Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие бюджетного процесса и его принципы




Бюджетный процесс

Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права.

Процессуальные нормы бюджетного права, строгое их соблюде­ние являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевремен­ности поступления в бюджет доходов и законности и своевремен­ности их расходования.

Бюджетный процесс — регламентированная процессуальными нор­мами бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключе­нию, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчета об исполнении бюджета. В ст. 6 БК РФ дается несколько другое оп­ределение бюджетного процесса, там не выделена стадия составле­ния и утверждения отчета об исполнении бюджета. Нам кажется, что это не совсем верно, так как именно отчет об исполнении бюд­жета является обратной связью в бюджетной деятельности государ­ства и делает эту деятельность «прозрачной»2.

Деятельность государства от начала составления государствен­ного бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится око­ло трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным цик­лом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процес­са: стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, ста­дия исполнения и заключения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодиче­ски сменяют одна другую. Сам бюджет действует в течение одного года с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год на территории РФ длится 12 месяцев (ст. 211, 264 БК РФ). В соответ­ствии со ст. 242 БК РФ финансовый год завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 де­кабря. Принятие денежных обязательств после 25 декабря не до­пускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря. Счета, исполь­зуемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат за­крытию в 24 часа 31 декабря.

бюджетному процессу присущи также свои особенные принципы Так во-первых, в основе бюджетного процесса лежит принцип последова­тельности вступления в бюджетную деятелъность органов исполни­тельной и представительной власти, где проект бюджета обязатель­но составляют исполнительные органы, закон или решение о бюджете принимаются представительным органом, а исполняют бюд­жеты всех уровней органы исполнительной власти

Очень важен принцип ежегодности бюджета который включает в себя такое важное основополагающее правило как обязательное принятие бюджета до начала планируемого года.

Важным для бюджетного процесса остается принцип специализа­ции бюджетных показателей, который состоит в том что в основе и составления, и исполнения бюджета лежит бюджетная классифи­кация, предполагающая группировку всех Доходов бюджетов всех уровней по источнику возникновения, а расходов — по целевому назначению, по направлениям деятельности.

В состав бюджетной классификации РФ входят:

— классификация доходов бюджетов РФ;

— функциональная классификация расходов бюджетов РФ;

— экономическая классификация расходов бюджетов РФ;

— классификация источников внутреннего финансирования де­фицитов бюджетов РФ;

— классификация источников внешнего финансирования дефи­цитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

— классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга;

— классификация видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;

— ведомственная классификация расходов РФ.

Принцип специализации показателей бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классифика­ция — специальный юридический акт, лежащий в основе всей бюд­жетной деятельности финансовых органов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация имеет значение не только для про­цессуальных норм бюджетного права, но и лежит в основе матери­альных норм бюджетного права.

Стадия составления проекта бюджета

Эта стадия начинается с послания Президента РФ Федерально­му Собранию, которое в соответствии с Бюджетным кодексом РФ должно поступить в Федеральное Собрание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году (ст. 170 БК РФ).

Составление бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития со­ответствующей территории на очередной финансовый год; основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по соот­ветствующей территории; плане развития государственного или му­ниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год (п. 3 ст. 172). Порядок и сроки состав­ления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления од­новременно с проектом федерального бюджета, определяются Пра­вительством РФ (ч. 3 п. 1 ст. 184 БК РФ).

Всю практическую работу по составлению проекта федерально­го бюджета осуществляет Министерство финансов РФ.

Правительство РФ за 10 месяцев до начала финансового года организует работу по составлению бюджета: доведению до предста­вительных и исполнительных органов субъектов Федерации инст­руктивного письма об особенностях составления расчетов к проек­там бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о цен­трализованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах и их изменениях.

Исполнительные органы власти всех уровней исходя из необхо­димости утверждения бюджетов до начала финансового года дово­дят до представительных и исполнительных органов нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюдже­тов.

В случае несбалансированности доходов и минимально необ­ходимых расходов бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления их исполнительные органы власти представляют в вышестоящие органы исполнительной власти необходимые расчеты для обоснования необходимости выделения отчислений от регулирующих доходов, средств фонда поддержки территорий, дотаций, субвенций, подлежащих переда­че из вышестоящих бюджетов в нижестоящие, а также данных об изменении состава субъектов, подлежащих бюджетному финан­сированию.

Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу подлежат рас­смотрению межведомственной правительственной комиссией, ко­торую возглавляет министр финансов.

Разработка и согласование федерального бюджета на очередной финансовый год завершаются не позднее 15 июля года, предшествую­щего очередному финансовому году (см. ч. 2 п. 8. ст. 184 БК РФ).

Для более полного учета всех финансовых ресурсов исполни­тельные органы власти каждой территории вправе составить терри­ториальный сводный финансовый баланс доходов и расходов субъ­ектов Федерации и местного самоуправления.

Предприятия, учреждения и организации всех форм собствен­ности, расположенные на соответствующих территориях, включая налоговые службы и органы статистики, обязаны безвозмездно представлять исполнительным органам власти все сведения, необ­ходимые для составления этих балансов.

После представления нижестоящими субъектами Федерации предложений в вышестоящие органы исполнительной власти, рас­четов по распределению доходов и расходов бюджетов разных уров­ней Правительство Российской Федерации не позднее чем за четы­ре с половиной месяца до начала финансового года доводит до всех представительных и исполнительных органов субъектов РФ сле­дующие данные: проектируемые нормативы (проценты) отчислений от регулирующих доходов с учетом контингентов этих доходов, по­ступающих на данной территории; данные о дотациях, субвенциях и трансфертах, начисляемых к предоставлению из вышестоящих бюджетов нижестоящим бюджетам, и их целевое назначение; пере­чень закрепленных в полном объеме и фиксированных долей (в процентах) доходов за бюджетами всех национально-государст­венных и административно-территориальных образований.

В случае возникновения разногласий по проекту бюджета в процессе его подготовки и составления исполнительные органы власти могут вносить в вышестоящие органы свои предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом власти показателей.

Рассмотрение этих предложений первоначально производится в соответствующем вышестоящем исполнительном органе власти. В случае отклонения предложения полностью или частично этот вышестоящий орган исполнительной власти обязан совместно с нижестоящим заинтересованным органом составить протокол об имеющихся разногласиях в сроки, установленные соответствующим вышестоящим представительным органом власти.

Для рассмотрения возникающих разногласий представительные органы власти на паритетных началах образуют согласительную ко­миссию. Результаты работы согласительной комиссии должны быть доведены до сведения соответствующих нижестоящих и вышестоя­щего представительных органов власти в установленные сроки. Окончательное решение принимается соответствующим вышестоя­щим органом представительной власти.

Стадия рассмотрения и утверждения бюджета

Правительство Российской Федерации, правительства субъектов РФ и органы местного самоуправления (муниципальных образова­ний) выносят уточненный проект бюджета на рассмотрение в соот­ветствующий представительный орган. По всем финансовым во­просам, и в частности для работы с бюджетом, органы представи­тельной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии. Так, в Государственной Думе Федерального Собрания создан Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, бан­кам и финансам, в Совете Федерации — Комитет Совета Федера­ции по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулиро­ванию. Эти комитеты корреспондируют предложения по бюджету других комитетов и комиссий палат Совета Федерации и Государ­ственной Думы и контактируют по вопросам бюджета между собой.

Комитеты и комиссии Федерального Собрания должны провес­ти постатейное рассмотрение представленного проекта бюджета и вынести по нему сводное заключение. Вопрос о рассмотрении и утверждении бюджета в органах представительной власти на­столько важен, что с 1994 по 1998 г. Федеральным Собранием РФ принимались специальные законы, где предусматривался подроб­ный регламент рассмотрения и принятия федерального бюджета. В настоящее время порядок рассмотрения бюджета в четырех чте­ниях закреплен в ст. 196 БК РФ.

Бюджетным Кодексом РФ предусматривается, что Государст­венная Дума рассматривает проект закона «О федеральном бюдже­те». Такое внимание представительного органа государственной власти к рассмотрению проекта закона о бюджете характерно для всех демократических государств.

Правительство РФ представляет Государственной Думе проект федерального закона о федеральном бюджете. К нему прилагается ряд документов и материалов, таких, как: предварительные итоги социально-экономического развития РФ, прогноз социально-эко­номического развития РФ на следующий год; основные направле­ния бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год; план развития государственного и муниципального сектора экономики; прогноз сводного финансового баланса на территории РФ (на очередной финансовый год); основные принципы и харак­теристики взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ; прогноз консолидированного бюджета РФ на сле­дующий год; федеральные целевые программы по развитию регио­нов, предусмотренные к финансированию за счет средств феде­рального бюджета; проект адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год; проект программы приватизации госу­дарственных и муниципальных предприятий; расчеты по статьям классификации доходов и расходов федерального бюджета; между­народные договоры о государственных внешних заимствованиях и государственных кредитах; проект программы государственных внешних заимствований РФ и предоставлении государственных кредитов РФ иностранным государствам на очередной финансовый год; проект структуры государственного внешнего долга РФ; проект структуры государственного внутреннего долга РФ и проект про­граммы внутренних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита федерального бюджета, и т.д. (п. 1 ст. 192 БК РФ).

При необходимости внесения изменений и дополнений в зако­нодательные акты по налогам Правительство РФ представляет в Государственную Думу проекты соответствующих федеральных законов.

Расходы в проекте федерального закона о бюджете представля­ются в разрезе функциональной и ведомственной бюджетной клас­сификации с расшифровкой целевых статей и видов расходов.

Правительство РФ представляет Государственной Думе проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда РФ; Фонда социального страхования РФ; Федерального фонда обязательного медицинского страхования'.

Центральный банк РФ представляет Государственной Думе со­гласованный с Правительством РФ проект основных направлений денежно-кредитной политики на следующий год.

До рассмотрения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении комитеты и комиссии Госдумы представляют в Комитет Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам за­ключения по данному законопроекту, на основании которых ука­занный комитет готовит заключение по проекту бюджета и пред­ставляет его на рассмотрение Госдумы.

При рассмотрении Госдумой проекта Закона РФ о Федераль­ном бюджете РФ в первом чтении Госдума обсуждает его концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год — основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерально­го бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государ­ственных внешних заимствований РФ в части источников внешне­го финансирования дефицита федерального бюджета, а также ос­новные характеристики федерального бюджета, к которым относятся доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами субъектов РФ; дефицит феде­рального бюджета и источники его покрытия; общий объем расхо­дов (ст. 199 БК РФ), принимает решение о принятии или об откло­нении указанного законопроекта.

При отклонении проекта федерального закона о бюджете в пер­вом чтении Госдума может передать законопроект в согласитель­ную комиссию по уточнению основных показателей проекта бюд­жета; вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку; по­ставить вопрос о доверии Правительству (ч. 4 ст. 202 БК РФ). В случае передачи проекта бюджета РФ в согласительную комис­сию, которая состоит из представителей Госдумы, Совета Федера­ции и Правительства РФ, ответственных за рассмотрение бюджета в первом чтении, она разрабатывает согласованный вариант основ­ных характеристик федерального бюджета на следующий год и представляет проект федерального закона о федеральном бюджете на рассмотрение Госдумы повторно в первом чтении.

Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от Госдумы, Совета федерации, Правительства РФ. Решение считается принятым сто­роной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной сто­роны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержа­ли три стороны. Решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным (п. I и 2 ст. 203 БК РФ).

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта закона о фе­деральном бюджете принимается постановление Госдумы о приня­тии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете (ч. 1 п. 4 ст. 203 БК РФ).

Если Госдума не принимает решение по итогам работы согла­сительной комиссии, проект закона о федеральном бюджете счита­ется повторно отклоненным. Повторное отклонение проекта феде­рального бюджета возможно лишь в случае, если Госдума ставит вопрос о доверии Правительству РФ (ч. 3 п. 4 ст. 203 БК РФ). Если федеральный бюджет на очередной финансовый год возвращают на доработку в Правительство РФ, то он дорабатывается в течение 20 дней с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в за­ключениях комитетов по бюджету и экономической политике; до­работанный законопроект вносится на повторное рассмотрение Госдумы в первом чтении. При повторном внесении указанного за­конопроекта Госдума рассматривает его в первом чтении течение 10 дней со дня повторного внесения.

В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство РФ представляет новый вариант проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после его сформирования (ст. 204 БК РФ).

При рассмотрении Госдумой проекта закона о федеральном бюд­жете во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддерж­ки субъектов РФ. Госдума рассматривает во втором чтении закон о бюджете в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении.

Именно во втором чтении Госдума направляет в органы испол­нительной и представительной власти субъектов Федерации сведе­ния о распределении доходов от федеральных налогов и сборов ме­жду бюджетами Российской Федерации, утвержденном при первом чтении, а также о размере Федерального фонда финансовой под­держки субъектов РФ и распределении его средств, утвержденных во втором чтении. Если бюджет отклоняется во втором чтении, он передается в согласительную комиссию (ст. 205 БК РФ).

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классифика­ции расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств фе­дерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ, рассматривается распреде­ление средств Федерального фонда финансовой поддержки целевых программ и т.д. Субъекты права законодательной инициативы на­правляют свои поправки по третьему чтению в Комитет по бюдже­ту (ст. 206 БК РФ).

Госдума рассматривает проект о бюджете в третьем чтении в те­чение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во вто­ром чтении.

Поправки по распределению средств Федерального фонда фи­нансовой поддержки субъектов Федерации предварительно должны быть рассмотрены Комитетом по бюджету Совета Федерации.

Поправки субъектов права законодательной инициативы, пре­дусматривающие предоставление средств федерального бюджета ор­ганизациям любых форм собственности, не рассматриваются.

Совет Федерации рассматривает федеральный закон о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня предоставления его Госдумой, при этом закон на предмет его одобрения голосуется в целом (ст. 208 БК РФ).

Одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней на­правляется Президенту РФ для его подписания и обнародования.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он посылается в согласительную комиссию. Согласительная комис­сия выносит на повторное рассмотрение Госдумой закон о феде­ральном бюджете в течение 10 дней. Госдума повторно рассматри­вает закон о бюджете в одном чтении.

В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации за­кон о федеральном бюджете считается принятым, если при повтор­ном голосовании за него проголосовало не менее двух третей обще­го числа депутатов Госдумы (ст. 207 БК РФ).

Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального Собрания. Порядок расхо­дования средств специальных секретных программ устанавливается Президентом РФ.

В случае отклонения Президентом РФ закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год указанный закон передает­ся в согласительную комиссию. В согласительную комиссию обяза­тельно включается представитель Президента РФ.

Если федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала года (в случае не­принятия Госдумой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год — до I декабря текущего года, а также в случае невступления в силу закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год по другим причинам — до 1 января очередного года), Госдума может принять закон о фи­нансировании расходов из федерального бюджета в первом квартале очередного финансового года. В этом случае федеральные ор­ганы исполнительной власти производят расходование средств фе­дерального бюджета в соответствии с указанным федеральным за­коном (ст. 211).

В Бюджетном кодексе также урегулированы случаи внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете (см. гл. 23 БК РФ).

В случае изменения финансирования по сравнению с утвер­жденным федеральным бюджетом более чем на 10% орган испол­нительной власти вносит проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете, который рассматривается в Госдуме снова в трех чтениях, в течение 15 дней.

Если проект закона о внесении изменений и дополнений не принимается в указанный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета, если в законе о бюджете не предусмотрено иное (ст. 213 Б К РФ).

На территории каждого субъекта РФ порядок и условия образо­вания, рассмотрения и утверждения бюджета устанавливаются со­ответствующими представительными органами власти, которые принимают законы о бюджетном процессе на данной территории. Каждый закон должен соответствовать общим принципам бюджет­ного процесса и правилам составления, рассмотрения и утвержде­ния федерального бюджета.

Стадия исполнения бюджета

Практически бюджет исполняется специальными субъекта­ми — участниками бюджетных правоотношений:

• главным распорядителем бюджетных средств;

• распорядителями бюджетных средств;

• получателями бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и по­лучателям бюджетных средств, определенным ведомственной клас­сификацией расходов федерального бюджета.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета — орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным рас­порядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета (ст. 158 БК РФ).

Распорядитель бюджетных средств— орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право рас­пределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Получатель бюджетных средств— бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162 БК РФ).

Исполнить бюджет — это значит обеспечить полное и своевре­менное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы.

Правительство РФ по согласованию с правительствами (адми­нистрациями) субъектов РФ устанавливает порядок исполнения бюджетов. Исполнение бюджета обеспечивает в установленном по­рядке Министерство финансов РФ, вся система органов управле­ния финансами РФ. В процессе исполнения бюджета органы ис­полнительной и представительной власти осуществляют корректи­ровку бюджетных назначений с учетом динамики цен и поступле­ний доходов в федеральный бюджет, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, уч­реждениям и организациям.

Эта деятельность государства называется кассовым исполнением бюджета, порядок осуществления которого в последнее время изме­нился. Дело в том, что коммерческие банки практически не справи­лись со своей задачей исполнения бюджета. Имея своей основной целью получение прибыли, они использовали пришедшие им на счета средства как бюджета, так и поступающих в бюджет налогов в коммерческих целях (в частности, играя на рынке ценных бумаг), что вызвало в стране кризис неплатежей и задержку выплат заработ­ной платы. Тогда было решено государственные деньги аккумулиро­вать и перераспределять через государственные органы.

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется казначейское исполнение бюджетов, что закреплено в Бюджетном кодексе (ст. 215), где записано: «В Российской Федерации устанав­ливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средства­ми. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учрежде­ний». Государственный фонд денежных средств почти полностью контролируется государством.

Федеральное казначейство регистрирует все операции, связан­ные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов феде­рального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства.

Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета (ст. 243, 244 БК РФ).

В целях перехода на казначейскую систему исполнения бюдже­тов всех уровней в Федеральном законе от 25 сентября 1997г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от было закреплено, что в целях управле­ния средствами местной казны и обслуживания исполнения мест­ного бюджета представительный орган местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство за счет средств мест­ного бюджета.

По федеральному бюджету в соответствии с Бюджетным кодек­сом учреждена Главная книга казначейства (ст. 256 БК РФ), где ре­гистрируются все операции, связанные с поступлением в федераль­ный бюджет доходов и поступлений из источников финансирова­ния дефицита федерального бюджета, а также с санкционировани­ем и финансированием расходов федерального бюджета.

Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств из бюджета.

Главная книга казначейства ведется на основе плана счетов, ут­верждаемого федеральным казначейством. Записи в Главной книге казначейства осуществляются по факту совершения соответствую­щих операций в процессе исполнения федерального бюджета, и данные этой книги являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.

Необходимым документом для исполнения бюджета является бюджетная роспись. Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Министерством финансов РФ и утверждается министром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия феде­рального закона о федеральном бюджете (ст. 246 БК РФ). Она пре­дусматривает поступление и расходование бюджетных средств календарно поквартально таким образом, чтобы поступающие в опре­деленные временные промежутки доходы смогли покрыть предстоящие в данные промежутки времени расходы. Утвержденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета, составленная в полном соответствии с Законом о бюджетной классификации, передается на исполнение Федеральному казначейству и направля­ется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную палату РФ.

Бюджетная роспись — обязательный документ для практическо­го исполнения бюджета Федерации для субъектов Федерации и для органов местного самоуправления (муниципальных органов).

Все изменения бюджета, связанные с его исполнением, должны обязательно отражаться через бюджетную роспись.

Завершается работа по исполнению бюджета, и это касается бюджетов всех уровней, 31 декабря. Лимиты бюджетных обяза­тельств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджет­ных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным ка­значейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюд­жетные обязательства. Счета, используемые для исполнения феде­рального бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпри­нимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые со­ответствующими бюджетными учреждениями лицевые счета.

После завершения операций по принятым бюджетным обяза­тельствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в доходах федерального бюджета наступившего финансового года в качестве остатка средств (ст. 264 БК РФ).

Стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета

Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета. Этому вопросу посвящены ст. 271, 272 и 273, а также глава 27 БК РФ. Отчет об исполнении бюджета начинается с того, что в конце финансового года министр финан­сов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении бюджета в целом и каждого государственного внебюд­жетного фонда в отдельности (ст. 274 БК РФ). Отчет об исполне­нии бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств (ст. 271 БК РФ). Отчет об исполнении бюджета представляется в соответствующий представительный орган в фор­ме проекта закона (решения) вместе с документами и материалами, предусмотренными Бюджетным кодексом. По исполнению бюдже­та проводится внешняя проверка Счетной палатой, которая дает заключение об исполнении федерального бюджета (ст. 277, 278 БКРФ).

Отчет об исполнении бюджета должен быть составлен в соот­ветствии с той же структурой и бюджетной классификацией, кото­рые применялись при утверждении бюджета.

Вместе с отчетом об исполнении бюджета в Государственную Думу представляются следующие документы и материалы: отчет о расходовании средств резервного фонда Правительства РФ и ре­зервного фонда Президента РФ; отчет Минфина и иных уполномо­ченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов; отчет Минфина РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении государственных гарантий; отчет о внут­ренних и внешних заимствованиях РФ по видам заимствований; о доходах, полученных от использования государственного имуще­ства; сводные отчеты о выполнении плановых заданий по предос­тавлению государственных и муниципальных услуг; сводные отчет­ные сметы доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств; реестр федеральной государст­венной собственности на первый и последний день отчетного фи­нансового года; отчет о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ; отчет Федерального казначейства о рассмотренных делах и на­ложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства (ст. 276 БК РФ).

В ходе проверки бюджета может быть выявлено несоответствие исполнения бюджета принятому закону (решению), тогда соответ­ствующий представительный орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета и обратиться в про­куратуру РФ для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных долж­ностных лиц (ст. 273 БК РФ).

Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона; одновременно с отчетом об исполне­нии федерального бюджета за отчетный финансовый год в Госдуму вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов (ст. 275 БК РФ), а также целый ряд документов в соответствии со ст. 276 БК РФ.

Счетная палата дает заключение по отчету Правительства об ис­полнении федерального бюджета, в которое включаются заключе­ния по каждому разделу и подразделу функциональной классифи­кации расходов бюджетов РФ по каждому главному распорядителю бюджетных расходов с указанием руководителей органов государст­венной власти или должностных лиц, допустивших нарушения ис­полнения функциональной классификации (ст. 278 БК РФ).

Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении фе­дерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заклю­чения Счетной палаты РФ (ст. 279 БК РФ), при этом заслушивают­ся доклады руководителя Федерального казначейства, министра финансов, Генерального прокурора РФ, а также могут быть заслу­шаны председатели Конституционного, Высшего Арбитражного, Верховного Судов, которые могут выступить с анализом дел, свя­занных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного зако­нодательства в течение года

В итоге может быть принято решение либо об утверждении от­чета об исполнении федерального бюджета, либо о его отклонении

В случае отклонения отчета об исполнении бюджета к ответст­венности привлекаются должностные лица, предоставившие недос­товерные или неполные сведения по исполнению бюджета.

Решение об отчете об исполнении бюджета должно быть опуб­ликовано в средствах массовой информации.

 

Тема 4 «Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.