применяемых органами Федерального казначейства, является бесспорное списание бюджетных средств. В Кодексе предусмотрено бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов их получателей; списание бюджетных средств со счетов Федерального казначейства и его территориальных органов без их распоряжения; списание средств со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и со счетов местных бюджетов без распоряжения их финансовых органов; а также списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения. Бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа Федерального казначейства. Названное постановление принимается в течение 10 дней после составления акта проверки получателя бюджетных средств, подписанного должностным лицом органа Федерального казначейства, либо на основании заключения должностного лица того же органа об истечении срока возврата бюджетных средств или процентов (платы) за пользование ими. При недостаточности средств на лицевом счете получателя бюджетных средств постановление об их бесспорном списании исполняется в соответствии с ч. 2 ст. 855 ГК РФ, при этом указанное постановление относится к очереди, предусматривающей расчеты с бюджетом. Списание названных средств производится кредитной организацией либо Федеральным казначейством Списание средств с единого счета бюджета без распоряжения Федерального казначейства и его территориальных органов осуществляется по решению арбитражного суда. Размер средств, списываемых со счета территориального органа Федерального казначейства, не может превышать разницу между суммой средств, находящихся на счете указанного территориального органа, и суммой средств, которые в момент списания отражены на лицевых счетах бюджетных учреждений либо считаются зачисленными на их счет. Списание средств со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и со счетов местных бюджетов без распоряжения органов, исполняющих соответствующие бюджеты, осуществляется по решению арбитражного суда. Данное списание не должно превышать разницу между суммой средств, находящихся на счете соответствующего бюджета, и совокупной суммой средств, указанных в своде лимитов финансирования на месяц по всем получателям бюджетных средств. Списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения осуществляется в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством. Порядок списания средств подробно регламентируется ст. 285—288 Бюджетного кодекса РФ. Как отмечалось ранее, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 121-ФЗ «Об организации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»2 в структуре Министерства финансов РФ был образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (далее — КФМ России). В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. № 2113, КФМ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. КФМ России ежегодно представляет в Минфин РФ отчет, а в Правительство РФ доклад о своей деятельности в названной сфере. КФМ России возглавляет председатель, обязанности которого исполняет первый заместитель министра финансов РФ. Основными задачами Комитета являются: 1) сбор, обработка и анализ в установленном порядке информации, документов, сведений и иных материалов об операциях, сделках с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, 2) создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в названной сфере; 3) направление соответствующей информации в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем; 4) осуществление в соответствии с международными договорами РФ взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; 5) представление в установленном порядке РФ в международных организациях при рассмотрении вопросов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Для реализации названных задач КФМ России выполняет следующие основные функции: 1) осуществляет сбор и обработку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством; 2) выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем; 3) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в данной сфере; 4) направляет информацию по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией преступных доходов; 5) участвует в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем; 6) осуществляет контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с законодательством 0 противодействии легализации преступных доходов; 7) осуществляет взаимодействие с Банком России в данной сфере; 8) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства о противодействии легализации преступных доходов части соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, также организации внутреннего контроля; 9) разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства в данной сфере; 10) обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, а также осуществляет иные функции в сфере финансового мониторинга. Для выполнения своих задач и функций КОМ России наделен следующими полномочиями: 1) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и ЦБ РФ информацию по вопросам, относящимся к ведению Комитета; 2) запрашивать информацию у организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом; 3) получать необходимые разъяснения по предоставленной информации; 4) направлять информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция с денежными средствами или имуществом связана с легализацией преступных доходов, а также по запросам этих органов; 5) обращаться в соответствующие органы государственной власти с предложением о привлечении к ответственности виновных лиц; 6) запрашивать у компетентных органов иностранных государств и представлять им в соответствии с международными договорами соответствующую информацию, а также иные полномочия. Финансовые органы субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного финансового контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными предоставляемым Министерству финансов РФ. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам как субъект государственного финансового контроля Переход к рыночным отношениям в экономике, изменения в области ценообразования и планирования, возникновение таких хозяйствующих оъектов, как хозяйственные товарищества и общества, приватизация объектов государственной и муниципальной собственности, превращение налогов в основной источник государственных доходов и т.д. обусловили необходимость появления новых органов, осуществляющих финансовый контроль, и новых форм его проведения. В соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991г. №943-1 «О налоговых органах в Российской Федерации» при Министерстве финансов РСФСР была создана единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством — Государственная налоговая служба. Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 г. № 340' утверждено Положение о Государственной налоговой службе Российской Федерации, которым предусмотрено, что органы Государственной налоговой службы РФ составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства. В соответствии с Положением о Государственной налоговой службе РФ единая централизованная система органов Государственной налоговой службы РФ состоит из центрального республиканского (России-;' ской Федерации) органа государственного управления (Государственная налоговая служба РФ) и государственных налоговых инспекций по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, районам, городам (за исключением городов районного подчинения) и районам в городах. Указом Президента РФ от 23 декабря 1998г. № 1635 Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Главной задачей данного Министерства является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Министерство РФ по налогам и сборам, осуществляя свою главную задачу, выполняет следующие функции: — проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет; — производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет; — организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов; — осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации; — анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции. Налоговые инспекции на территории субъектов Российской Федерации и городов с районным делением осуществляют функции, предусмотренные законодательством для налоговых органов и налоговой инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах. Налоговая инспекция выполняет большое количество функций, среди которых следует назвать: — осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды; — обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильности начисления платежей гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также поступления этих платежей в соответствующий бюджет; — контроль за своевременностью представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверка достоверности этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налога и других платежей в бюджет; — передача правоохранительным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность; — предъявление в суд и в арбитражный суд соответствующих исков, в частности исков о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам (речь идет о сделках, совершенных с целью, противоречащей основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ); — приостановление операций предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях в случаях непредставления (или отказа представить) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет. Органы Министерства внутренних дел РФ обязаны оказывать практическую помощь работникам государственных налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных функций. Налоговая инспекция имеет право применять к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам определенные законодательством финансовые санкции. Проверки предприятий, учреждений и организаций оформляются актами, в которых отражаются выявленные нарушения законодательства о налогах и других платежах в бюджет, факты невыполнения требований должностных лиц государственных налоговых инспекций, а также даются указания об устранении выявленных нарушений и о внесении причитающихся сумм в бюджет. Акт подписывается должностными лицами Министерства РФ по налогам и сборам, другими участниками проверок и руководителями и главными (старшими) бухгалтерами проверяемых предприятий, учреждений, организаций. Права и обязанности налоговых органов регламентируются также нормами, содержащимися в соответствующих статьях Налогового кодекса РФ. Местный финансовый контроль осуществляют органы местного самоуправления, которые в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. Большое значение для развития местного самоуправления имеет Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1. Выборные и другие органы местного самоуправления осуществляют местный финансовый контроль при утверждении местного бюджета, его исполнении и при утверждении отчета о его исполнении, устанавливают местные налоги и сборы на основе принципов, определенных законодательством России Главы местной администрации, являющиеся высшими должностными лицами местного самоуправления, осуществляют местный финансовый контроль при исполнении местного бюджета, управлении объектами муниципальной собственности, реализации государственных программ приватизации муниципальных предприятий, объектов социально-культурного и бытового назначения, торговых и иных объектов (имущества), являющихся муниципальной собственностью, и при решении иных вопросов местного значения В соответствии с Федеральным законом от 25 сентября 1997 г № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» при осуществлении представительными органами местного самоуправления контроля за исполнением местных бюджетов им предоставлено право привлекать для этой цели аудиторов Существенным нововведением вышеназванного Федерального закона являются нормы, согласно которым представительный орган местного самоуправления вправе за счет средств местного бюджета создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов и муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета Муниципальная налоговая служба координирует свою контрольную деятельность за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации с территориальными органами Министерства РФ по налогам и сборам и обязана представлять им всю необходимую информацию Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации Основными задачами данного контроля являются — выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины, — разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих, — принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др Выделяется также независимый, негосударственный вид контроля — аудит
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |